Как социокультурная среда влияет на развитие ребенка

Как социокультурная среда влияет на развитие ребенка thumbnail

«Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где каждое учреждение, входящее Ассоциацию социокульт.учр.поселка занимает свое место.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

— относительной стабильностью и устойчивостью-форма Ассоциативных отношений наших учреждений способствуют этому)

— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;(важным условием нашего взаимодействия-совместное планирование работы ,организация совместных проектов («поющий Силикатный)

— как следствие взаиомодействия — побудительный, а не запрещающий характер регламентации творческой жизни ребенка; (родитель и кл.руководитель заинтересован в возможности выбора творческой деятельности, а главное в умелом согласовании, выделении приоритетов на различных этапах взаимодействия), т.е.ребенок не поставлен в рамки жесткого выбора что важнее, есть возможность успеть, а значит выпоняется след характеристики среды

1. «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

2. достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

В условиях взаимодействия работа учреждений характеризуется направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Ребенок — это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Ярким примером являются ученица, буде представлять школу на конкурсе «Ученик года».Емельянова Екатерина — ребенок с хорошими, но не выдающимися природными данными и творческими способностями — Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяют творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходило в той среде, которая наиболее благоприятна для школьника.

Екатерина посещала хореографическое отделение ДШИ.(входила в состав Ансамбля «Сонет», жесткого отбора по физическим данных в Ансамбль нет, основной характеристикой для успешных занятий является работоспособность ребенка. Но известно, что Ансамбль является ведущими хореографическим коллективом региона). В условиях анализа и грамотного взаимодействия педагогов, работающих с данным конкретным ребенком – возникла необходимость дополнительного развития коммуникативных умений — выразительной речи,умения декламации.Работа учителя литература,библиотекаря.

Взаимодействие стало успешным судя по результатам Всероссийского конкурса, в котором она участвовала. Успешность ребенка стало возможным благодаря следующим элементам благоприятной социокультурный среды

субъектов социотворческого процесса – ребенок – педагог средней школы – педагоги дополнительного образования. творческой общности (школа дши библиотека), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды нашего поселка действует множество инициативно-творческих образований.

— группа «Степ ту дэнс», которая была создана в результате молодежного инициативного проекта

— редакция школьной газеты «ДЕЛЬФin»

— творческий клуб участников конкурса «Живая классика», которые являются участниками мероприятий различного уровня

— инициативная группа проекта «Танцующий Силикатный», которое представит свое твочество на концерте к Юбилею поселка

Читайте также:  Какую литературу для развития ребенка 4 года

направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я». В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой влияют на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем «раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы». Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности..

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к «новой высшей ступени развития». Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с творческой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,

· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,

· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,

· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших

Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями поселка и района.

Источник

«У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.»

Я. Корчак

 Само понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду.

Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.

Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле — как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении — это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка

Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п.

«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

 Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М. Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов.

Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения.

Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современного общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как понятие, составляющее содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления). Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения. Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении.

Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, это и есть «мир», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.

Практика и наука все чаще обращают внимание на среду как на поисковое поле ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возникает активная роль педагогики в поиске совершенствования среды как условия формирования личности.

B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с ее материальным оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни», также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, «исследовательской» работе, к коллективному творчеству

Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка.

Главное — гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.

Читайте также:  Показатели развития речи в первый год ребенка

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:

  • — устойчивостью и относительной стабильностью;
  • — создание ребенком среды, как условием его самореализации;
  • — побудительным, а не запрещающим характером, осмысленностью той видов деятельности, в которую вовлечен ребенок;
  • — связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
  • — достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
  • — направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым.

Художественно-эстетическая среда младшего школьного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период младшего школьного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

Создание художественно-эстетической среды в школьном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Основная задача педагога — это моделирование социокультурной пространственно-предметной, художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. [10; 22].

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник — это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Помимо этих факторов, влияние оказывают также обстоятельства личной жизни, психологические и биологические аспекты.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения, все эти отношения оказывают влияние на формирование эстетических качеств младшего школьника.

Учитывая тот факт, что развитие эстетических качеств тесно связано с творческой деятельностью, которая прежде всего проявляется, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей.

Выделим группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

  • *сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами;
  • *круги общения и сотворческой деятельности в различных средах;
  • *сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности;
  • *интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших школьников.

Источник