Диагностика сенсомоторного развития ребенка

Диагностика сенсомоторного развития ребенка thumbnail

Успешность воспитания, обучения, социальной
адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его
возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная
психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в
системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение,
коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика
нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития, определить
оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его
психофизическим особенностям.

Проведение психодиагностического обследования
всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных
задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями
развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для
определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Если коррекционно-педагогическое воздействие
строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни
ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитываются важные для
развития особенности окружающей микросреды, то это воздействие обеспечивает
успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в
школьной среде. Способствует формированию положительного отношения к учению, к
школе. Влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой
для специальных коррекционных мероприятий.

И наоборот. Если в процессе обучения уровень
развития ребенка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не
учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются,
возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется
почти невозможно.

Целью данной диагностики является обследование
уровня развития детей, качественный анализ уровня психического развития для
определения индивидуальных особенностей каждого ребенка, характеристики
нарушений психики и на этой основе создания идеальных условий для развития,
обучения и коррекции отклонений.

Результаты диагностики служат основой
прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора оптимального
содержания обучения и коррекционного воздействия.

Данную диагностику проводит учитель-дефектолог. По
ее результатам строится групповая и индивидуальная работа.

Ниже приводится примерный список методик
исследования сенсомоторной сферы детей. Предлагается таблица факторов риска
развития ребенка, которая заполняется по результатам обследования. Для более
точной диагностики представлен анализ показателей развития.

Приложение 1

Задания для диагностики.

I. Беседа на выявление запаса сведений и знаний.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда
    вырастешь: женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть сестра, брат? А кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год?
    Сколько было год назад?
  6. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  7. Как называется город, страна, в которой ты
    живешь?
  8. Покажи свой правый глаз. Для чего человеку
    нужны: глаза, рот, уши…?
  9. Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Что
    бывает раньше, обед или ужин?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш,
    ленточка, кофта?
  11. Каких животных, птиц ты знаешь?
  12. Кто больше, корова или собака? Кто меньше,
    птица или бабочка? У кого больше ног, у собаки или птички?
  13. Когда можно кататься на санях – зимой или
    летом? Почему?
  14. Какое сейчас время года? Почему ты так
    считаешь?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Зачем в школе нужна парта, портфель, звонок?
  18. Что нужно сделать, если сломаешь нечаянно чужую
    вещь?

Оценка результатов:

  • 6 и менее правильных ответов – низкий уровень,
    выраженный фактор риска;
  • 7 – 13 правильных ответов – средний уровень,
    наличие фактора риска;
  • 14 – 18 правильных ответов – высокий уровень,
    отсутствие фактора риска.

II. Крупная
моторика.

1. «Изобрази» – ребенка просят изобразить животных,
птиц.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики, умение передавать образы в движении, мимике, пантомимике.

2. Комплекс упражнений:

  • ходьба: на носках с разными положениями рук; на
    пятках; на наружных и внутренних сторонах стоп;
  • бег: на месте; на носках; сильно сгибая ноги
    назад; выбрасывая прямые ноги вперед;
  • прыжки: на двух ногах; на одной ноге; меняя
    ноги; в длину с места.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики.

III. Тонкая
моторика.

1. Задания: мозаика, шнуровка, завязывание и
развязывание узелков, плетение косичек.

Цель: выявление особенностей тонкой
моторики.

2. Графические задания: продолжи ряд.

Приложение 2

Цель: выявление особенностей тонкой моторики,
графических навыков.

3. Упражнения:

  • ладонь положить на стол, поочередно поднимать
    пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца;
  • зажать карандаш средним и указательным пальцами,
    затем сгибать и разгибать эти пальцы;
  • выпрями кисть, затем медленно сжимать пальцы в
    кулак.

Цель: выявление особенностей тонкой моторики.

IV.
Зрительно-моторная координация.

Задание: срисуй фигуры.

Приложение 3

Цель: определение четкости и ровности
штриха, точности соотношения элементов, величина штрихов.

V. Сенсомоторная
интеграция.

«Узнай фигуру на ладони» – ребенку показывают
геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник,
квадрат), дают пощупать и рассмотреть, пощупать с закрытыми глазами, а затем
предлагают, ребенку заложить ведущую руку с открытой ладошкой за спину. На
ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат.
Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя цифры
или буквы.

Цель: выявить уровень развития сенсомоторной
интеграции.

VI. Слухомоторная
интеграция.

«Постучи как я» – ребенок сидит за столом спиной к
дефектологу, руки на столе. Дефектолог отстукивает различные ритмы. Ребенок
должен их повторить.

Цель: выявить уровень развития слухомоторной
интеграции.

VII. Восприятие.

1. Ребенка просят показать, где у него правая рука,
левое ухо, правый глаз. То же просят показать на картинке или у игрушки.

Цель: исследовать умение различать правую –
левую стороны у себя, в изображении на картине, игрушке.

2. Вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой был
вчера? Какой будет завтра? Как называются выходные дни?»

«Назови времена года. Какое время года наступит
после зимы? На деревьях желтые листья, часто идут дожди, становится холодно,
птицы улетают в теплые страны – какое это время года?»

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность временных
отношений.

3. Вопросы: «Назови, что находится справа от тебя,
слева от стола, на столе, под стулом, позади тебя».

Цель: выявить сформированность
пространственных представлений, умение ориентироваться в ближайшем окружении.

4. Ребенку предлагается набор геометрических фигур
(круги, треугольники, квадраты) разного размера и цвета, альбомный лист.

Задание: «В центр листа положи большой красный
треугольник, справа от него положи маленький синий квадрат, слева от
треугольника положи маленький желтый круг, под круг положи большой зеленый
квадрат» и т.д.

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность представлений
о форме, величине, цвете, способность различать понятия «большой», «маленький»,
ориентироваться на плоскости.

5. «Узнай и дорисуй» – ребенку предлагаются
карточки с недорисованными предметами. Он должен узнать, что нарисовано, и
дорисовать вторую половину.

Цель: выявить умение детей видеть объем
целого предмета, точно передавать вторую половину предмета, целостность
восприятия.

VIII. Внимание.

1. «Найди отличия» – ребенку предъявляют две
картинки и предлагают найти отличия.

Цель: выявить способность концентрировать
внимание на предъявляемых объектах, наблюдательность.

2. «Найди и вычеркни» (для детей, знающих буквы) –
ребенку дают лист с буквами (10 рядов по 15 букв) и предлагают просматривать все
ряды от начала до конца и подчеркивать все буквы О, все буквы А зачеркивать.

Если ребенок не знает буквы, их можно заменить
геометрическими фигурами и предложить подчеркивать все круги, а все треугольники
зачеркивать.

Цель: определить уровень продуктивности,
устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

IX. Память.

1. Ребенку называют 10 слов (собака, цветок, ручка,
дверь, стол, огурец, мальчик, книга, стакан, ложка). Затем просят их повторить в
произвольной последовательности.

Цель: выявить уровень сформированности
слуховой памяти.

2. Ребенку показывают 10 картинок, на которых
изображены знакомые предметы (карандаш, топор, шкаф и т.д.). Затем просят
повторить в произвольной последовательности все, что он запомнил.

Цель: выявить уровень сформированности
зрительной памяти.

3. «Пары слов» – ребенку зачитывают 5 пар слов:

  • Тарелка – суп.
  • Собака – будка.
  • Корова – молоко.
  • Школа – учитель.
  • Книга – буквы.

Затем зачитывают первое слово, а ребенок должен
воспроизвести второе.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

4. «Истории» – ребенку зачитывают небольшой текст.
Затем просят его пересказать.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

X. Мышление.

1. «Четвертый лишний».

Цель: выявление способности исключать и
обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.

2. «Нелепицы».

Цель: выявить уровень понимания логических
связей и закономерностей окружающего.

3. «Сравни предметы».

Цель: выявить умение выделять признаки
сходства и различия предметов.

4. «Разложи по группам».

Цель: выявить уровень сформированности
процессов классификации и группировки на основе выделения существенных признаков
и способности к обобщению.

5. «Аналогии» – ребенку предлагают карточку с
аналогиями:

  • Тарелка – суп.
  • Стакан – обед, еда, компот, стол.
  • Школа – учитель.
  • Магазин – продукты, хлеб, молоко, продавец.
  • Птица – гнездо.
  • Человек – люди, дом, рабочий, зверь.

Цель: выявить умение выделять существенные
признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями; запас и
точность представлений об окружающем мире.

6. «Какой фигуры не хватает?» – детям предлагается
назвать геометрические фигуры, сосчитать их в столбике, сравнить и определить,
какой фигуры не хватает в последнем столбике.

Приложение 4

Цель: выявить умение детей сравнивать,
анализировать, устанавливать закономерность.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для
    педагогов и родителей. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический
    материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.:
    ВЛАДОС, 2002.
  3. Коррекционная педагогика в начальном
    образовании: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина,
    М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия»,
    2001.
  4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная,
    Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.:
    «Академия», 2003.

Источник

Фируза Никулина
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. –Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.

Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].

Моё исследование,посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Проводя занятия с детьми, параллельно проводились мастер-классы, консультации, тренинга для родителей и воспитателей.

Цель:

изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.

Задачи:

определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

определить уровень знаний родителей;

определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;

систематизировать коррекционно-развивающую работу.

Исследование включает в себя несколько этапов:

1 этап — первоначальная диагностика;

2 этап – коррекционно-развивающий;

3 этап — контрольная диагностика;

4 этап – коррекционно-развивающий;

5 этап — итоговая диагностика.

Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять,что:

обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;

правильно построенный игровой процесс создает основу для более сложной последующей деятельности малыша;

наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].

Для реализации задач необходимо было создать условия:

в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.

в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.).

Для коррекционно-развивающихзанятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:

“Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].

Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 — 94].

Опрос родителей проводился по составленной мною анкетой состоящей из 16 вопросов. Опрошено 60 родителей.

Литература

1. Лиддл Т. Л., Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет.Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л., Йорк Л. — Пер. с англ. Петрашек В. — М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. — 192с.

2.Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128с.

3. Мухина B.C. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.

4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 — 9.

5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.

6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.).- Уфа: БИРО, 2007. — 479с.

Источник

Статья:

Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Диагностика сенсомоторной алалии у детей

Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.

Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник