Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с зпр

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 10 октября, 2019

Обновлено: 5 марта, 2020

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов.  Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;
  • нахождение сходства;
  • общая осведомленность;
  • понимание;
  • словарный запас;
  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;
  • шифровки;
  • последовательные картинки;
  • конструирование блока;
  • сборка объекта.

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.

Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.

Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.

Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.

Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.

Методики развития и устранения заболевания

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.

Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.

С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

  • биологическая обратная связь (БОС);
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные развивающие психолого-педагогические методики;
  • ЛФК.

Список использованной литературы

  1. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001.
  2. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М., 1993.
  3. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 182 с.
  4. Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
  5. Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.
Читайте также:  Социальная ситуация движущие силы развития ребенка

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Диагностика детей с ЗПР

Задачи диагностического обследования психики дошкольника — определить степень развития личности и интеллектуальных возможностей. Важно, чтобы используемая методика психологического обследования учитывала возрастные, физические и эмоциональные особенности малыша, содержала необходимые и достаточные элементы для написания заключения о психологическом состоянии исследуемого, а также предусматривала возможность помощи третьего лица.

Диагностика детей с ЗПР в силу их ограниченных возможностей и низкой работоспособности, должна осуществляться за небольшой промежуток времени, а используемые методики должны быть просты и допускать возможность помощи третьего лица в выполнении поставленных задач.

Принципы диагностики дошкольников

Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными — от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности — он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.

Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:

  • Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
  • Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов. Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
  • Характеристика деятельности — наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий — метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
  • Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию — расстройство, радость или безразличие). Эмоции — показатель того, какой будет поставлен диагноз — ЗПР или умственное отставание (умственно отсталые по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
  • Степень развития речи. Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.

Важно! Задания, используемые для диагностики, должны учитывать их индивидуальные особенности, а при оценке результатов обследования необходимо принимать в расчет возможное своеобразие тех или иных решений, определяемое патологией развития ребенка.

Диагностика детей ЗПР в ДОУ:

Программа диагностики ЗПР

Примеры заданий

Память и мировосприятие

Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”. Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета).

Внимание и порядок деятельности

При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение.

Интеллектуальные возможности

Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”).

Речевое развитие

Беседа на свободную тему.

Учебная мотивация

Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить. Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”.

Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР — залог того, что результат будет максимально достоверным.

Популярные методики и их результаты

На сегодняшний день существуют различные методики диагностики детей с ЗПР, направленные на полноценный анализ их состояния здоровья и на определение патологий в психическом развитии. Простые упражнения, которые нормально развивающийся школьник выполняет быстро и без усилий, для малыша с ЗПР являются очень трудными. Методики диагностики дефектологом детей с ЗПР схожи с определением умственных способностей и оценкой психического состояния нормально развивающихся школьников.

Методика Лиепинь Скайдрите Викторовна

Направлена на диагностику устойчивости внимания, наличие или отсутствие рассеянности при выполнении поставленных задач, а также на проверку возможности переключения внимания. Ребенку выдается листок, на котором изображены знакомые ему предметы трех видов (например, мяч, дерево, собака). Картинки расположены по 8 штук в ряд (таких рядов несколько). Чтобы оценить устойчивость внимания ребенка, ему предлагают зачеркнуть все картинки с одинаковым изображением (например, дерево). Для оценки сконцентрированности ребенка и его умения переключать внимание, ему необходимо одни изображения (например, мячи) вычеркнуть красным карандашом, а другие (например, изображение собак) — синей ручкой.

Дети с ЗПР имеют крайне неустойчивое внимание, они неспособны сконцентрироваться на задании, если в нем нет игровой деятельности (проблемы с интеллектуальным развитием). Если задание не выполнено или положительный результат менее 50% — диагностируют задержку психического развития.

Читайте также:  Центр развития ребенка перевод на английский

Тест Когана В.М.

С помощью теста Когна определяется возможность схематического мышления. Для диагностики используются следующие материалы:

  • таблица с изображением различных геометрических фигур и образами цветов (синий, красный, зеленый);
  • отдельные карточки с изображением одной геометрической фигуры из таблицы, окрашенной в любой цвет из таблицы.

Ребенку предлагается выполнить задание в два этапа:

  1. разложить карточки по цвету или геометрическим фигурам (выбрать только синие картинки, или только карточки с изображением квадрата);
  2. распределить имеющиеся карточки по таблице в соответствии с их изображением.

Ребята, имеющие задержку развития, не могут полностью выполнить задание, так как они затрудняются в систематизации карточек сразу по двум требованиям (по форме и цвету), чаще всего они путают цвета или не могут классифицировать фигуры (отличить квадрат от прямоугольника, круг от овала). Если задание выполнено меньше, чем на 50%, диагностируется ЗПР.

Тест «Запрещенные слова»

Качество речевой деятельности у дошкольников – важный показатель их психического развития. Дети, имеющие проблемы с речью, не могут полноценно общаться с окружающими людьми, их познавательная деятельность сильно ограничена.

В соответствии с заданием, проверяющий специалист задает ребенку несколько вопросов. В ответе малыша не должны присутствовать слова «да», «нет» и названия цветов (например, красный, желтый, зеленый). Диагностика дефектолога детей с ЗПР с использованием тестов «Запрещенные слова» должна учитывать то, что ребенок может не знать значения тех или иных слов.

Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, также они не могут в полной мере соблюдать установленные правила (не произносить запретные слова). Ребята, имеющие проблемы с речью, при ответе на поставленные вопросы чаще всего используют слова из этого же вопроса.

Заключение диагностики

При составлении заключения должно учитываться то, как воспринял то или иное задание ребенок, как проявлял себя в процессе обследования, как разговаривал с проверяющим, реагировал на свои ошибки и правильные решения. Диагностика ЗПР дошкольника основана на совместном выполнении заданий. Помощь, которая предлагается ребенку, должна быть последовательной, организующей и стимулирующей. При совместной работе с проверяющим ребенок с ЗПР раскрывает свои потенциальные возможности и проявляет интерес к проводимому обследованию.

Диагностика и коррекция ЗПР должны быть подобраны индивидуально, с учетом особенностей ребенка и наличия у него сопутствующих заболеваний, направлены на исправление дефектов в развитии психики и способствовать полноценному обучению, воспитанию и социализации.

Видео

034

Источник

Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР и нормой психического развития.

Подготовила: учитель-дефектолог Блинова О.А.

Задание 1. «ЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА»

Цели: определить способности ребенка дифференцировать цвета; называть основные цвета и оттенки; обследовать развитие зрительного и осязательного восприятия.

Детям предлагается закрыть глаза и с помощью пальчиков, трогая дорожки, определить, из чего они сделаны. При этом педагог мотивирует их тем, что они будут искать дорожку, которая ведет к героям мультфильма. Например «Закрой глаза. Пощупай дорожку. Она ведет к Крошу. Из чего она сделана? Крупа, какая: мелкая или крупная? Гладкая или ребристая, с гранями? Открой глаза. Правильно ты догадался? В какой цвет покрашена дорожка?»

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не понял задания, воспринял его как просьбу потрогать дорожки. Ответы ситуативные;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но выполнил его в основном неправильно. В исправлении ошибок не был заинтересован;

— 3 герба – ребенок правильно понял задание и правильно его выполнил.

В качестве дополнительного задания, для проверки уровня развития памяти, детям предложили вспомнить, какая дорожка вела к каждому герою.

Задание 2. «КОПАТЫЧ»

Цели: определить способности узнавания контурных изображений (с опорой на цвет контура); изучить уровень развития зрительного и осязательного восприятия; выявить возможность ребенка опираться на осязательные эталоны (при ощупывании).

Ребенку предлагается узнать шесть изображений, наложенных друг на друга (контуры реальных фруктов и овощей), и назвать каждый из них, при этом отнести его к фруктам или овощам. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему предлагают ощупать контуры.

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не понял задания, воспринял его как просьбу потрогать дорожки. Ответы его ситуативные;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но выполнил его в основном неправильно, при этом много раз ошибался. В исправлении ошибок не был заинтересован. Фрукты не дифференцировал от овощей (когда его просили объяснить, чем они отличаются);

— 3 герба – ребенок правильно понял и выполнил задание. Правильно рассказал о различиях между фруктами и овощами.

Задание 3. «КАР – КАРЫЧ»

Цель: изучить уровни сформированности обобщений, понятийного развития; формирования наглядно-образного мышления, возможности выделения существенных смысло-образовательных признаков и возможности переключения произвольного внимания.

Детям предлагается пять заданий на исключение «четвертого лишнего». При этом в качестве таковых выступают в трех случаях – обобщающие категории, которые могут быть вычленены из общего ряда однозначно: например, из ряда посуды – мебель, из ряда одежды – инструменты, из ряда зверей – птицы. В двух случаях такие обобщения должны производиться по нескольким основаниям, хотя бы по два. Например, из ряда «снегирь, стрекоза, воздушный шарик, лягушка» может быть вычленены как «лягушка» (не летает), так и «воздушный шарик» (не живой).

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок выполняет задание ситуативное. Ответы в основном неверны;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но выполнил только те из них, которые позволяют вычленить предмет по одному основанию;

— 3 герба – ребенок правильно понял и выполнил задание. Однако часто использовал уточняющие вопросы к взрослому.

Задание 4. «ЛОСЯШ»

Цели: изучить уровни владения монологической речью, сформированности знаний о временах года; исследовать словесно-логическое мышление; выявить запас и точности представлений, характера сравнения, способности к обобщению, наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности деятельности, проявления и стойкости интереса.

Читайте также:  Если развитие ребенка опережает

Детям сначала предлагается схема с изображением смен года. Детям дается набор карточек (5 шт. каждому), они должны как можно быстрее разложить их по соответствующим группам. При этом среди карточек у каждого есть по одной «спорной», которую можно отнести сразу к нескольким временам года (например, карточка, на которой изображены лужи или зонтик, сапоги). Педагог особенно внимательно следит за тем, замечают ли дети проблемную ситуацию и как обосновывают свой выбор.

Анализ результатов:        

— 1 герб – ребенок понял задание как просьбу разложить карточки, но на схему не ориентируется, так как не понимает ее значения;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но допускал ошибки, связанные с невнимательностью. Часть задания (в особенности связанную с «проблемными карточками») выполнил правильно, но объяснить его не смог;

— 3 герба – ребенок правильно понял и выполнил задание. Дал несколько обоснований разного расположения «спорных» карточек.

Задание 5. «ЁЖИК»

Цель: выявить уровни зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, внимания, развития мелкой моторики.

Каждому из детей предлагается сложить разрезную картинку или вставить кусочки мозаики в общую картину. Детям разрешается действовать практически, оперируя вырезанными кусочками.

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не смог справиться с заданием, не закончил его;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но выполнял его долго и много раз ошибался.

— 3 герба – ребенок правильно понял и выполнил задание. Оно вызвало у него интерес, потому что было сложным, но увлекательным для него.

Задание 6. «СОВУНЬЯ»

Цели: исследовать объем, устойчивость и особенности зрительного запоминания; выявить особенности кратко- и долговременной памяти.

Детям предлагается посмотреть на разложенные или прикрепленные к доске карточки (три карточки по три ряда) с предметами, которые принадлежат героям мультфильма, или самими героями. Запомнить их. Затем каждый выкладывает их у себя на парте, оперируя своим набором карточек. При этом в наборе есть по два «лишних» предмета.

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок понял задание, но смог запомнить расположение только 3-4 карточек. На «лишние» карточки не обратил внимание и «доложил» их к общей конструкции;

— 2 герба – ребенок правильно понял задание, но не смог одновременно контролировать запоминание места расположения героев и их предметов. Запомнил расположение 5 карточек. Вычленил «лишние»;

— 3 герба – ребенок правильно понял и выполнил задание.

Задание 7. «КРОШ»

Цель: тренировать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике; изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека; диагностировать (тренинг) выразительность мимики; протестировать умение ребенка взаимодействовать с другими людьми.

Ребенок смотрит на образцы-рисунки, по которым он распознает настроения (эмоции) Смешариков и рассказывает о них. Далее дети разбиваются на пары, или ребенок по очереди играет с педагогом. Один из них изображает какое-либо из предложенных изображений (эмоций), а другой угадывает, что это за настроение (эмоция).

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не понял задания, не сумел изобразить эмоции;

— 2 герб – ребенок правильно понял задание, но самостоятельно эмоции изобразил нечетко, не понял основной мимики;

— 3 герб – ребенок правильно понял задание и верно изобразил эмоции.

Задание 8. «ПИН»

Цель: исследовать скорость и объем слухоречевого запоминания, возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Инструкция: «Сейчас мы будем запоминать слова (10 слов). Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том порядке, в котором я их говорила».

Через определенное время ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил (например, после задания с лягушкой – см. далее).

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не понял задания, не сумел воспроизвести даже половину слов ни сразу, ни после;

— 2 герб – ребенок воспроизвел менее 6 слов сразу, при дальнейшей проверке – около 4;

— 3 герба – ребенок правильно вспомнил 7-10 слов сразу, при долгосрочном запоминании – 6-7.

Задание 9. «У ЛЯГУШКИ»

Цели: исследовать уровни пространственной ориентировки на листе, умение действовать в двоичной системе пространства; изучить координацию движений и общей моторики; выявить уровень усвоения понятий «вправо», «влево», «вперед», «назад» и т.п.

Ребенок проходит болото по плану лягушки. Затем педагог предлагает ему проделать такой же путь самому по инструкции: «Встань ровно, спинку выпрями. А теперь сделай один прыжок вперед, теперь налево, а теперь назад и налево. Теперь прыгай вправо и т.д.»

Анализ результатов:

— 1 герб – моторика недостаточно скоординирована, движения неуверенные, пространственные представления сформированы слабо;

— 2 герба – координация хорошая, но пространственные представления недостаточны;

— 3 герба – моторика и координация движений в норме, хорошее оперирование пространственными эталонами.

Задание 10. «КОМПЛИМЕНТЫ»

Цели: исследовать словарный запас ребенка; выявить его умения подбирать ласковые прилагательные и согласовывать окончания; изучить уровень межличностного общения.

Инструкция: «Бараш так много хочет сказать Нюше, что не может найти слов. Помоги ему, придумай для Нюши ласковые слова».

Анализ результатов:

— 1 герб – ребенок не справился с заданием, не смог придумать комплименты;

— 2 герба – ребенок справился с заданием, придумал «хорошие слова» для Нюши;

— 3 герба – ребенок с заданием справился, проявил фантазию и использовал богатый словарный запас в подборе комплиментов.

Гербы выдаются в процессе выполнения детьми заданий и подсчитываются в конце занятия.

Подведение итогов (подсчитывание количества гербов):

— 0-10 гербов. (Низкий уровень). Ребенок отстает от свойственной его возрасту норме. Рекомендуются коррекционные занятия;

— 10-20 гербов. (Средний уровень). Ребенок развивается нормально, немного отстает от возрастной нормы, ему необходимы развивающие занятия;

— 20-30 гербов (Высокий уровень). Ребенок развивается нормально, но нужно уточнить некоторые его представления.

Источник