Диагностика речевого развития ребенка младшего школьного возраста
Диагностика речи младших школьников
1. Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.
Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:
№ п/п
Частота употребления
1
Существительные
2
Глаголы
3
Прилагательные в обычной форме
4
Прилагательные в сравнительной степени
5
Прилагательные в превосходной степени
6
Наречия
7
Местоимения
8
Союзы
9
Предлоги
10
Сложные предложения и конструкции
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
2. Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных
с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
3. Методика «Определение понятий»
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни
одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед».
Как бы ты объяснил это?».
Ребенку предлагается 1 набор слов.
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
4. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов .
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».
Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.
Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда « велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед «, «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».
Оценка результатов
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до
40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов,
то он получает 6-7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.
Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
0—3 балла — низкий.
7.5. Методика «Определение активного словарного запаса»
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п
Частота употребления этих признаков ребёнком
1
Существительные
2
Глаголы
3
Причастия
4
Деепричастия
5
Прилагательные в начальной форме
6
Прилагательные в сравнительной степени
7
Прилагательные в превосходной степени
8
Союзы
9
Предлоги
10
Частицы
11
Однородные члены предложения
12
Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
13
Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
14
Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
6. Исследование ригидности речи
Цель исследования: определить степень ригидности речи. Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.
Инструкция испытуемому: «Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке». Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз «и» также является словом, и все его повторения считаются.
Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента «КР».
Анализ результатов
Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.
№п/п сотни слов в сочинении
большая | средняя | малая | лабильность | ||||
количество повторов | |||||||
Первая сотня | 10 и больше | 8-9 | 4-7 | 0-3 | |||
Вторая сотня | 12 и больше | 10-11 | 7-9 | 0-6 | |||
Третья сотня | 14 и больше | 12-13 | 9-11 | 0-8 |
В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь.хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.
7. Исследование темпа устной речевой деятельности
Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения.
Оборудование: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.
Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом.
А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24 : 7 = 23 М + А = мама = ма ! мама = папа каша + ша = ка
Инструкция испытуемому: «По моему сигналу «Начали!» как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!»
Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.
Обработка результатов
Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.
Анализ результатов
Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.
Время чтения
Примечание
40 с и меньше
высокий
За допущенные при чтении
ошибки ранг темпа чтения
уменьшается путем снижения
на одну строку вниз
от 41 до 45 с
хороший
от 46 до 55 с
средний
от 56 до 60 с
низкий
В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.
Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.
9
Источник
Методика диагностики устной речи младших школьников.
Цель: отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение:
• ба — па — па — ба —
• с а — ша — ша — са —
• ша — жа — ша — жа — ша — жа —
• ца — са — ца — са — ца — са —
• ра — ла — ра — ла — ра — ла —
Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Оценка:
1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);
0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Максимальное количество – 5 баллов.
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
• губы в улыбке;
• язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
• язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
• «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
• чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже — головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка:
1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла — выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы;
О баллов — невыполнение движения.
Максимальное количество – 5 баллов.
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
• собака — маска — нос
• сено — василек — высь
• замок — коза « зима — магазин
• цапля — овца — палец
• шуба — кошка — камыш
• жук — ножи
• щука — вещи — лещ
• чайка — очки — ночь
• рыба — корова — топор
• река — варенье — дверь
• лампа — молоко — пол
• лето — колесо — соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и И. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук И, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;
1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.
Максимальное количество – 15 баллов.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова:
• танкист
• космонавт
• сковорода
- аквалангист
• термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов — не воспроизведение.
Максимальное количество – 5 баллов.
Серия II. Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений .
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
• Птичка свила гнездо.
• В саду было много красных яблок.
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;
0 баллов — не воспроизведение.
Максимальное количество – 5 баллов.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
• Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл — выявление и исправление ошибки;
0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);
0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;
О баллов — ошибка не выявлена.
Максимальное количество – 5 баллов.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл — предложение составлено верно;
0,5 балла — нарушен порядок слов;
0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;
0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальное количество – 5 баллов.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Лена наливает чай … чашки.
• Почки распустились … деревьях.
• Птенец выпал … гнезда.
• Щенок спрятался … крыльцом.
• Пес сидит … конуры.
В связи с трудностью этого задания использовать два вида помощи:
1-й — стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);
2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Максимальное количество – 5 баллов.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
• один — стол, а много — это…
• стул —
• окно —
• звезда —
• ухо —
Инструкция: один— дом, а много чего? — Домов.
• один — стол, а много чего? — …
• стул —
• окно —
• звезда —
• ухо —
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — форма образована неверно;
0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество – 10 баллов.
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки — котята, а у…
• козы — собаки —
• волка — курицы —
• утки — свиньи —
• лисы — коровы —
• льва — овцы —
2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги — бумажная.
• шляпка из соломы — кисель из клюквы —
• горка изо льда — салат из моркови —
• варенье из вишни — суп из грибов —
• варенье из яблок — лист дуба —
• варенье из сливы — лист осины —
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если…
• мороз —
• солнце —
• снег —
• ветер —
• дождь —
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
• кошки —
• волка —
• льва —
• медведя —
• лисы —
Оценка для всех заданий серии производится по общим критериям:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество – 30 баллов.
Серия IV. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или по другой серии из 4—5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производится по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;
0 баллов — отсутствует описание ситуации,
б) Критерий, лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл — наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов — рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
I балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
Максимальное количество – 15 баллов.
2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности;
5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл — пересказ по вопросам;
О баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Максимальное количество – 15 баллов.
Обработка полученных данных. Перевод в процентное выражение.
Каждая серия – максимальное количество 30 балов.
Вся методика — максимальное количество – 120 балов.
Процентное выражение успешности выполнения речевых проб:
Суммарный балл за весь тест х 100 : 120
IV уровень – 100 — 80% II уровень – 64,9 – 45%
III уровень – 79,9 – 65% I уровень – 44,95% и ниже.
Ф.И.О. класс дата | ||||||||||||||||||
Серия I | Серия II | Серия III | Серия IV | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2а | 2б | 2в | 1а | 1б | 1в | 2а | 2б | 2в |
Общий балл за весь тест: Процентное выражение: |
Ф.И.О. класс дата | ||||||||||||||||||
Серия I | Серия II | Серия III | Серия IV | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2а | 2б | 2в | 1а | 1б | 1в | 2а | 2б | 2в |
Общий балл за весь тест: Процентное выражение: |
Ф.И.О. класс дата | ||||||||||||||||||
Серия I | Серия II | Серия III | Серия IV | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2а | 2б | 2в | 1а | 1б | 1в | 2а | 2б | 2в |
Общий балл за весь тест: Процентное выражение: |
Источник