Игры для умственно отсталого ребенка на развитие памяти

Игры для умственно отсталого ребенка на развитие памяти thumbnail

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения обучающихся 1-4 классов:

— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

— устанавливать видо- родовые отношения предметов;

— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

— пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

— читать, писать, выполнять арифметические действия;

— наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

«Заучивание скороговорок»

Цель: развитие мнемической памяти

Формируются умения познавательных БУД: пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями.

Применяется на уроках: речевой практики, чтения, русского языка.

Скороговорки зашифрованы картинкой.

Игра «Я положил в мешок»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Формируется умения познавательных БУД: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать.

Применяется на уроках: мир природы и человека, чтение, ИЗО, ручной труд.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

«Вот так позы!»

Цель: развитие зрительной памяти.

Формируются умения познавательных БУД: наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

Применяется на уроках: физкультуры, на динамических паузах, мир природы и человека.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

hello_html_5ecdabb0.jpg

«Назови, что знаешь».

Цель: развитие словесной ассоциативной памяти, мышления.

Формируются умения познавательных БУД: устанавливать видо — родовые отношения предметов, делать обобщения, сравнивать, классифицировать.

Применяется на уроках: мир природы и человека, речевая практика, русский язык.

Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» — и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

«Шифр»

Цель: развитие произвольности запоминания

Формируются умения познавательных БУД: пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать, писать.

Применяется на уроках: русского языка.

Учитель произносит слова. Необходимо запомнить их и записать первые буквы запомненных слов. Если записали правильно – должно получиться новое слово.

Например: Озеро, Клен, Нос, Орех — ОКНО

Использую и наглядный материал. (угадать слова)

«Запоминай и отвечай»

Цель: развитие зрительной памяти.

Материалы к заданию: карточки с изображениями предметов для запоминания на каждого ребенка, карточки с вопросами.

Детям предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем дети закрывают рисунки и отвечают на следующие вопросы:

1. С какой стороны тарелки лежит ложка? (Слева)

2. С какой стороны от мяч нарисованы кроссовки? (Справа)

3. Какое дерево нарисовано на картинке? (Пальма)

4. В какую сторону смотрит заяц? (В левую)

5. Сколько цветов нарисовано на картинке? (Три)

6. Какая игрушка нарисована на рисунке? (Неваляшка)

7. Какой мяч изображен на рисунке? (Футбольный)

8. Есть ли бант у зайца? (Да)

hello_html_3ef85b85.pnghello_html_8092dc0.pnghello_html_2a8c2e07.pnghello_html_m36839d08.png

  hello_html_2a531acd.png  hello_html_m9b16f6c.png

Эффективность формирования познавательных учебных действий будет достигнута при совместной работе всех специалистов школы.

Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

hello_html_m45514d0a.jpg

Источник

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 439

Учитель: Гладык Т. Р. 

г. Санкт-Петербург

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возможности  в  обучении и  развитии   Важнейшим  методом  обучения  таких  детей,  как и  любых  других  младших  школьников,  является  игра.  Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в  развитии следует  обучать  игре  специально и  целенаправленно.   Практически  не  сформированная  произвольность  поведения,  неустойчивость и низкий  уровень концентрации  внимания  не  способствуют   усвоению  детьми   игровых  правил, принятию  на  себя  определённой роли  в игре. Крайне низкий уровень  наблюдательности  и  отсутствие тенденции  к  общению  и  познанию  окружающего  затрудняют    выполнение  детьми    действий  в игре.

Возможности   формирования и развития у детей  памяти,  произвольности  поведенческих реакций,  навыков  общения,  овладения   детьми  способов усвоения  общественного  опыта, заключенные  в  игре как  форме   обучения,  заставляют  педагогов  уделять    данному разделу  специальное внимание.  В  данный подбор  вошли  как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную,  коммуникативную стимуляцию.

Упражнение «Твердый — мягкий»

Читайте также:  Нарушения развития ребенка курсовая работа

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Твердая щетка. Мягкая ватка» Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Упражнение «Кисточки»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую — для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Упражнение «Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Поиграем с тестом»

Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.

Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки — бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку — ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке   холодно   сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое — сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй — вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка» 

(после 4 лет)

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Упражнение «Таблички»

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая — мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая; шелковистая — гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.

Варианты: набор таблиц можно расширить: — неровной — наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Упражнение «Угадай-ка».

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Найди такую же»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом

Упражнение «Найди лишнюю»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Читайте также:  Степанова индивидуальный профиль социального развития ребенка

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: «Кто это? Как кричит?» Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» — кошка, «му» — корова, «ква» — лягушка и др.

Упражнение «Кто молчал»

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака — «ав-ав», потом кошка — «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала — кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать «зеркалом» (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая — на голову и т.п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):   Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ — топ, топ — топ!

Ручками захлопали:

Хлоп — хлоп — хлоп!

Ножками затопали:

ТОП — ТОП — ТОП.

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.

Упражнение «Поставь по порядку»

Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом», демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

Умой ушки!

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

Упражнение «Перепутаница»

«Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Имитационные упражнения для рук

Упражнение «Ладушки»

Взрослый   формирует   положительный   эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных   движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки — ладушки,   Ладушки — ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Хлоп — хлоп!

Упражнение «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного — кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

  1. Кто это?
  2. Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
  3. Покажи.

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).

Упражнение «Сорока — сорока»

Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.

Упражнение «Гули — гули»

(машет руками) (кладет руки   на голову малыша) (разводит руки ребенка в стороны)

Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки,

На головку сели  гули моей дочке.

Ой! Шу, полетели!

«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»

Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«В гости к кукле Кате»

Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).

Читайте также:  Четвертый коридор развития ребенка

«В гостях у матрешки (неваляшки)»

Познакомьте ребенка с матрешкой и игровыми действиями: разбирать — собирать, угощать, ходить в гости, катать на машине. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«Кукла (зайка, мишка) заболела»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией. Обучайте игровым действиям: уложить куклу в постель, поставить градусник, дать лекарство, напоить чаем. Организуйте игровое взаимодействие, действуя совместно и по правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Кукла (зайка, мишка) завтракает»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией (во время завтрака посадите рядом с ним куклу, кормите ребенка и куклу по очереди). Во время игры (как отдельно организованного занятия) обучайте ребенка игровым действиям с игрушкой: кормить, поить куклу, используя кукольную посуду. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Сложим пирамидку»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец).Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.

«Кукла Таня (зайка, мишка) хочет спать»

Демонстрируйте ребенку игровые действия: умывайте куклу, раздевайте ее, баюкайте в кровати или коляске. Организуйте игровое взаимодействие, распределяя действия. Доверьте ребенку выполнение доступных действий — вытереть полотенцем лицо, накрыть одеялом, баюкать, качать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой (баюкать ласковым голосом, бережно укладывать в кровать, накрыть одеялом только плечи, а не голову и пр.). Переносите усвоенные игровые действия с одной игрушки на другую.

Рисование пальчиковыми красками

Рисование пальчиковыми красками — прекрасный способ привлечь внимание ребенка к краскам и их свойствам (цвету, консистенции), организовать движения его рук (размазывать краску по листу бумаги, «печатать» пятна, проводить линии), научить создавать простейшие предметные изображения. Цветовые пятна, выполненные кулачком, пальцем, тычком (поролоновая подушечка, закрепленная на конце карандаша) волшебным образом (с помощью взрослого) превращаются в бабочку, жука, ромашку, следы мишки на снегу.

«Купание мишки (зайки)»

Демонстрируйте ребенку воображаемые предметно-игровые действия (купание без воды). Привлекайте его к совместному выполнению отдельных игровых действий: подать мыло (кубик), потереть мочалкой (рукой), накрыть полотенцем и др. Переносите игровые действия с одной игрушки на другую.

«Мы играем»

Организуйте игру ребенка в домашнем игровом уголке с заданным набором игрушек (знакомых по предыдущим занятиям). Побуждайте ребенка к самостоятельному выбору игрушки и игровым действиям с ней. Учить ребенка передавать свои предпочтения в выборе игрушки доступным ему способом (взглядом, пантомимикой, жестом, вокализациями, речью).

«Купание голышей»

Демонстрируйте ребенку игровую ситуацию. Обучайте игровым действиям: раздевать куклу, купать в воде, мыть отдельные части тела, вытирать куклу полотенцем, заворачивать ее в одеяло. Организуйте игровое взаимодействие, доверяя ребенку выполнение доступных действий: купать, вытирать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой — бережно относитесь к кукле как заместителю человека, ласково обращайтесь к ней.

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Предметно-практические игры с игрушками

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.

Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Упражнения для развития мелкой моторики руки’

(любое по выбору ребенка)

Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Рассказывайте потешку: Водичка, водичка!

Умой кукле личико, Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

(совершайте воображаемые действия — «умывайте куклу»)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению  аналогичных действий  с  игрушкой.

При наличии двигательных затруднений действуйте

руками малыша.

В   качестве   вариантов   задания   используют

различные стихотворные тексты, например:

Заболела кисонька, Кисонька — беляночка.        

Заболела у кисоньки головушка:     (Поглаживает голову)

Ой — ой!        

Заболела у кисоньки лапонька:        (поглаживает лапку (руку)

Ой — ой!        

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой — ой!

Заболел у кисоньки животик:

Ой — ой!                поглаживает животик

И т.п.      

Источник