Девиантное поведение ребенка 5 лет

Девиантное поведение ребенка 5 лет thumbnail

Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Что такое девиантность?

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины аномального поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

• врожденные;

• наследственные;

• приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Социальные причины

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:

1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

Читайте также:  Нексиум ребенку 5 лет

2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• эмоциональное отвержение;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Педагогические причины

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• разыгрывание «трудных ситуаций»;

• ритмические игры со словами;

• музицирование и танцы;

• чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Читайте также:  Тополь рисунок ребенка 5 лет

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

Источник

На чтение 6 мин.

Изменения в социально-психологическом поведении детей дошкольного и школьного возраста в современном обществе ведут к вовлечению несовершеннолетних граждан страны в противоправную деятельность. Многие дети не видят тонкой грани между правильным и неправильным. Происходит смещение ценностной ориентации в сторону асоциальной деятельности. Что же такое девиантное поведение и почем им страдают дети, как оно проявляется?

Девиантное поведение проявляется в нарушении запретов

Суть и понятие девиации

В современной социологической науке, девиантное поведение охарактеризовано, как действие или поступок, несоответствующий нормам и правилам общества. Иначе можно сказать, что девиантное поведение – это одна из форм человеческого поведения, отклоняющаяся от следования общепринятым стандартам общества.

Ключевым моментом или исходной точкой для характеристики девиантного поведения является общественная норма, то есть стандарт или предел дозволенности в поступке и действии.

Отклонения от общественных стандартов могут быть следующими:

  • позитивными, то есть поступки, направленные на улучшение или «украшение» устаревших правил поведения, связанные, прежде всего, с творчеством;
  • негативными, то есть поступки, влекущие дезорганизацию общепринятых стандартов.

Еще одним видом отклонения детей школьного и дошкольного возраста от общественных правил является протест, открытое непринятие стандартов и норм.

Дети с девиантным поведением не имеют друзей

Иначе говоря, девиация – это результат нежелания ребенка приспосабливаться к общественным правилам, адаптироваться в социуме. Такое принципиальное несоблюдение правил ведет к провалу в становлении личности и социализации в целом.

Типология поведения

Девиантное поведение подразделяется на виды по степени наносимого вреда личности ребенка, обществу и социальным группам.

  1. Поведение деструктивного вида. В данном случае вред наносится только личности не подчиняющегося ребенка. В эту группу можно включить такие отклонения, как мазохизм, накопительство и конформизм. Подобным поведением дети наносят вред лишь себе.
  2. Поведение асоциального вида, когда отклонение от правил наносит вред социальной группе и самой личности. К социальным группам относится семья, друзья, сверстники.
  3. Противоправные действия, которые подразумевают нарушение, как физических, так и моральных правил. Дети дошкольного возраста проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, что может выражаться словесно и физически.

Девиантные дети часто ругаются матом

Дети с девиантным или неправильным поведением способны на следующие действия:

  • применение физической силы (удары, толчки, укусы);
  • словесная атака (грубость).

Причинно – следственные связи

Девиантное поведение детей – сложная проблема, которая может обуславливаться несколькими факторами, находящимися в тяжелом взаимодействии и сплетении. На возникновение отклонений в поведении детей влияют такие факторы, как наследственность, окружение человека, воспитание, самостоятельное практическое познание.

Читайте также:  Приучать ребенка к горшку в 5 лет

Проявления девиантности подростков

Существует пять главных факторов, отвечающих на вопрос о том, почему у детей проявляется девиантное поведение.

Биологические факторы

Неблагоприятные анатомические или физические особенности человеческого организма, которые затрудняют адаптацию в обществе, относятся к биологическим факторам возникновения отклонений в поведении детей дошкольного возраста.

Стоит отметить, что речь идет не об определенной генетике, являющейся причиной девиантного поведения, а о факторах, которые требуют, как педагогической коррекции, так и медицинского воздействия.

В неблагополучных семьях дети имеют девиантное поведение из-за физиологических нарушений

Сюда можно отнести:

  • наследственные, способные передаваться от ближайших родственников. В данную группу входят нарушение интеллектуального развития, слуха, зрения, внешние дефекты тела и нарушенная работа нервной системы;
  • психофизиологические, которые связаны с влиянием на организм ребенка внешних раздражителей, стрессовых ситуаций и конфликтов (в семье, со сверстниками);
  • физиологические, к которым относятся речевые дефекты, внешние дефекты лица и тела, что вызывает отрицательные отклики со стороны окружающих.

Характеристики семей с девиантными детьми

Психологические факторы

К психологическим факторам возникновения отклонений в поведения детей дошкольного возраста относятся психопатия и акцентуация определенных черт характера. Возникают подобные нарушения из-за расстройств нервной системы, психических заболеваний, неврастении, повышенной нервной возбудимости или гиперактивности ребенка. Все это приводит к неадекватной реакции детского организма на стандарты и правила, принятые в обществе.

Этапы становления личности человека характеризуются формированием определенных психических качеств, черт характера. К примеру, у ребенка дошкольного возраста можно наблюдать две стадии развития личности: отстранение от социальной нормы или приобщение к общепринятым правилам.

Если дети чувствуют заботу и внимание со стороны родителей, то, скорее всего, преобладать будет стадия приобщения к обществу. Но отсутствие ласки и заботы ведет к детскому отчуждению.

Качества подростков с девиантным поведением

Характерные реакции детей, к примеру, протесты или отказы, являются результатом отрицательно эмоциональных или негармоничных отношений в семье между родителями. Неправильное формирование системы ценностей у ребенка ведет к тому, что сфера интересов сужается, принимая насильственную нестандартную направленность в действиях.

Девиантное поведение подростков и детей дошкольного возраста выражается в инфантилизме, скудности словарного запаса, преобладании развлекательного интереса.

Профилактические и коррекционные меры

Основная проблема девиации заключается в том, что ребенку сложно контролировать себя и правильно общаться со взрослыми и сверстниками. С педагогической и психологической точки зрения, для устранения эмоционального искажения в поведении крохи, необходимо преодолеть следующие этапы:

  1. Сформировать у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Закрепить освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения.
  3. Выработать навык правильного общественного поведения.
  4. Обучить малыша правильной оценке свой личности, контролю за эмоциональным состоянием.
  5. Развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с людьми.

Профилактика девиантности – способы

За основу коррекционных методов исправления поведения взяты виды деятельности, интересующие детей дошкольного возраста. Основным видом является именно игра. Правильное развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подразумевает применение следующих видов деятельности:

  • подвижная игра;
  • инсценировка «сложно разрешимой ситуации»;
  • словесные игры с движениями;
  • танцы и исполнение песен;
  • чтение художественной литературы.

Привлечение к интересным делам – один из способов профилактики

Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.

Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.

Главное в общении с девиантными детьми – терпение

Дети дошкольного возраста – главный объект неудачных педагогических экспериментов, происходящих из-за недостаточного уровня психологической и педагогической осведомленности взрослых. В результате у детей дошкольного возраста возникает определенная форма девиантного поведения, которая, без специальной коррекции, сохраняется в подростковом возрасте. По мере взросления малыша бороться с девиантным поведением гораздо сложнее, поэтому важно устранить проблему на раннем этапе.

Источник