Что такое 7 уровень развития ребенка

Что такое 7 уровень развития ребенка thumbnail

Даня родился с ДЦП. Обожает приключенческую литературу и фильмы, но никак не может приручить математику. К своим 13 годам Даня едва ли соответствует уровню 2 класса. В 7-й его взяли с условием подтянуть математику с репетитором за пару месяцев.

Первое занятие ввело меня в замешательство. Число 350 мальчик пишет так: «30050», а «два с половиной» записывает как дробь «две пятых». Примеры не решает, а угадывает ответы. Кратковременная память. Дислексия. ЗПР. С чего начать, если он начинал уже много раз, но после каждого успешного шага вперед случаются три назад?

Итак, 7 вид обучения это дети:

— с различными нарушениями мышления, причина которым — медицинские диагнозы;
— с задержками психического или психоречевого развития;
— с серьезными сложностями в обучении, начиная от «провалов памяти», заканчивая искаженным восприятием логики, анализа и пр.

Обучение 7-го вида требует от педагога терпения и смекалки. Например, ребенок может делать успехи, освоить умножение чисел, решение уравнений, а потом вдруг забывает, как эти числа пишутся, не то что умножаются.

С Даней первым делом мы отложили тетрадки и ручки: в этом почерке он и сам не может разобрать свои закорючки, только мучается. Оказывается, учителя приучали его учиться на компьютере, чтобы не мучался с письмом, но минимально все же писал.

Смотрели друг на друга и решали простые задачки в уме: «50 умножить на 2», «25 умножить на 4», «100 разделить на 2», «100 разделить на 4». Провал. Целое занятие ушло на одни и те же примеры, и никакой логики в его вычислениях не прослеживалось — ребенок не чувствует, не может представить себе множество чисел. «100 разделить на 2» — это и «7», и «85», и «40». Важен был только довольный взгляд учителя в ответ на его заискивающий. Ребенок зрительный, звукового вектора у него нет.

Я не коррекционный психолог и не врач, как положено учить детей при 7 виде обучения — не знаю, но зато у меня есть сильное желание помочь в будущей социализации ребенку-инвалиду и знания природы человеческих желаний и способностей.

На поверхности — использовать зрительный вектор, точнее, богатое воображение таких детей и образное мышление. Это просто кладезь всего. Вместо «при раскрытии скобок умножаем общий множитель на каждое слагаемое в скобках» у нас — «этот капитан заходит на корабль, и ему нужно поздороваться с каждым матросом».

Все это сделало занятия интересными, а сухие формулы стали запоминаться. Угрозы учителей перевести ребенка на 8-й вид с 7-го вида обучения постепенно таяли. Но тем не менее с ощущением множества чисел оставались проблемы.

Написанное наглядно вызывало зрительные образы, и каждое арифметическое правило ассоциировалось со сказочной историей, но до сих пор не получалось вообразить числовую линейку или счеты, представить в уме как сорок яблок делится на две корзинки и т. д. Разучивание единиц и десятков раздражало ребенка, для него это не числа, а просто нарисованные закорючки на листе бумаги.

И тогда мы сделали следующее.

Раз на листе, то на листе. Попробовали геометрию: нарисовали квадрат и посчитали периметр. Без формул, без умножения одной стороны на 4, как это принято делать, а буквально — сколько клеточек нужно пройти по границе фигуры, чтоб обойти ее всю и вернуться в исходную точку. Я медленно показала, как это сделать, подсчитывая каждую клетку ручкой. Он повторил. Новый квадрат — повторил.

Прямоугольник, фигуры посложнее. Он считал клеточки. Заученные цифры стали приобретать содержание. Он быстрее и быстрее стал считать периметры новых фигур. На формулы мы не переходили, задача была — создать ребенку позитивный опыт. Он умеет, он понимает, что делает.

Дальше пошли на усложнение задачи, но сохранили подход — наглядно-действенный.

Взяли алгебраическое выражение, которое нужно упростить (раскрыть скобки, сложить-вычесть), и, используя «сказочные» наработки с матросами и кораблями, кое-как справились с одним примером. Взяли второй, едва отличающийся, практически повторили, взяли третий, повторили. Получилось, что мы решили целую страницу однотипных примеров. А потом еще одну и еще.

Обычному ученику достаточно показать один-два примера, чтобы дальше усложнять задачу. С ребенком 7-го вида обучения все иначе. Если в его голове и уляжется закономерность, которую можно использовать в других примерах, то очень небыстро; главное, на что мы нацелены, — приучить руку «соображать» быстрее головы.

Читатель может провести эксперимент. Вспомните, что есть квадрат суммы? Кто-то помнит, кто-то со скрипом. А теперь напишите «(а+b)^2=…» — рука сама пишет «а^2+2ab+b^2», не правда ли? Ведь мы столько раз это писали в школе.

Читайте также:  Центры развития ребенка славянск на кубани

Так работает мышечная память. Почему она самая надежная? Известны случаи, когда человек теряет память, но рука пишет номер телефона, адрес, свою роспись.

Мышечный вектор, а значит, мышечную память имеют 95 процентов людей. Ориентироваться только на нее в больших городах — значит быть неконкурентным: слишком маленькие возможности. При этом мышечность — суть живого вещества, та составляющая психики, которая наиболее устойчива к стрессам. Навыки, доведенные до автоматизма, «оседают» в основе психики, начале ее начал на уровне, близком к физиологии. Когда тело приучается к монотонно повторяющимся однотипным действиям, забыть такую реакцию невозможно.

Таким образом, ребенок набил руку, чтобы решать даже то, что он не понимает. Пока не понимает.

У Дани есть еще кожный вектор, и он очень пригодился нам при организации учебного процесса. Учителя при обучении детей 7-го вида часто совершают одну ошибку — начинают разжевывать предмет еще сильнее и подробнее, чем делают это обычно. Казалось бы, логично — ведь ребенок с трудностями мышления тяжелее понимает предмет, хуже соображает? Напротив, если кожного ребенка ввести в рамки времени, проводить урок динамично с постоянными переключениями хотя бы интонации, а лучше и задач, то он лучше схватывает. На память мы рассчитывали мышечную, кожный темп помогал держаться в тонусе, не раскисать, а зрительные образы сохраняли интерес и задавали ассоциации с формулами.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Главный результат — Даня спорит со мной. Ему впервые не важно одобрение учителя, он может доказать свое решение, повторить его и даже объяснить. В нем появилась уверенность — он способен щелкать задачи! Как-никак, но сам и с минимумом ошибок.

Автор Екатерина Коротких
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

22 Июн, 2019

Комментариев:

7

Просмотров:

6958

Теги: Истории из жизни

Источник

Семилетний возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В возрасте 6–7 лет происходит очередной возрастной кризис, необходимый для становления личности ребёнка, его перехода на новый уровень сознания и ответственности. Именно «переход» может стать синонимом пугающего многих родителей слова «кризис», а потому бояться его не стоит. В чём проявляется кризис 7 лет, как с ним справиться и на что уже способны дети в этом возрасте?

Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка

«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.

«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.

В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.

В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.

Критерии развития ребёнка

Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.

Физическое развитие

В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.

Читайте также:  Общее развитие ребенка осведомленность о себе и своей семье

Логическое развитие

Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.

Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.

Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.

Психическое развитие

С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».

Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?

В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».

У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.

«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.  

Полезные советы родителям

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис? Вот несколько советов от нашего эксперта:

  1. Сохраняйте контакт с ребёнком, внимательно относитесь к его школьным проблемам. Дети, которыми не интересуются взрослые, хуже учатся и сложнее адаптируются в классе.
  2. Обеспечьте ребёнку чёткий распорядок дня, обязательно давайте время на отдых между занятиями. Лучше сделать наглядный список и повесить возле кровати или стола.
  3. Объясняйте ребёнку запреты, которые ставите, и меры воздействия, которые примените в случае их нарушения.
  4. Обговорите с ребёнком список его обязанностей, вплоть до складывания вещей в шкаф и выполнения домашней работы.
  5. Давайте ребёнку свободу. Например, поддержание чистоты в комнате – его обязанность, но вот как именно он будет делать уборку – его решение.
  6. Позвольте ребёнку видеть последствия своих поступков. Например, если ребёнок отчаянно не хочет выполнять школьные задания, пусть увидит «санкции» учителя в виде замечания или отсутствия похвалы.
  7. Играйте с ребёнком, резвитесь вместе во время выполнения домашних обязанностей или включайте игровые моменты, когда учите уроки.
  8. Поощряйте детскую дружбу – ребёнку будет легче преодолеть кризис, если он будет не один. Пусть приглашает друзей из класса поиграть у вас дома. Заодно и узнаете, с кем дружит ваш ребёнок.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка домодедово

Мария Березовская

Источник

Переступая порог школы, семилетний ребёнок получает новый социальный статус, и его развитие идёт стремительными темпами. Это без преувеличения важный этап в жизни маленького человека, и он должен быть готов к возросшей нагрузке.

Нормы развития ребёнка в 7 лет

Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая). Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и  часто жалуется на усталость в кисти. Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша. Основные изменения касаются нервной системы – головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер. Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:

— средний рост – от 115,4 см до 126,9 см;

— размер ноги – у мальчиков 34, у девочек 32;

— размер одежды – 32/34;

— средний вес – от 20,1 кг до 26,5 кг.

Что должен знать ребёнок в 7 лет

Требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:

— своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;

— полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;

— дни недели, месяцы, времена года;

— диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;

— овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;

— сказки, песни, стихи наизусть;

— геометрические фигуры;

— цифры минимум до 10;

— знаки плюс и минус, как ими пользоваться;

— русский или другой алфавит;

— прямой и обратный счёт;

— цвета и оттенки;

— обозначение направлений и сторон;

— правила дорожного движения.

Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.

Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.

Что должен уметь ребёнок в 7 лет

Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:

— считать минимум до 10, вести обратный счёт;

— читать по слогам;

— пересказывать текст в правильной последовательности;

— составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;

— различать гласные и согласные звуки;

— определять ударение и количество букв в словах;

— концентрировать внимание на 30-40 минут;

— находить отличия и сходства в предметах, картинках;

— копировать рисунок, движение;

— запоминать до 10 предметов или картинок;

— складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;

— рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;

— аккуратно раскрашивать и штриховать;

— лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.

Многому вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает. Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс. Нередко случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Поэтому, выясняя, что должен уметь мальчик в 7 лет, занесите эти умения в свой список. Конечно, сын ещё не раз придёт домой в порванных штанах и испачканной куртке, главное, чтобы в стенах учебного заведения он сохранял приличный облик. Кроме того, подрастающему джентельмену следует привить правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам. В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Именно он формирует в сознании сына установки, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Источник