Диагностика развития ребенка трудовая деятельность

Диагностика развития ребенка трудовая деятельность thumbnail

Диагностика трудовых умений и навыков детей

старшего дошкольного возраста

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ — Н

  • СРЕДНИЙ — С

  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

1 — 3 года

Развитие трудовой деятельности:

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

  • помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 — 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

  • знает, кем работают близкие люди.

4 — 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 — 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

  • может оценить результат своей работы;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

6 — 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

  • ответственно выполняет обязанности дежурного;

  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

  • оценивает результат своей работы;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

  • имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Трудовая деятельность по уходу за растениями

(старший дошкольный возраст)

  1. Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
    2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
    3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

  • результат труда определяет при помощи взрослого;

  • не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
    4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

  • не может спланировать последовательность трудовых действий.
    5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

  • не может выполнить задания.
    6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями»

имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

5. Умение

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

НИЗКИЙ Н — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Читайте также:  Лада развитие ребенка ставрополь

СРЕДНИЙ С — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Хозяйственно-бытовой труд (старший дошкольный возраст)

1.Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2.Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда»

имя ребёнка

1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

НИЗКИЙ Н — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Ручной труд (старший дошкольный возраст)

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика сформированности ручного труда»

имя ребёнка

1. Ручная умелость

2. Способность реализовать замысел

НИЗКИЙ Н — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

(старший дошкольный возраст)

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

  • хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

  • каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

  • хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

  • хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

  • хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика трудолюбия в процессе дежурств»

Имя

Вид деятельности

Дежурство по

столовой

Дежурство по занятиям

Дежурство в уголке природы

НИЗКИЙ Н – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

НИЖЕ СРЕДНЕГО НС – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

СРЕДНИЙ С– выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВС – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ В – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Диагностика трудовых навыков у детей

старшего дошкольного возраста

Критерии обследования:

  1. Ознакомление с трудом взрослых.

  • Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) – 1 балл

  • Ребенок имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли – 1 балл

  • Ребенок умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии – 1 балл

  • Ребенок имеет общие представления о работе близких людей – 1 балл

  • Ребенок понимает материальную ценность труда для людей– 1 балл

  1. Навыки самообслуживания.

  • Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании– 1 балл

  • Ребенок знает и выполняет требования гигиены – 1 балл

  1. Трудовые умения.

  • Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой – 1 балл

— по занятиям – 1 балл

— по уголку природы – 1 балл

  • Ребенок умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь – 1 балл

— планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс – 1 балл

— владеет способами конструирования из бумаги – 1 балл

— умело пользуется ножницами – 1 балл

— умеет работать с природным материалом – 1 балл

— владеет основами культуры труда (экономит материал, бережет инструменты и т.п.) – 1 балл

— владеет некоторыми приемами рукоделия – 1 балл

— поддерживать порядок на участке и в группе – 1 балл

— отражает процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику – 1 балл

  1. Отношение к труду.

  • Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности – 1 балл

  • ребенок устойчиво проявляет трудолюбие – 1 балл

  • стремится стать умелым – 1 балл

  • посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой – 1 балл

  • уважительно относится к результатам труда других людей – 1 балл

  • использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов – 1 балл

  • испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла – 1 балл

  1. Результативность труда.

Труд ребенка результативен – 1 балл

ребенок оценивает результат своего труда – 1 балл

стремится к хорошему результату – 1 балл

  1. Общение со сверстниками.

  • Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам – 1 балл

  • учит других тому, что умеет сам – 1 балл

  • способен к деловому сотрудничеству – 1 балл

  • владеет организаторскими способностями – 1 балл

  • культурен в общении со сверстниками – 1 балл

  • ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда – 1 балл

  • объективно оценивает действия сверстников – 1 балл

  • радуется результатам общего труда – 1 балл

Читайте также:  Три года ребенку таблица развития

Сводная таблица

сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н – до 10 баллов

СРЕДНИЙ С – 11 – 27 баллов

ВЫСОКИЙ В – 28 – 37 баллов

Источник

Светлана Шухардина
Оценка трудовой деятельности детей и диагностика развития отдельных ее этапов

В новых образовательных стандартах перед дошкольным образованием поставлена важная социальная задача: развивать у учащихся умение самоконтроля, умение находить допущенные ошибки, неточности и выбирать способы их устранения – это связано с возрастанием объема самостоятельной работы воспитанников. В связи с этим в ФГОС разработаны психолого-педагогические условия, которые позволят успешно решать поставленные задачи.Для данной темы наиболее важными являются: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; может контролировать свои движения и управлять ими и др. [6].

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, мы понимаем, что дошкольник чаще всего дает результатам труда субъективную оценку. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен четко выделить ориентиры деятельности, подлежащие контролю и оценке, и плохо владеет приемами оценивания. В то же время, необходимо обучать ребенка адекватно воспринимать замечания по выделенным педагогом критериям и вовремя корректировать выполнение неправильных действий, чтобы успешно выполнить всю деятельность. Выполнение этой задачи возможно в совместной с ребенком деятельности. В психологии труда совместная деятельность характеризуется наличием между участниками деятельности взаимодействия, направленного на достижение общего результата. Как разъясняет Д. Б.Эльконин: «Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым» [9, с. 141-142]. Ребенок, выслушав инструкцию взрослого, уже может попытаться самостоятельно выполнить само действие в одних и тех же условиях. Таким образом, на основе совместной деятельности и в процессе упражнений постепенно возникает индивидуальная деятельность Становление самостоятельной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который называют интериоризацией. На этом этапе ребенок может самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и, что не менее важно, проявить инициативу — заметить ошибки в работе сверстника и попытаться поправить его.

Не менее важным в освоении действий самоконтроля является умение действовать по алгоритму, т. е. последовательно оценить степень соответствия результатов своей деятельности, ориентируясь на выделенные показатели. Такие показатели могут быть представлены в виде моделей алгоритмов. Модели алгоритмов, позволяют детям на осознанном уровне выбирать правильные пути в решении определенного класса задач, осуществить контроль, оценку и коррекцию. В конструировании алгоритма оценки собственной деятельности необходимо научить детей выбирать необходимые ориентиры (критерии оценивания).

В дошкольном образовании разработка критериев оценки результатов деятельности не может проходить без педагогического руководства. Только педагог может разработать точные требования дизайн спецификации (требования к выполнению конкретных приемов, действий или операций) по изготовлению изделий или деталей, выполнению той или иной трудовой операции: принятие определенной рабочей позы, выполнение отдельных движений, переход их в действия. Задача педагога разработать критерии оценки в соответствии требованиям основной образовательной программы и возрастным особенностям [4], помочь детям разобраться в них, научить пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Приведем пример оценки действий детей по разработанным воспитателем критериям на занятиях аппликацией.

Резание по криволинейному контуру. Педагогическая задача – учить вырезать по криволинейному контуру.

Критерии. 1. Умение правильно держать ножницы.

2. Умение правильно открывать и закрывать лезвия ножниц.

3. Умение придерживать заготовку и поворачивать ее для удобства резания.

4. Умение резать по линии разметки, оставляя ее на обрезке.

Этот пример показывает, принцип расчленения умения вырезать детали из бумаги на отдельные движения и действия — критерии. Не трудно по выделенным критериям определить, на каком уровне освоено умение у конкретного воспитанника и разработать стратегию педагогического руководства в формировании или коррекции тех или иных умений и навыков.

Разметка деталей по шаблону. Педагогическая задача – учить выполнять трудовую операцию в правильной рабочей позе и выполнять точные разметочные действия.

Критерии. 1. Умение выполнять операцию стоя.

2. Умение придерживать шаблон и держать карандаш.

3.Соблюдать дизайн-спецификацию:

-разметка выполняется в левом верхнем углу изнаночной стороны листа;

— линия разметки должна быть непрерывной, четкой;

— графическое изображение должно в точности соответствовать внешнему контуру шаблона.

Умение вырезать деталь. Педагогическая задача – учить вырезыванию бумажной детали из заготовки.

Критерии. 1. Умение отделять заготовку из целого листа бумаги.

2. Умение вырезать деталь по требованиям дизайн-спецификации (см. выше).

Аналогично строится работа по формированию действий самооценки. Руководство деятельностью детей со стороны воспитателя заключается в четком инструктаже того, что и как оценивать. Разработанные критерии воспитатель может представить в виде наглядной модели алгоритма, отражающей критерии оценки и последовательность выполнения действий оценивания. Модель алгоритма может быть представлена наглядно в графической или предметной форме на инструкционных картах, которые воспитатель раскладывает на каждый рабочий стол или представляет на интерактивной доске. Следует подчеркнуть, что содержание этих карточек разрабатывается в строгом соответствии с дизайн спецификацией, которое дает воспитатель в процессе первичного инструктажа. Как отмечено нами, в дошкольном возрасте дети не могут еще оценивать все этапы своей работы. В связи с этим, оценка действий детей может выполняться в совместной деятельности с педагогом — воспитатель называет критерий, а дети сверяют свои результаты с требованиями дизайн спецификации.

Поэтому, в успешном формировании действий самооценки на начальных этапах, обязательным является обучение детей оценивать отдельные этапы своей деятельности. Такая работа подготавливает детей к формированию самооценки на основе анализа готового объекта труда. Выбор объекта оценивания предоставлен воспитателю, так как воспитатель в разработке плана занятия выделяет задачи освоения нового материала, закрепления известного и задачи контроля и оценки деятельности. Приведем пример разработанных критериев для выполнения детьми действий самооценки.

Педагогическая задача — учить сравнивать размер и форму изготовленных парных деталей из пластилина для сувенира «Кот», находить неточности и оценивать результаты собственной деятельности:

— сравни детали для конечностей — детали для передних конечностей отличаются по форме и размеру от деталей для задних конечностей;

— сравни детали для головы и туловища — они самые крупные в изделии и по форме напоминают грушу, но отличаются по размеру;

— сравни детали для хвоста и ушей – они самые мелкие и отличаются по размеру и форме.

— сравни свои результаты с образцом, исправь допущенные ошибки.

Все детали изделия должны быть представлены на рисунке и в образце педагога.

На последующих занятиях необходимо продолжить начатую работу на другом наглядном примере. Для сравнения можно представить образец, изготовленный воспитателем или предметные инструкционные карты, выполненные в виде рисунков всех деталей.

Педагогическая задача — учить оценивать качество выполнения сборки многодетального изделия «Лошадка» из пластилина.Критерии:

— детали изделия плавно соединены между собой способом примазывания;

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с ограниченными возможностями

— детали отделки соединены способом придавливания;

— сравни свою работу с образцом изделия. Если требования и готовый результат совпадают – работа выполнена правильно.

Диагностика уровней сформированности отдельных действий или этапов труда необходима педагогу, что бы вовремя осуществить коррекцию совершаемых ошибок ребенком. С этой целью необходимо выделить соответствующие критерии и уровни. Критерии и уровни развития трудовой деятельности детей разрабатывают исходя из наблюдений практической деятельности и степени ее самостоятельного выполнения.

Уровень самостоятельного поиска способа действия: ребенок самостоятельно и уверенно выполняет всю совокупность действий. В тех случаях, когда ребенок сомневается в выборе действия или совершает ошибку, педагогу достаточно приостановить выполнение задания и попросить ребенка подумать правильно ли он выполняет то или иное действие.

Уровень выполнения действия по образцу. Некоторым детям помощь педагога необходима на протяжении большей части выполнения задания. Можно исправить действия ребенка с помощью наводящих вопросов.Например: подумай, что делают в первую очередь, вырезают деталь или делают разметку детали на материале?Другой пример: посмотри внимательнее на предмет, он плоский или объемный?

Копирующий уровень: действия ребенка ошибочные, постоянно обращается за помощью. В этом случае вся задача решается в совместной деятельности с взрослым.Например: посмотри, какого цвета деталь изделия, найдем бумагу такого же цвета. Подумай и назови, какие инструменты понадобятся нам для работы с бумагой. Давай найдем их и разложим на места, которые указаны на модели «Твое рабочее мест» и т. д.

В процессе обследования сначала нужно дать возможность ребенку или группе детей проявить самостоятельность в решении трудовых задач, но, если дети не справляются с задачей, им должна быть оказана оперативная помощь со стороны педагога. После решения первой задачи ребенку или группе детей предлагается следующая задача. За каждую решенную задачу в специальную графу таблицы заносятся отметки в баллах. В процессе выполнения заданий полезно использовать некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения — похвалу, одобрение; помощь педагога.

Качественная оценка показателей определяется в процессе наблюдений деятельности детей и анализе полученных результатов и заключается в выявлении ошибок в деятельности и ответах детей, причин их совершения, умения самостоятельно найти способы решения поставленной задачи.

Количественная оценка обычно определяется с помощью простейших математических подсчетов (сумма набранных баллов по каждому показателю). Качественная оценка всех показателей и сумма набранных баллов, полученных за решение всех задач, являются критериями для определения фактического уровня сформированности конкретного трудового умения или отдельного этапа деятельности. Покажем методику проведения оценки уровня сформированности умения анализировать образец изделия.

Отметим, что разработанная нами методика может быть применена для старших дошкольников. В соответствии возрасту, разработанный нами алгоритм позволяет выделить не весь комплекс признаков предмета, т. к. дети еще не умеют комплексно анализировать объекты труда.

Педагогическая задача — выявить уровень сформированности умения анализировать образец изделия.

Модель алгоритма «Анализ образца» для старших дошкольников можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов в виде рисунка, схемы):

1. знак «Что это?» — требуется назвать рассматриваемый предмет;

2. знак «Материалы» — требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;

3. знак «Количество» — требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или по другим признакам (цвет, форма);

4. знак «Форма» — требуется назвать форму изделия и его деталей;

5. знак «Размер» — требуется назвать размер изделия и его деталей;

6. знак «Объем» — требуется назвать плоское или объемное изделие;

7. знак «Цвет» — требуется назвать цвет изделия или его деталей;

8. знак «Применение» — требуется назвать, где применяется изделие.

Требования к ответу: соблюдение установленного порядка выделения признаков объекта; точное называние этих признаков (количественных и качественных фактурных показателей); минимальные затраты времени на обдумывание ответа.Уровень сформированности умения анализировать образец изделия по наглядной модели можно выявить и по следующим показателям: выделение признаков объекта, декодирование информации; использование модели алгоритма на практике.

Критерии оценки:

— 0-1 ошибка — ответы даны на уровне самостоятельного выполнения действий;

— 2 ошибки — действия выполнены частично на копирующем уровне;

— 3 ошибки — действия выполнены на копирующем уровне – ребенок пытается но, не справляется с заданием даже с помощью педагога — 1.

Умение организовывать рабочее место можно определить, работая на интерактивных столах или на фланелеграфе.

Педагогическая задача — выявить уровень сформированности умения организовывать рабочее место в соответствии требованиям рабочего человека и безопасности труда.

Требования к ответу:умение классифицировать предметы по группам: инструменты, материалы; знание правильного расположения предметов на рабочем столе; соблюдение техники безопасности.

Критерии оценивания — указаны выше.

В случаях, если педагог пользуется схемами, моделями алгоритма на занятиях, что является необходимостью в современном дошкольном образовании, необходимо выявить умение кодировать и декодировать информацию. С этой целью подходит набор карточек, на которых могут быть изображены отдельные этапы изготовления изделия, изображение отдельных предметов и т. п. Педагог может называть предмет или действие, а ребенок – показать соответствующее изображение (кодирование) или попросить ребенка установить последовательность выполнения изделия с помощью этих же карточек (декодирование).

Таким образом, освоение действий по самооценке строится на основе умений выделять признаки объекта (в соответствии требованиям программы по разным образовательным областям, кодирования и декодирования информации, умения действовать по алгоритму и др. [7]. Переход к самостоятельному оцениванию собственной деятельности, по нашим наблюдениям, в условиях целенаправленной работы с детьми, происходит на 7-8 занятии.

Примеры показывают, что в процессе оценивания деятельности детей могут принимать участие, как педагог, так и воспитанник. Педагогу, в свою очередь, предоставлена возможность контролировать с одной стороны осведомленность ребенка о критериях выполнения каждой трудовой операции, с другой – уровень владения элементарными приемами и средствами оценки собственной деятельности. То есть, в продуктивных видах деятельности сам процесс формирования действий контроля и оценки может стать объектом контроля и оценивания. Исследователи современных технологий конструирования педагогического процесса [1, 2, 3] единодушны во мнении, что в сложившейся обстановке педагог должен быть подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы суметь отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено, что…» [3].

Анализ собственных действий и оценивание результатов деятельности предоставляют возможность своевременно осуществить коррекцию неправильных действий и достичь успешных результатов деятельности.

Литература

1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М., 2002.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2008.

3. Кальней В. А., Шишов С. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». — М., 1999.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.

5. Психология