Диагностика полоролевого развития ребенка

Подписи к слайдам:

Воспитатель: Запорожцева З.А.
МБДОУ ЦРР д/сад «8 Марта»
Полоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (специфических женских) и маскулинных (специфических мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Позитивная полоролевая идентичность – результат полового воспитания и развития. Это такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.Компоненты ППИ:Когнитивный – отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола («образ Я»).Эмоциональный – представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке (самооценка).Поведенческий – описывает вероятную поведенческую реакцию, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Этапы полоролевого развития человека
I этап – формирование полового самосознания – от рождения до 6 лет.II этап – усвоение половой роли – от 5-6 до 13 лет.III этап – формирование психосексуальных ориентаций – от 13 до 18 лет.
Педагогические условия полоролевого развития детей
Полоразвивающее взаимодействие
Родители
Педагоги
Ребенок
Полоразвивающая предметная среда
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Исходя из цели, в начале необходимо:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания детей;выделить гендерные аспекты воспитания мальчиков и девочек в семье и определить содержание работы с родителями;разработать и внедрить программу по работе с родителями в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста;провести диагностику гендерной компетентности родителей и гендерной идентификации мальчиков и девочек.
Затем:
создать развивающую среду, благоприятную для становления личности, определенного пола, на всех возрастных этапах;разработать проект и внедрить его в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ);использовать инновационные программы и технологии;создать условия для воспитания ребенка в ДОУ и семье;повышать компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;вести просветительскую работу среди педагогов ДОУ и родителей
Цель всех усилий — помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем
Принципы организации педагогической работы по полоролевому воспитанию детей
Социокультурный подход – учет социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций, обычаев и стереотипов социальных функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на данном историческом этапе. Комплексный подход – включение всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей; решение задач полоролевого воспитания посредством различных видов деятельности ребенка и разнообразных форм его активности; целостное воздействие на его интеллектуально-когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу. Дифференцированный подход – учет социально-психологических особенностей детей, что позволяет определить специфику содержания и форм работы с ними.
Принципы педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников
Принцип природосообразности – использование закономер-ностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии. Принцип косвенного педагогического вмешательства –применение таких методов и приемов с каждым ребенком и детской группой в целом, которые не задевают чувства гордости, собственного достоинства и самоуважения. Принцип культуросообразности – воспитание в мальчиках и девочках таких маскулинных и феминных качеств, которые адекватны культуре данного общества, его традициям и ценностям. Принцип интеграции – использование полоспецифических форм и методов в сочетании с общепедагогическими способами взаимодействия с детьми при организации различных видов детской деятельности. Принцип учета психологических особенностей – выбор адекватных форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.
Методы педагогического взаимодействия в процессе формирования позитивной полоролевой идентичности
Метод позитивного зрения – акцентирование внимания детей на положительных стереотипах мужского и женского типов поведения близких и известных людей. Метод позитивной позиции – «погружение» ребенка в положительный опыт маскулинного и феминного поведения. Метод диалога – проведение занятий-тренингов в форме диалога, в котором принимают участие как дети, так и воспитатель. Метод игры – сюжетно-ролевые игры, помогающие закрепить позитивные стереотипы маскулинного и феминного поведения у детей. Метод «привязанности» — работа по воспитанию любви к маме и другим членам семьи; знакомство с родословным древом. Метод упражнения – использование стремления детей подражать взрослым в повседневной жизни группы.
Тест полоролевой социализацииБендас Т. В. Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). (Каган, 2000). Сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины по разным проявлениям психики и поведения. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы:1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?4. А может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения 
Литература
Бендас Т.В. Гендерная психология — СПб.: Питер, 2006-431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. — 111 с.Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология: проблемы теории и практики-Вып.1. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т,2008. — С. 40—45.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. — 180 с.Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165—171.Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Изд.- во Центр «Академия», 2003. —336 с.Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градская Ю. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога. // Высшее образование в России, 2001, № 2. С 68—75.

Читайте также:  Создайте синквейн на тему мое педагогическое кредо о развитии ребенка

Источник

Н.В. Маркова,

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

      Аннотация: данная статья посвящена изучению развития полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. Результаты диагностики показали, что у детей из неполных семей уровень развития полоролевой идентификации находится на более низком уровне, чем у детей из полных семей. Ключевые слова: полоролевая идентификация, дети старшего дошкольного возраста, полные семьи, неполные семьи. Гендерная идентификация может быть представлена как одна из особенностей самовосприятия, так и со стороны самоопределения человека и его половой принадлежности. Следует отметить, чтогендер определяется не как пол, а как набор характеристик, дополняющих половое самоопределение.        

     Половая принадлежность определяется физиологическими признаками, набором хромосом, в то время как гендерная идентификацияобуславливается характеристиками, не связанными с биологическими признаками [1]. Гендерная идентичность формируется путём усвоения социальных и культурных образов, норм и правил поведения. Самое важное, что она включает в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом [2]. Цель экспериментальной работы: определить влияние полной и неполной семьи на полоролевую идентификацию детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностических инструментов были выбраны следующие методики: анкета для родителей, разработанная нами, методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) (Н.Л. Белопольская), методика изучения гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана).

       Результаты исследования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста описывались по каждой методике отдельно. Таким образом, согласно полученным результатам, было выявлено, что из 40 семей, 20 являются полными: ребенок проживает с мамой и папой, которые совместно занимаются его воспитанием, в свою очередь, 20 – неполные семьи,  

Читайте также:  Что мы понимаем под развитием речи ребенка

50% из неполных семей проживают с отчимом (который в 5 семьях принимает участие в воспитании дошкольника), 5 детей – только с мамой и 5 детей с мамой и бабушкой, однако воспитанием занимается только мама. Также было выявлено, что в 30 семьях из 40 опрошенных мамы работают в сфере обслуживания, в связи с чем, можно говорить о их полной занятости.

        Далее мы проводили методику Н.Л. Белопольской, направленную на исследование половозрастной идентификации. При количественной обработке данных, по результатам исследования, было отмечено, что среди детей из неполных семей у 30% дошкольников отмечается высокий уровень половозрастной идентификации. Дети оказались способны идентифицировать себя с правильной картинкой и аргументировать свой ответ. Дошкольники проявляли следующие особенности поведения: уверенность при ответе, полное понимание инструкции при исследовании, внимательность выполнения задания. У 30% детей был отмечен низкий уровень полоролевой идентификации.

       Дети неверно идентифицировали картинку, не могли идентифицировать свой ответ. Также дошкольники проявляли невнимательность, не соблюдали дисциплину, много раз переспрашивали инструкцию. В свою очередь, среди детей из полных семей у 40% дошкольников наблюдается высокий уровень полоролевой идентификации. Дети оказались способны идентифицировать себя с правильной картинкой и аргументировать свой ответ. При этом их ответы были лаконичны и точны, дети не нуждались в дополнительных подсказках, проявляли активность при выполнении задания.

         У 60% детей был отмечен средний уровень половозрастной идентификации. Дети правильно выбрали картинку с ребенком своего возраста, но долго колебались с ответом, не могли принять окончательного решения. В свою очередь, большинство дошкольников из полных семей полностью справились с предложенным заданием, допустив только несколько ошибок при различении возрастных фаз. Например, Даша В. изначально идентифицировала себя с девушкой 20-25 лет, прокомментировав это следующим образом: «я такая же высокая, как эта девочка и ношу похожую одежду». Однако девочка исправила ошибку самостоятельно, сказав, что «я еще недостаточно взрослая». Также большинство детей, например, Саша Д., Денис Г., Олег П. и др. сразу же в качестве «образа будущего» выбрали картинки с пожилыми людьми, аргументировав это тем «все мы со временем состаримся и станем дедушками/бабушками».

        На следующем этапе работы мы проводили исследование по методике В.Е. Кагана, направленного на изучение гендерных установок у детей. При количественной обработке данных, по результатам исследования, было отмечено, что среди детей из неполных семей у дошкольников не отмечается высокий уровень сформированности гендерных установок. У 40% детей был отмечен средний уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на 4-5 из 6 поставленных вопросов, при уточняющих вопросах могли аргументировать свой ответ, но недостаточно убедительно. Для них характерны следующие поведенческие особенности: чрезмерная возбудимость, недостаточный уровень самоконтроля.

       У 60% дошкольников наблюдался низкий уровень сформированности представлений о гендере. Дети ответили менее, чем на 3 вопроса, при этом даже не смогли аргументировать свой ответ. Они невнимательно слушали вопросы, перебивали педагога при их прочтении, стремились поскорее закончить исследование.

       В свою очередь, среди детей из полных семей были получены следующие результаты: у 20% дошкольников наблюдается высокий уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на все вопросы, внимательно слушали задание, при необходимости задавали уточняющие вопросы. У 50% – средний уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на 4-5 из 6 поставленных вопросов. При этом они внимательно слушали вопросы, думали над ответами и высказывали аргументированные точки зрения.

      Наконец, у 30% дошкольников – низкий уровень сформированности гендерных установок.          Дети ответили на 2-3 вопроса из 6. При этом им было достаточно трудно сконцентрироваться на задании, они несколько стеснялись экспериментатора.

Читайте также:  Молитва ребенок отстает в развитии

     Отнесение дошкольников к тому или иному уровню полоролевой идентификации производилось по аргументированности и обоснованности ответов детей на вопросы, позволяющие оценить степень сформированности у них гендерных установок. При качественной обработке данных было выявлено, что дошкольники из неполных семей чаще всего испытывают сложности при определении ключевых различий между мужчинами и женщинами, играть дети предпочитают именно со своим родителем, не имея возможности выбора.

Литература и примечания

[1]. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 65-69. [2]. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – №1. – С. 12-25. © Н.В. Маркова, 2019

Источник

Шаравина Елена Николаевна. ГБДОУ № 104 Невского района.

Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики — и в этом их предназначение — лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Методы диагностики полоролевого поведения:

1.Диагностическая методика «Рисунок человека».

Этот тест — один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.

Данный метод впервые был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности человека. Мы же используем данный метод для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, т.к. полоролевая идентификация (отождествление себя с представителями определенного пола) является ведущими механизмом полоролевой социализации.

2.Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник». Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины и женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

3.Составление рассказов.

Цель: понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности. Понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков. Мальчики составляли рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек.

4.Наблюдение за игровой деятельностью детей.

Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.

5.Анкетирование родителей воспитанников. Анкетирование родителей на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ среди родителей воспитанников, исследуемой группы, степень заинтересованности данной темой.

6.Диагностическая методика «Мужчина и женщина — какие они?»

Цикл мероприятий данного раздела позволяет: сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей; рассказать о мужских и женских профессиях.

7.Я — мальчик, будущий мужчина. Я — девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

 Педагогические диагностики на данную тему необходимо проводить с детьми, так как они больше будут иметь представление о своих социальных ролях в обществе и семье.

Источник