Деятельность детей раннего возраста в центре развития ребенка

Светлана Торопова
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста по ФГОС 

Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?

Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подразумеваются помещения, участки, а также материалы, оборудование и инвентарь для развития и воспитания дошкольников.

Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

При построении предметно-пространственной среды я учитываю возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.

Задача педагога – развивать дошкольника как личность.

Для этого нужно:

Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает

Сформировать у ребёнка стержень личной культуры

Развивать индивидуальность дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.

По ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по 5 областям:

-социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-речевое развитие

-художественно – эстетическое развитие

-физическое развитие

Я организую развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развивающая среда должна формировать личные качества дошкольника. При построении развивающей среды я учитывала следующие принципы:

Принцип дистанции при общении

Чтобы наладит взаимоотношения с детьми, я провожу доверительные беседы «глаза в глаза». При общении учитываю и то, что у каждого человека свои представления о комфортной дистанции взаимодействия. Одни дети чувствуют себя лучше на более близкой дистанции, другие – на более «длинной». Но эти ситуации могут меняться в зависимости от ситуации.

При планировании развивающей среды, учитывала то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения», «место для совместных встреч».

Принцип активности

Игровое пространство группы организовала таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.

Принцип стабильности – динамичности

Принцип компенсирования и гибкого зонирования

Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.

Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта

Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.

Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере

В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.

Принцип открытости – закрытости

Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.

Принцип учёта половых и возрастных различий

Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.

Развивающая среда должна обладать следующими качествами

1. Содержательно-насыщенная

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Доступная

5. Вариативная

6. Безопасная

Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.

В моей группе «Сказка» раннего возраста обозначены следующие центры:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» — формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.

Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.

Читайте также:  Академия развития ребенка киров

Центр игры включает в себя игры направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами — «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.

Центр безопасности: хоть мои малыши ещё совсем маленькие, но я уже с раннего возраста знакомлю их с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформлен макет «дорога», использую также развивающие плакаты с наклейками.

Область «Познавательное развитие» — удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.

Включает в себя центры:

«Эксперименты»: мягкая пирамидка, наполненные диски с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др.

«Сенсорный уголок» — пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов

«Центр познавай-ка»— разные вида животных, макеты: домашние животные», «Дикие животные», «Птицы».

Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.

Область «Речевое развитие»

Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:

Игры с крупами «бассейны»

«Мягкие» бассейны

Игры с различными видами теста

Рисование на песке, манке

Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками, бизиборды.

Центр «Мир книг»

В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.

Сделал пособия «Кто спрятался?» — на картинки сверху приклеила салфетки, дуя на них, дети узнают, кто там спрятался. Такие игры можно использовать по разным тематикам, в соответствии с тематикой недели.

Пособие «Кубик расскажи и покажи» также можно использовать и по тематикам недель и по ознакомлению детей с животным миром, миром природы и др.

Область «Художественно – эстетическое развитие» — приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.

Область «Физическое развитие» — способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.

Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.

Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.

Источник

МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек»

Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

Составила: Зизевских О.О., воспитатель

Тамбов 2018

Ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в детском саду и в основном он пребывает в групповом помещении, а это говорит о том, что развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается эстетический вид и направленность на развитие детей. Дети с раннего возраста должны созидать прекрасное, развивая в себе эстетические чувства. Яркое и красочное зонирование нацеливает детей на творческую активность. В группе мебель и оборудование устанавливаются таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий. Так же оно должно быть мобильным, безопасным и доступным для каждого ребенка. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка презентация

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Все групповое пространство распределяется на центры таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания; привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы: индивидуальные шкафчики с яркими картинками, скамейки, информационные стенды с консультациями для родителей, информация о режимных моментах детского сада, образовательной деятельности, меню, информация о текущем времени года с последующим описанием, консультации специалистов ДУ,  обновляющаяся выставки творческих работ детей.

ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (см. центр дидактических игр)

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и    др.,  “Чудесный мешочек” с различными предметами в соответствии с образовательной деятельностью.

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться и обращаться  с книгой.

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, по возрасту и по сезону; альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОЗЕЛЕНЕНИЯ

Задачи: формирование экологической культуры дошкольников.

Оборудование и материалы: 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими   одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция. Взрослый организует действия с различными   объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают  различные состояния воды. др.,  оборудования для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы по формированию экологических представлений. Календарь природы.

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Задачи: проявить у детей интерес к опытам и экспериментам, развить память, мышление, смекалку.

Оборудование и материалы: чашечки, колбочки пластиковые разной величины, мерный стаканчик, глина, песок, земля, магнит, лупа, формочки для песка, разного вида крупа, пищевой краситель, зеркало..

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни. Укрепление мышц, плоскостопия, простудных заболеваний.

Оборудование и материалы: Доска гладкая и ребристая,  коврики , дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка  гимнастическая; мячи;  корзина для метания мечей; обручи, кегли;; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий,  мешочки с песком, флажки, ; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать внимание, любознательность, воображение, творческие способности, эстетические качества. 

Оборудование и материалы: мольберт,  наборы восковых мелков, картон, цветная бумага, гуашь; акварель,  кисточки  — тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги, трафареты животных, разных фигур.., клей, фартуки и нарукавники, раскраски, пальчиковые краски, наборы для нетрадиционной техники рисования.

Читайте также:  Родительское собрание роль семьи в речевом развитии ребенка

ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Формирование навыков слушания, развитие творчества детей, развития речи детей.

Оборудование и материалы: Театр настольный, кукольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, небольшая   ширма,  готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы, аксессуары.

ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы: Набор шумовых коробочек; звучащие и светящиеся игрушки, маракасы, бубен, барабан, резиновые пищалки, погремушки, коктейльные трубочки,  музыкальные дидактические игры

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (см. центр дидактических игр)

Задачи:  научиться определять количество и счет, цвет, форму, величину, ориентироваться  во времени и пространстве.

Оборудование и материалы: В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.): треугольник, круг, квадрат, основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним., пирамидки.

ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке;  природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы: кукольная  мебель для комнаты и кухни;  гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см);  куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток  и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: развитие внимания, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы (материалы по сенсорике): крупная мозаика, обьемные вкладыши из 5 элементов, сборные и грушки, пирамидки из 5 элементов, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, счетный материал на липучках. Нетрадиционный материал для счета(шишки, камушки, желуди). Матрешки 5 элементов, доски-вкладыши, набор цветных палочек по 4 каждого цвета. Разрезные кубики с предметными картинками из 4 частей.

(материал по развитию речи): набор картинок с дикими и домашними животными, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи и фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. Серии из 4х картинок с временами года и частями суток.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных)., дорожные знаки, памятки с правилами по ПДД.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
  2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

Источник