Деятельность ребенка основное условие его умственного развития

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

Светлана Доля
Консультация для педагогов и родителей «Теоретические основы умственного развития дошкольников»

Теоретические основы умственного развития дошкольников.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитииребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства yмa, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

Большое значение Н. Н. Поддьяков придавал систематическому обучению на занятиях, н ходе которых создаются условия, необходимые для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования мыслительных способностей. Впервые ученый дал четкое обоснование умственному развитию ребенка и показал, как оно изменяется под воздействием умственного воспитания. «Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучение на занятиях в детском саду. Важную роль при этом играет осуществляемый процесс умственного воспитания«.

Читайте также:  Развитию личности ребенка способствуют

При этом умственное развитие выступало не только как процесс овладения ребёнком знаний и способов мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Источником развития дошкольника признавалась социальная среда, общение и деятельность со взрослыми и сверстниками, а также — организация систематического обучения на занятиях.

Важную роль в умственном развитии ученые отводили осуществляемому на занятиях процессу умственного воспитания.

Как показывает анализ работ выдающихся психологов, для гармоничного интеллектуального развития дошкольника важно своевременное становление всех форм мышления, но личность дошкольника может развиваться лишь в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности, поэтому необходимо обеспечить, формирование у ребенка осознанного овладения средствами родного языка. Важное значение в этом, особенно для подготовки детей к школе, должны иметь социальная среда, в которой происходит общение и деятельность ребенка с окружающим его миром, взрослыми, сверстниками, и систематическое, целенаправленное обучение и воспитание, осуществляемое в ходе всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь разить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило,следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать,мыслить: все дано на «картиике». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитииребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольноговозраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли,не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, Салфеткой, расческой, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну,4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач:

— воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия, являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» — у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Поэтому задачей умственного воспитания является:

— формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Источник

«Умственное воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст — время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

Читайте также:  У ребенка отстает умственное развитие

На протяжении многих лет одной из основных задач в области дошкольной педагогики является умственное воспитание ребенка.

Большой вклад в разработку проблем умственного воспитания, особенно взаимодействия языка и мышления, внесли советские ученые-психологи Л.С. Выготский, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и другие.

1.Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).

Умственное воспитание – это  целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности детей, основной целью которого выступает формирование способности к умственному труду, приобретение новых знаний, умений, навыков.

Некоторые ученые различают эти два понятия и пытаются установить между ними связь. Так, М.А.Данилов указывает, что целью и сердцевиной умственного воспитания является умственное развитие. Умственное воспитание делает человека способным к систематическому умственному труду, к приобретению новых знаний и способов их практического использования, а умственное развитие делает человека способным открывать новое в науке, технике, труде, творить новую жизнь.

2. Проблема умственного развития представлена в психолого-педагогической литературе различными научными теориями по изучению особенностей и закономерностей развития ребенка в зависимости от его возрастных особенностей, индивидуальных способностей, педагогических условий воспитания и обучения. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о соотношении процессов развития и обучения.

В последнее время в связи с рядом коренных изменений во взглядах исследователей на вопрос о роли и месте развития и обучения детей дошкольного возраста, в дошкольной педагогике, также как и в психологии, все чаще стало использоваться понятие «умственное развитие».

На умственное развитие оказывает влияние социальная среда. В ходе общения с окружающими дети усваивают язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Наиболее активно умственное развитие протекает в деятельности; общении, действиях с предметами, игре, обучении, труде. Особая роль при этом отводится обучению и воспитанию (JLС.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Л.В.Занков, И.Б. Котов, А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов, Д.Б.Эльконин и др.).

3. Содержание умственного воспитания составляют знания основ наук о природе и обществе, об основах современного производства, выработка инициативности, деловитости, умения самостоятельно решать задачи, выдвигаемые учением и жизнью.

В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

Выделим задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование правильных представлений о простейших

явлениях окружающей жизни.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками и т.д.

  • развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи;

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

  • развитие любознательности и умственных способностей;

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

  • развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами.

Методы умственного воспитания дошкольников:

  • Наглядные методы.
  • Словесные методы (рассказ,  чтение,  беседа)
  • Практические методы
  • Игровые методы

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.

Дидактические принципы:

 -принципы развивающего обучения,

-принцип воспитывающего обучения,

 -принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний,

-принцип наглядности,

-принцип индивидуального подхода к детям.

4.Условно средства умственного воспитания распределяются на две группы:

— деятельность детей;

— произведения духовной и материальной культуры.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.

Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Читайте также:  Центр речевого развития ребенка

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий. Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.

В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:

— сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

— игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

— строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

-дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.

5. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются: усвоение системы знаний, познавательная активность (Д.Н.Богоявленский, Н.В.Левитов, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин); развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности (З.И. Калмыкова, О.К.Тихомиров); интериоризация — переход выполнения действий в умственный план (Л.С.Выготский, П.Я.Хальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др,); внутренний план действия — ВПД (Я.А.Пономарев); экстериоризация как применение усвоенных, перешедших во внутренний план, знаний на практике (НА. Менчинская); действия с использованием знаковых средств (В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и др,).

За последние годы существенное продвижение получил один из главных вопросов дошкольной дидактики — вопрос о последовательности усложнения знаний, начиная с тех исходных, которые были положены в основу системы. Разработка таких знаний позволила полнее реализовать принцип доступности обучения. В качестве исходных были выделены знания, которые, будучи вполне доступны детям в своем первоначальном виде, таили в себе широкие возможности усложнения и развития.

Важные результаты были получены в процессе изучения стихийного опыта детей. Так, у старших дошкольников были обнаружены особого рода знания, содержащие в самой элементарной форме отражение таких реальных связей, которые являлись центральными для той или иной области действительности. Например, старшие дошкольники обладали способностью целостного, еще недостаточно расчлененного «схватывания» в образном плане кинематических зависимостей (зависимости пройденного пути от скорости и времени движения, зависимости времени движения от скорости и расстояния и т. д.). Подобные знания мы использовали как своего рода предпосылку для формирования у детей более глубокого понимания основных связей и отношений той или иной области действительности. Дело в том, что если у ребенка имеется пусть самое элементарное, но уже верное отражение взаимосвязи между двумя или более объектами как единого целого, то создается принципиальная возможность, не нарушая этого целого, последовательно его усложнять, делая акцент, то на одном, то на другом компоненте. Такой путь наиболее эффективен для последовательного подведения старших дошкольников к пониманию достаточно сложных связей и отношений. При другом способе обучения, когда ребенка вначале последовательно знакомили с каждым компонентом связи безотносительно друг к другу и лишь, затем обращали его внимание на связь компонентов, дети испытывали значительные затруднения.

Такой подход к разработке проблемы умственного воспитания дошкольников, при котором у детей формируют умения рассматривать окружающие предметы и явления в разных аспектах, позволяет значительно усилить слабые стороны мыслительной деятельности дошкольников.

На основе результатов современных психолого-педагогических исследований и обобщения передового опыта была разработана экспериментальная программа обучения детей подготовительных групп детских садов. В ней удалось реализовать ряд важных теоретических принципов воспитания и обучения, разработанных А. В. Запорожцем и его сотрудниками, в частности развивающего обучения, соответствия содержания и методов обучения детей их психофизиологическим особенностям.

Заключение

Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственного воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходит постоянно под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.

Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. ?