У ребенка отстает умственное развитие

У ребенка отстает умственное развитие thumbnail

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.
Читайте также:  Влияет ли угроза выкидыша на развитие ребенка

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

Диагноз «задержка умственного развития» может стать для родителей громом среди ясного неба, особенно если ставится в совсем раннем возрасте. Очень часто причина такого диагноза кроется в неправильном поведении женщины во время беременности. Алкоголь, лекарства без показания задержка умственного развитияврача, наркотики могут на раннем сроке запустить неправильное развитие ребенка. Однако часты и генетические нарушения.

У такого малыша все равно много возможностей для жизни, учебы, получения профессии. Родителям необходимо научиться работать вместе со своим малышом, и тогда все получится. Очень важно правильно отнестись к особенностям детей. Например, может стать проблемой агрессивное поведение. Для вашего крохи есть много вариантов: специальные садики, школы, дополнительные занятия. Они помогут ему стать более уверенным в себе, контактным ребенком.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж цены

У ребенка задержка умственного развития

Часто такое словосочетание пугает родителей. Ребенку с задержкой умственного развития трудно в обычном садике – что уж говорить про школу. Все дети уже запомнили новое правило, записали предложение, а он все еще не знает, с чего начать. задержка умственного развитияОбиднее всего, если над ним смеются или его обижают. Многие родители просто не принимают тот факт, что у их малыша реальная проблема. А ведь ее можно исправить или существенно облегчить.

Причин появления задержки много, но следствие одно: ребенку просто нужно особенное внимание, особые материалы для обучения, игрушки. Тут работают все вместе – малыш, родители, учителя и врачи. Чем больше усилий, тем проще ему будет. Родители должны быть готовы к тому, что малышу придется нелегко. Главное — вовремя начать с ним заниматься.

Причины

Причины данного диагноза могут напрямую зависеть от поведения женщины во время беременности:

  • несоблюдение норм питания;
  • употребление алкоголя, наркотиков (особенно на ранних сроках: в это время формируется нервная система, закладывается мозг);
  • прием лекарств (антибиотики, жаропонижающие, седативные, нейролептики и многие другие виды);
  • халатное отношение к собственному здоровью во время беременности (частые простуды, грибковые и инфекционные заболевания, высокая температура и т.д.).

Такое поведение матери часто ведет к разного рода Задержка умственного развитияотклонениям у детей, особенно со стороны поведения, развития нервной системы. Но, конечно, не всегда виновата мама. С такой же частотой появление данного диагноза связано с ошибками развития, генетическими мутациями. Это происходит еще на стадии нескольких часов или дней после зачатия. Мамы таких детей могут вести абсолютно здоровый образ жизни, правильно питаться и посещать врача вовремя. Есть несколько групп риска:

  • поздняя беременность (35-45 лет);
  • слишком ранние беременности (девочки до 17-18 лет);
  • генетические заболевания у родителей;
  • плохие условия жизни (нет возможности хорошо питаться, получать витамины, адекватное лечение);
  • сильный токсикоз во время беременности (организм активно борется с эмбрионом – это может ему навредить).

В любом случае сегодня еще на достаточно раннем сроке беременности можно выявить отклонения развития плода. Это может помочь родителям принять решение, продолжать беременность или прервать. Это сложно, но решать стоит, думая и о ребенке, и о себе: смогут ли родители уделять больному малышу достаточно внимания, есть ли у них возможности для этого (жилье, финансы, здоровье и т.д.). Родители должны полностью осознавать последствия при каждом варианте решения.

Диагноз

Бывает так, что задержка умственного развития не может быть диагностирована сразу. Первое время состояние малыша может быть нормальным, без видимых отклонений. КонечноДиагноз, пока он грудной малыш, сложно заметить его особенности. Тут обязательно нужно консультироваться с врачом при возможных сомнениях. А еще необходимо регулярно посещать вашего педиатра: он может еще на ранней стадии увидеть проблему.

Кто занимается такими проблемами? Конечно же, неврологи и дефектологи. Если проблема связана с неправильным развитием головного мозга, нервной проводимостью, то невролог назначит лечение. Сегодня многие состояния могут быть скорректированы. Дефектолог же направит вас на обучение в специальный садик и школу.

Нужно понимать, что термин «задержка» не означает, что кроха навсегда потерян для общества. Совсем наоборот.

Задержку можно корректировать, как минимум можно помочь ребенку приспособиться. Если вовремя заметить проблему, то специальная терапия и развивающие занятия для детей дадут им возможность влиться в нормальный коллектив.

При необходимости к постановке диагноза привлекается психолог или даже психиатр. Данный диагноз может быть поставлен с помощью общения и специальных тестов. В случае если задержка развития спровоцирована условиями и обстоятельствами жизни ребенка, то ему просто необходима помощь.

Особенности поведения

Очень часто такие детки страдают от своего положения. Они вполне могут осознавать, что отличаются от других. Насмешки других детей, постоянная опека родителей, невозможность делать то же, что остальные указывают им на собственную неполноценность… Задержка умственного развития может быть выявлена поздно, когда ребенок уже пошел в садик. Особенности поведенияТогда там он впервые столкнется с проблемами. Даже дети 4-5 лет уже чувствуют отличия и могут начать смеяться, издеваться над малышом.

Бывает, что с таким диагнозом дети становятся агрессивны. Они очень комплектуют из-за своей проблемы, и это мотивирует их пользоваться кулаками.

Читайте также:  Бесплатные книги по развитию ребенка с рождения

Тут родителям следует реагировать. Агрессивное поведение становится для ребенка возможностью решать многие проблемы, непонимание, споры. Он просто не умеет аргументировать, искать логику, а вот обидеть, ударить он вполне может. Для таких детей это часто выход из сложной ситуации, где нужно использовать опыт и ситуационную логику.

Поэтому, если не заниматься воспитанием, ребенок с задержка умственного развитияумственной отсталостью или задержкой умственного развития может стать очень жестоким. Особенности его состояния только стимулируют эту жестокость. Бывает, они с радостью примыкают к подростковым бандам в поисках самоутверждения. Но, конечно, редко находят его там.

Родителям нужно понимать, что рано или поздно агрессивное поведение проявится. Это защитный психологический механизм. Главное, в этот момент объяснить, показать, иногда даже наказать ребенка. Вам необходимо всеми доступными методами помочь ему самому понять, что так делать нехорошо. Научите его просить прощения, если он сделал больно, извиняться, искать другие пути решения конфликта.

Что делать?

Очень важно, чтобы врач не просто поставил диагноз, но и ознакомил с ним родителей, объяснил, как именно будет проходить развитие, чего ждать, как быть с диагнозом. Это поможет родителям сжиться с мыслями о том, что происходит с их ребенком. Очень часто без такой подробной информации родители детей с задержкой умственного развития просто не справляются с трудностями.

Важно знать:

  • понадобится лизадержка умственного развития лечение и какое именно;
  • можно ли обучать детей, как их социализировать;
  • как вести себя с малышом, подростком;
  • на что обращать внимание.

Это поможет в первую очередь самому ребенку. Правильное воспитание и развитие может заметно сократить разницу между его возможностями и возможностями других детей.

Лечение

Чаще всего лечение назначается симптоматическое. У многих малышей отмечаются проблемы с речью – тут вам помогут дефектолог, логопед, специальные методики. Во всех садиках для детей с задержкой умственного развития работает логопед.

Часто с детьми работают психологи. Они помогают самим малышам разобраться, что же происходит. Например, у него поведенческие проблемы, агрессия. Работа с детским психологом или психиатром поможет ребенку обратить ЗУРвнимание на свое поведение, развить эмпатию. Иногда бывают необходимы лекарственные препараты для коррекции поведения.

Если задержка умственного развития идет вместе с другими неврологическими проблемами (ДЦП, синдром Дауна и т.д.), то необходимо комплексное лечение. Очень часто это мышечная слабость, проблемы с суставами. Для детей с синдромом Дауна распространены заболевания ЛОР-органов.

Бывают случаи, когда терапия, лекарственные препараты не нужны, и ребенку необходим просто адекватный уход, правильное обучение и развитие. А еще любящие родители, которые готовы к тому, что он будет отличаться от других.

Специальные учебные заведения

Все начинается со специального садика. Тут главное — научить малыша учиться. Познавательная деятельность у малышей с задержкой умственного развития нуждается в стимуле. Часто у них нет природного стремления учиться, задержка умственного развития познавать мир, как у здоровых детей. Им сложно дается учеба, нужно по несколько раз объяснять один и тот же материал… В таких садиках всегда несколько воспитателей, есть медсестры, педагоги, дефектологи. Малыша нельзя оставлять одного – нужно, чтобы каждому крохе уделялось максимум внимания.

Специальные школы учат детей не только обычным школьным предметам. Много внимания уделяется общению, поведению, социализации ребенка или подростка. Задержка развития может быть скорректирована. Например, через несколько лет в специальной школе малыша могут перевести в обычную. Или же он попадает в обычную школу, но на надомное обучение.

Главная задача школы – максимально помочь малышу быть самостоятельным. Ухаживать за собой, одеваться, убирать вещи, заботиться о личной гигиене – этим вопросам тут уделяется много внимания.

Кроме школы и садика, есть множество развивающих центров. Многим деткам нужна лечебная физкультура, массаж: это помогает им развивать координацию движений, управляться с собственным телом. Так ребенок чувствует себя более уверенным, «таким, как все». После школы есть возможность продолжить обучение и получить профессию.

Правильное и неправильное поведение родителей

Неправильное поведение родителей – ругать, наказывать малыша, высмеивать его проблемы. Руганью тут ничего не решить: дети часто не понимают причины, почему виноваты, а родители не объясняют, а лишь наказывают. Такое поведение не приведет к положительным результатам даже у здорового ребенка.

Воспитывать малыша с диагнозом «задержка умственного развития» всегда большая ответственность. Нельзя сказать, что это легко и просто. Да, ваш малыш будет отличаться от других, но от вас зависит, насколько. Правильное воспитание, уход, посещение врача, обучение могут серьезно снизить тяжесть проблемы. От ухода за ребенком зависит, насколько полноценную жизнь он будет вести.

Источник