Что делать чтобы ребенок 5 лет был внимательным

Как часто мы говорим своему ребенку: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки.

Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Источников информации в окружающем мире очень много и их большое количество воздействует на человека одновременно. Нужно уметь выделить важную и полезную информацию. Эту функцию и выполняет внимание.

В школе к ребенку предъявляются требования разного уровня, появляются новые обязанности. Одни дети справляются с этим легко, а для других деток это сложный и трудный процесс. Оказывается, что успехи детей в школе и других видах деятельности зависят от способности быть внимательным. Внимание нужно развивать.

Как научить ребенка внимательность? Давайте разберем.

Проблемы внимания бывают трех разных типов:

1.Нарушения внимания, связанные с энергетикой ребенка, когда у него понижен энергетический уровень работы мозга и всей нервной системы. Это такие дети, которые очень быстро устают. Или, наоборот, гиперактивные дети, которые не могут сидеть на месте, все время что-то роняют, куда-то бегут. Это врожденное нарушение внимание, которое формируется во время беременности и в первый год жизни. Такое нарушение сложнее поддается контролю.

2.Нарушение внимания, связанное с органами чувств (зрение, слух). Например: ребенок хорошо воспринимает информацию когда, читает, но совсем не воспринимает информацию на слух.

3.Нарушение внимания, связанное с нарушением программирования и контроля своих действий. Ребенок не может составить план дня, программу того, что ему надо сделать и в какой последовательности и проконтролировать это.

Причины нарушения и их выявление

1.Причины нарушения энергетической составляющей внимания — это врожденные нарушения. Связанны эти нарушения с работой структур головного мозга, которые формируются во время беременности. В период беременности у мамы были, например: гипоксия, обвитие пуповиной, стрессы. Дети с энергетическими нарушения быстро устают. Можно заметить к концу дня ребенок как бы «разваливается», у него нет сил, он приходит и ложиться спать. Или наоборот, очень активный. На уроке все время вертится и не может сидеть, все время куда-то бежит — это тоже нарушение энергетики. Ребенок как бы пытается себя подпитать тем, что он крутится, вертится, что-то делает. Потому что если он остановиться, он сразу же уснет. Проблемы с вниманием у таких деток остаются на всю жизнь. Их можно исправлять, поддерживать, корректировать, но полностью искоренить это невозможно.

Заметить такие нарушения можно уже в первый год жизни малыша. Он очень активен, плохо спит, или, наоборот, много спит, малоподвижен. Обычно невропатологи это видят на раннем этапе. Если соблюдать рекомендации врача (медикаментозное лечение, массаж, закаливание) эти проблемы можно очень сильно уменьшить, если заниматься до года. После года уже посложнее. Таким детям подходит активный отдых, например — бег. Как можно больше дыхательной активности, чтобы мозг обогащался кислородом и ребенок лучше думал. Полезны такие минутки перерыва в которые ребенок может сесть подышать, сделать зарядку, облиться прохладной водой.

2. Внимание, которое связано с контролем своей деятельности, с построение программ и планов, формируется уже при жизни ребенка, его формируют родители в ходе совместной деятельности. Наличие такого внимания, то есть умение себя контролировать (сидеть за столом, составлять план своих действий, последовательность выполнения) формируется к школе, к 7 годам. Является фактором готовности к школе. Именно в этом возрасте многие родители начинают бить тревогу, обращаются к психологам (а вообще лучше обращаться к нейропсихологу, он проведет диагностику), потому что нарушения уже явно видны в первом классе. Переживать не стоит. Все нарушения хорошо корректируются, но при условии, если родители включаются и работают с ребенком.

Манипуляции

Бывает так, что у ребенка проблемы не с вниманием, а он просто пытается манипулировать мамой и теми кто рядом. Это хорошо вино по поведению. Например: ребенок все время что-то теряет дома (игрушки, карандаши, какие-то мелкие предметы, ключики, монетки), ходит ищет, устраивает истерики, чтобы вся семья бегала по дому и искала эту вещь. Мама ходит и подбирает за ним эти вещи, чтобы в случае чего дать ему то, что он ищет. В этой ситуации мама делает все, чтобы его внимание не развивалось. Ребенку, конечно, проще, чтобы мамам искала его вещи, чем он сам будет искать.
Мама должна сказать следующее: «Ты уже большой, ты можешь запомнить, где оставлял свою вещь, давай иди и ищи сам. Вспомни, где ты видел эту вещь последний раз?». Говорить нужно спокойно, уверенно. При истериках не поддаваться, а продолжать разговор: «Ты вообще-то виноват сам в том, что эта вещь потерялась. Ни кто не виноват». Мам не должна поддаваться этому манипулированию. Если мама поддается, то ребенку делает только хуже, потому что он тогда не будет запоминать где он бросил свою вещь. И контроль за своими действиями не формируется.
Предложите ребенку вместе сделать шкатулочку (картонная коробка, пластиковый контейнер и т.д.) и договоритесь, что он сюда будет складывать мелкие предметы которые постоянно теряет. В следующий раз, когда ребенок потеряет вещь, вы говорите: «Ты знаешь сынок, мы с тобой сделали шкатулочку, ты не положил сюда сам, теперь нет смысла плакать, иди и ищи».

Читайте также:  Изменения по выплате за ребенка 1 5 лет

Как привить внимательность

Самый действенный способ — это проговаривать с ребенком его действия, режим дня. Например: ты встаешь в 6,30, идешь чистить зубы и умываться, идешь завтракаешь, затем делаешь то-то…Это можно зарисовать вместе с ребенком и попросить его повторить. Особенно это важно проговаривать пока ребенок в начальных классах. Дома вместе делайте уроки, так же проговаривая, что сначала мы делаем это, потом это, все-все проговаривайте.

Через определенное время, когда вы увидите, что ребенок с этим справляется, отдайте ему роль говорящего. Пусть ребенок сам расскажет, что он должен делать, как не потерять сои вещи (ручки, тетрадки, сменку). Вскоре проговаривание войдет у него в привычку, и он будет проговаривать внутри себя. Проговаривание очень важно для таких детей. Взрослый как бы за него составляет эту программу, которую сам ребенок составить не может. Потом ребенок начинает сам составлять программу, и она переходит у него во внутренний план и он может делать самостоятельно.

Вообще, за год до школы и первые три года в школе — это активный период формирования произвольного внимания. Ребенок учиться составлять план того, что он должен сделать.

Упражнение «Найди отличия»

Нужно найти отличия между двумя схожими изображениями. В интернете их поищите. Вот пример. Ребенку 7-8 лет подберите картинки с небольшим количеством крупных элементов. Детям постарше подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей. Это упражнение формирует устойчивость и объем внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

скачать картинку

скачать картинку

Упражнение «Назови цвет»

Это упражнение можно использовать как соревновательное упражнение. Суть такова: ребенку нужно назвать цвет которым написано слово, а не само слово.

скачать

Вывод:

Родители сами формируют у ребенка внимательность и дисциплину. Это их заслуга. Если у ребенка есть проблема с вниманием, то родителям нужно задуматься и проанализировать, где упущение и начать работать над этим. Как правило, дело в том, что родители сами все делают за ребенка, все контролируют, по 100 раз напоминают сходил ли он в туалет, почистил ли зубы. Конечно же, ребенок не будет сам вспоминать, что ему нужно почистить зубы, и выйдя во взрослую жизнь будет забывать это делать, потому что ему постоянно напоминали.

Чем больше родители контролируют за ребенка, не отдают ему роль контролера своей жизни, своих вещей, тем более невнимательного ребенка вы получите.

Формировать произвольное внимание, программирование и контроль нужно с 3- лет. К трем годам у ребенка сформировались все функции, связанные с восприятием мира (зрение слух, тактильные чувства) и начинает формироваться как раз эта произвольность. В этом возрасте уже важно говорить ребенку, что можно, что нельзя, как надо собраться, и давать ему возможность тоже что-то контролировать.

Терпения и радости в воспитании детей!

Как научить ребенка внимательности: рекомендации и упражнения

Источник

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Читайте также:  Игры с ребенком от3 до 5 лет

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Читайте также:  Большой вес ребенка 5 лет

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Источник