Что дать ребенку для развития речи

Что дать ребенку для развития речи thumbnail

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.

Информация о заболевании

Развитие речи – сложный процесс

Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.

В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.

В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.

Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.

Необходимое лечение

Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.

Артикуляционная гимнастика и логомассаж

Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.

Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.

Цели медикаментозного лечения

Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.

Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.

Пикамилон и Цераксон

Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.

Основные группы лекарств

Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:

  • Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
  • Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
  • Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.

В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.

Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.

Витаминные комплексы

Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.

Шипучие гранулы Элькар

Препараты природного происхождения

Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.

Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.

Особенности лечения

Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.

Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.

Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.

Читайте также:  Развитие ребенка на протяжении 9 месяцев

Суспензия Энцефабол

Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.

При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Возможные побочные эффекты

Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.

При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:

  • Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
  • При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
  • Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.

Препараты при ЗРР принимают только по назначению врача

Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.

Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.

Источник

Практически все нарушения речи появляются как следствие ряда отклонений здоровья малыша. Они могут касаться мозговой деятельности, работы органов ЦНС, работу артикуляционного аппарата, генетических, а также психических расстройств.

Методы лечения (различные препараты для развития речи у детей)

Если обратить внимание на истории болезней детей с патологическими изменениями речи, можно установить такие закономерности:

  • Роды у женщины были преждевременными, длительными или стремительными.
  • Новорожденный долгое время в утробе находился без воды или достаточного количества кислорода.
  • Женщина получила родовую травму.
  • Во время рождения ребенка произошла асфиксия плода.
  • Нарушено нормальное развитие головного мозга и у ребенка постоянно увеличивается давление.
  • Новорожденный имеет генетическую предрасположенность к ряду психических заболеваний.
  • Грудничка слишком быстро перевели на искусственное вскармливание.

Среди действенных методов лечения стоит выделить прием фармакологических средств. Рекомендуется принимать препараты, что способствуют «активному питанию» клеток мозга, они же являются «основой для строительства» структурно-функциональной ткани мозга (активные вещества кортексина, актовегина, нейромультивита). Также на рынке можно приобрести средства, «стимулирующие» работы артикуляционного аппарата (когитум).

ВАЖНО. Любой приобретенный комплекс должен назначаться доктором, самолечение может быть крайне опасным.

Нередко неврологи рекомендуют пройти курс электрорефлексотерапии и магнитотерапии, благодаря которым улучшается работа необходимых мозговых центров, отвечающих за произношение, запас слов, активность речи и интеллектуальность ребенка. Эти действенные лечебные комплексы запрещается назначать малышам, страдающим на расстройство функций ЦНС, что проявляется в виде судорог, и расстройства психики.

Ноотропы

К этому классу препаратов относятся те, что активизируют обменные процессы в тканях ЦНС.

Фармакологические средства развития речи у детей способствуют активизации процесса запоминания речи и повышают способность ребенка к освоению новых знаний, клетки нервной системы становятся максимально устойчивыми к негативным факторам внешней среды (в частности, если не хватает кислорода).

Все представленные на рынке ноотропные фармакологические средства, похожи на натуральные биологически активные вещества. К ним относятся нейромедиаторы, витаминные и аминокислотные комплексы. Натуральным составом можно объяснить отсутствие токсинов и побочных действий в препарате.

Пирацетам. На рынке можно найти множество его лекарственных форм, фактически это одно из первых ноотропных средств. Не рекомендуется принимать детям до 12 месяцев.

Гамма-аминомасляная кислота, а также Гопантеновая кислота. На рынок выпускается в виде таблеток или сиропа. Детям рекомендуется принимать до приема еды, активные компоненты в несколько раз усиливают действие снотворного и противосудорожного средства. Возможно развитие тошноты, рвоты, у ребенка может нарушиться ритм сна, повыситься температура тела. У ребенка может резко повыситься температура, возникать одышка.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота, а также Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты. Выпускается в форме драже. Второй препарат раздражает слизистую желудка, поэтому его не рекомендуется принимать детям с болезнями ЖКТ.

Витамины

Пантогама. Этот препарат оказывает минимальную стимуляцию на ЦНС, к тому же его считают мягко действующим метаболическим церебропротектором. Препарат способствует энергетическому обменному процессу, предотвращает появление судорог, уменьшает возбудимость ребенка.

Большое количество необходимых витаминных комплексов содержится в сезонных фруктах, овощах, орехах. Поэтому, помимо составления грамотного курса лечения, доктор должен обратить внимание на рацион ребенка, при необходимости, рекомендовать родителям придержаться специальной диеты.

ВАЖНО. Только комплексное лечение поможет быстрее справиться с заболеванием.

Таблетки

Обратите особое внимание на активные вещества:

Энцефабола.
Этот препарат улучшает работу обменных процессов в головном мозге, при этом снижается вязкость красных кровяных телец и улучшается кровоток. Он улучшается и в ишемизированных мозговых центрах, что максимально насыщаются кислородом.

Глицин.
Регулирует обмен веществ, при его применении нормализуется и активизируется процесс активизации работы ЦНС, снижается эмоциональное напряжение, ребенок становится менее агрессивным, конфликтным, у него повышается умственная работоспособность.

Сиропы

Обратите внимание на активные вещества входящие в сироп для развития речи для детей:

Семакса.
Препарат оказывает влияние на процесс активизации памяти. Позволяет ребенку максимально концентрировать избирательное внимание в тот момент, когда происходит восприятие и информативный анализ.

Фенибут. Активные вещества препарата способствуют максимально быстрой передачи нервных импульсов в ЦНС. Функциональность мозга улучшается за счет оптимизации обменных процессов и влияния на кровообращение в мозге. У ребенка пропадает ощущение тревожности, напряженности, он больше не беспокоится по пустякам.

Уколы

Используя в лечении уколы для развития речи у детей будьте предельны осторожны.

Церебролизин. После курса лечения повышается эффективность энергетических обменных веществ в мозговой деятельности, предотвращается уничтожение нейронов в гипоксических или ишемических условиях. Уколы оказывают благоприятное воздействие эффект на восстановление познавательной функции, способствуют улучшению внимания, активизируют процессы запоминания. Достаточно эффективное средство.

Церепро. Способствует улучшению кровотока, восстанавливает и нормализует обменные процессы. Оказывает благоприятное воздействие на мозговые реакции на обучение у детей, что страдают на сосудистые заболевание и травматические поражения головного мозга. Это средство считается отечественным аналогом глиатилина.

Есть ли смысл?

Выбирая тот или другой описанный препарат, обязательно проконсультируйтесь с доктором, ведь только он способен назначить правильный курс лечения основываясь на диагноз. Несмотря на то, что болезнь у двух детей может быть одинаковой, динамика их развития варьируется. Степень поражения речевой зоны и причины ее возникновения отличаются, а, следовательно, разнятся и курсы лечения, и рекомендуемые препараты.

Заключение

Многие родители обращают внимание исключительно на неврологические препараты, но помимо этого, малыш должен полноценно питаться и получать необходимое количество йода, что напрямую влияет на умственную активность. И не забывайте что не существует  единого лекарство для развития речи у детей.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

E-mail

Источник

В Инстаграме часто стали мелькать посты-консультации специалистов. Отдельный вопрос, как может специалист консультировать, не видя ребенка, а мамочки задавать вопросы, этого самого ребенка не показывая, но при этом руководствуясь назначениями, которые этот специалист вот так заочно выдаст… Причём вопросы часто довольно серьезные и препараты советуют нешуточные… И многие вопросы сводятся к одной и той же теме — расширения, обнаруженные на НСГ у месячного-двухмесячного малыша.

Читайте также:  Центр развития ребенка океша

И тем не менее, хочется записать свой опыт по неврологии ребенка — скорее всего, с растущими возможностями диагностики в дальнейшем по жизни доведётся услышать истории, подобные нашей и в ответ рассказать свою. Чтобы не писать весь рассказ каждый раз, хочу обобщить всё в одном месте.

Итак, беременность желанная, из особенностей — жуткий токсикоз половину беременности, ОРВИ с высокой температурой и кашлем в 8 месяцев.

Ребенок родился путем ЭКС (в анамнезе была полостная операция за три года до этого), 7/8 по Апгар, закричал сразу. В выписке написано лишь «синдром церебральной возбудимости купирован». Больше мне никаких замечаний про него не делали. Но отдали не в первые сутки, наблюдали. Не поняла, было это особенностью роддома или что-то шло не так.

Совет первый! Мамочки, дотошнейшим образом в роддоме сразу (!) после родов расспрашивайте во всех подробностях, что с ребенком, почему такой Апгар, за что снижены баллы, какие нюансы в родах были. Не отвечают, отмалчиваются — идите ищите того, кто ответит. Вы и только Вы — отныне единый центр, в котором будет собрана ВСЯ информация по ребенку! не ждите, вам никто не придет и ничего не расскажет, а о многом вообще постараются умолчать. Здесь я накосячила и расспрашивала мало — мне было больно после КС. А следовало быть понастойчивее.

Выписали нас как положено, на 4е сутки. С молоком у нас не сложилось, я всю беременость принимала дексаметазон. Кстати, это еще одна из особенностей моей беременности и еще один совет, даже перед первым: в женской консультации во время беременности не стесняйтесь расспрашивать также дотошно обо всех назначениях и если вы принимаете гормоны — не поленитесь побывать у нескольких врачей и узнать, как этот препарат может повлиять на ребенка! может повлиять самым коренным образом. Это тоже очень важно.

Вернёмся к выписке. ГВ я так и не наладила (со вторым ребенком никак отучить не могу, так что, думаю, дело было не в нежелании, а всё же в гормональном препарате, подавляющем пролактин и лактацию). Ребенка кормила Нутрилоном. Сейчас крамолу скажу и соберу все тапки, но это мой опыт и моё мнение. Мамочки, не сходите с ума, если не получается с ГВ. Это не конец света. Не надо мучить ребенка, тыкая ему пустую грудь, чтобы рассосал. Мне в случае со вторым ребенком в роддоме отказали в смеси, говоря, чтобы я совала грудь. Я совала, она сжевала мне все соски в кровь, я плакала от боли, ребенок от голода. Не спали две ночи, потом я попросила мужа передать мне в роддом смесь. Он передал, ребенок наелся, я выспалась. Не треплите себе и ребенку нервы. Никаких «приучений» за несколько раз не случится. Я до шести месяцев кормила второго ребенка из бутылки, сцеживая молоко молокоотсосом, потом она от бутылки отказалась и словно приклеилась к груди. До сих пор (2.2 года) не могу отучить. Не пострадает ГВ, если вы в начале пути несколько раз дадите смесь. Не паникуйте. Главное — держать голову включенной и не забывать всё-таки прикладывать ребенка к груди как можно чаще.

Вернемся к первому ребенку. Сразу отличительной особенностью стал плохой сон. Днём я никак не могла нормально уложить его спать. Конечно, я была неопытна и гулять у меня не получалось столько, сколько положено, но как бы то ни было — ребенок был довольно беспокойным. Следующий совет. Мамочки, старайтесь много гулять. Не спустить коляску? купите вторую б/у и храниет в подъезде. Негде в подъезде? поставьте вторую на балкон (я так выгуливала второго). Не получается с коляской? осваивайте слинг. Вариаций, благо, море — и для несидящего и для сидящего ребенка. Я была глупенькой и гуляла мало, хотя очень хотела и стремилась. Но сейчас вижу, что решений было больше, чем я видела. На улице любой ребенок спит лучше. И ради бога, не трясите коляски! Не катайте туда-сюда, создавая турбулентность. Просто выберите направление и отправьтесь в одну сторону, далеко, своим обычным шагом. Вскоре ребенок уснёт.

Не спит? кричит? возьмите на ручки. Забудьте всю ту чушь, которой вас пичкают бабушки насчёт «приучится потом не снимешь с рук!». Снимешь еще как и не удержишь потом. Здесь еще один совет: прочитайте от корки до корки и сделайте своей настольной книгой книгу Петрановской «Тайная опора». Там всё про связь мамы и малыша. Добрая и очень душевная книга. И полезная. Малышу нужны вы и только вы. Просится к вам? берите не сомневаясь!

Занимайтесь физически. Массажик, сгибания-разгибания ручек-ножек, гимнастика — всё это не просто полезно, но и доставляет малышу удовольствие, ведь это общение с мамой, иначе пока он общаться не умеет. К тому же, для него это энергозатратно и способствует засыпанию.

Колики и зубы. Они бывают, они есть и от них никуда не деться. У первого ребенка были и колики и зубы и запоры и истерики и до трёх лет было очень часто неотличимо всё это. Мы давали бебикалм, мазали зубы калгелем. Со вторым ребенком ничего этого не было, вообще. На каждую тему можно беседовать отдельно, могу лишь сказать, что лучше, конечно не увлекаться препаратами и стараться по максимумум обойтись без них. Но когда у нас тронулся первый зуб (я могу лишь предполагать, что это был именно зуб) — у ребенка началась сильная истерика (в 4 мес), мы никак не могли его успокоить и вызывали скорую помощь. Пока ждали — помазали калгелем, купленным заблаговременно. Через минуту ребенок затих и заснул. Вызов скорой отменили. В таких случаях применение препарата отправданно. Если ребенок просто капризен и поскуливает — калгель будет лишним.

Запоры — тут у каждого реально свои методы. Ищите, что поможет именно вашему ребенку. По опыту, средства нужно чередовать и менять, иначе со временем перестают помогать. Старайтесь уменьшить мясо, увеличить кисломолочку, увеличить овощи. Творог — на всех влияет по-разному. Принято считать, что свежие продукты подобные творогу и кефиру — слабят, постоявшие — наоборот, крепят. Будьте внимательны.

Забегая вперед, скажу, что сейчас мы принимаем курсами льняное масло. Помогает. Из того, что самое первое, что нам помогало и можно малышам — сначала это компот из сухофруктов, который пьёт сама мама и потом кормит ребенка грудью, постепенно компотик варится уже малышу. Нашего слабило только так. До определенного возраста ) Дальше начали кушать пюре из чернослива, потом просто чернослив, тыкву, свеклу, капусту и т.д. Ксиломолочная Агуша иногда неплохо работает.

Итак, вскоре при положенном осмотре у нас обнаружили расширение всего, чего можно — желудочков, межполушарной щели, субарахноидальных пространств, диагноз — синдром ликвородинамических нарушений.

«Не беспокойтесь, — сказала мне наш первый невролог, — я не знаю причин, откуда это берется, но я знаю, как это лечится».

Я приободрилась и началось…

Микстура с цитралью, диакарб+аспаркам, верошпирон, пантогам+элькар, магне B6, глицин… Я не помню, может, там было и что-то еще. Периодически мы делали УЗИ и картина особенно не менялась. Уменьшений не было, а прирост был логичным — ребенок-то рос. Параллельно прошли пару курсов массажа в обычной пол-ке. Здесь сразу совет. Массаж — надо делать, если вам хотя бы полусловом обмолвились о том, что «неплохо бы». Если есть сомнения делать — не делать — не сомневайтесь, делайте! Только массаж в детской поликлинике обычно просиходит по очереди и через месяц-два после назначений, длится минут 10 и толку сильно не даст, делается скорее для галочки. Если у ребенка гипотонус / гипертонус / какие-то еще проблемы и несколько врачей вам это подтвердили — наймите массажиста, который будет приходить к вам домой и от которого ребенок не будет плакать весь сеанс. Ребенок должен быть спокоен и ему не должно быть больно. Тогда массаж точно будет полезен. Это единственное, от чего я точно вижу прок. Хуже грамотный массажист точно не сделает. Не жадничайте. Я пожадничала, была глупой.

Читайте также:  Анатомо морфологическое развитие ребенка

Сразу еще один совет. Как только на первом УЗИ вам находят какие-то проблемы (реальные, а не вот тут чуть-чуть больше нормы) — сходите к другому врачу и переделайте. Иногда УЗИ врёт, а спец по УЗИ не умеет читать данные. Если ситуация вторая — «вот тут чуть-чуть превышение» — не надо сразу переделывать и нервировать ребенка. Переделайте через месяц. Должно пройти. Так было со вторым ребенком.

Если и второй врач подтвердил, что у вас куча всего расширено, я призываю к одному самому главному: не паникуйте! Во-первых, это УЖЕ есть и обратить ситуацию вы не можете. Во-вторых, до сих пор никто не пришел к окончательному решению, надо это всё лечить или нет. И если надо, то как. Перечитайте, если хотите, весь интернет, Комаровского, ЖЖ с тем самым постом, как уйти от невролога здоровым — везде пишут, что мочегонными препаратами жидкость из головы не прогнать и ВЧД / гипертензию лечить не надо. Но мамы на то они и мамы, чтобы подвергать сомнению все мнения. Где гарантия, что Комаровский и его коллеги не ошибаются, и мочегонные — единственно верное назначение? нет никаких гарантий. Так же, как и нет никаких гарантий, как на вашего ребенка повлияет тот или иной препарат. Напоминаю — вы и только вы — единственный центр, в котором находится вся информация по вашему ребенку и все окончательные решения будете отныне принимать только вы. Не верьте слепо врачам, проверяйте каждые их назначения. Перечитывайте аннотации и отзывы других мам, описывающих побочки. Но не верьте слепо и мамам — часто мамы тоже пишут ерунду не по делу и списывают на препарат то, что появилось от съеденного накануне килограмма клубники.

В общем, записывайте и подшивайте в папочку все результату УЗИ, все анализы, спрашивайте, пробуйте.

Пока у ребенка не закрылся родничок и пока ребенок усиленно развивается — не упускайте драгоценного времени! Все ваши основные действия по помощи вашему малышу вы должны проделать именно в его первый год жизни. Не игнорируйте УЗИ, почитав, что это всё лечить не надо. Вы должны прежде всего отследить, что у ребенка не развивается гидроцефалия. Для этого и отслеживают темпы прироста всех этих расширений.

Результаты УЗИ (НСГ) я бы посоветовала показать нескольким врачам. Но будьте готовы к тому, что если гидроцефалии Слава Богу нет, то любой врач может либо назначить медикаменты либо физиопроцедуры. Они не волшебники и руками тучи не разведут. А из препаратов в их арсенале на этот счёт всё те же верошпироны. На мой взгляд физио- полезны куда больше во всех отношениях, поэтому всячески стремитесь к этому.

А дальше — как это ни печально — остаётся только ждать, куда, как говорится, кривая выведет.

Ваша задача очень внимательно следить за ребенком, за малейшими отклонениями / странностями в его поведении и любить! Последнее очень важно! чрезвычайно, категорически — мегаважно. Обнимайте (как можно чаще!), берите на руки, разговаривайте с ним. Пусть вам кажется, что он ничего не понимает, кричит и смотрит в другую сторону. Соберите волю в кулак и даже когда хочется сесть, опустить руки и разрыдаться. Соберитесь, умойтесь, поплачьте, если будет легче — и потом спокойная и с улыбкой идите к малышу, берите его на руки и отправляйтесь показывать ему мир. Всё комментируйте. Всё, что видите, когда везёте его в коляске, всё, что делаете, когда одеваете его на прогулку или занимаетесь с ним. Спокойно, ненавязчиво, как бы между делом. Показывайте картинки, называйте. Комментируйте звуки, которые слышите вместе. Действия, которые видит ребенок.

Есть большая вероятность, что ваш малыш заговорит позже. А может и нет. Наш заговорил в 2 года и 8 месяцев, когда я уже и не чаяла. До этого он иногда мычал или вообще молчал. А потом мы в отчаянии возобновили пантогам плюс пошли в ГКП (в 2.6). Вскоре ребенок показал на грушу и сказал «уууу», я поняла, что он говорит «грУУУша» и начала с ним прорабатывать это всё, проговаривать чётко и по слогам, показывая на предметы. Через день он показал на лук и сказал «укк», через неделю на грушу он говорил уже «у-а» и так со всеми словами: говорил гласными буквами по слогам. Очень скоро стал прибавлять согласные и где-то за три месяца появились слова, а потом и простые предложения. К трём годам он слегка говорил простые фразы. Чаще это были фразу из книг, которые я читала ему в изобилии. Если у вас есть время и возможности, я бы крайне порекомендовала книгу Янушко «Помогите малышу заговорить». Там прописано всё, как можно развивать речь малыша. Старое издание есть в электронном виде. Недавно в саду была логокомиссия и двух детей из нашей группы отправили в логосад, а у нас сказали ничего пока критичного нет. В карточке пока значится ЗРР (задержка речевого развития). В стоматологической поликлинике на прошлой неделе в регистратуре его назвали болтуном )) Да, речь нечёткая и смазанная, но если учесть, за какой срок он проделал путь от «уууу» до полноценной речи — весьма недурное качество речи.

Да, в каких-то моментах ребенок задержался, но я думаю, тут много моих личных упущений и его особенностей. Сел чуть позже и стал позже держать голову — у него крупная головка и ему было трудно слабыми мышцами её удержать без травм. Как только мышцы укрепились, он всё сделал сам. Я никогда не присаживала, не водила за ручку, не сажала в ходунки. На этот счёт я сторонник Комаровского. Слабая спина ребенка должна сама прийти к этому. Другое дело, что слабую спину можно укреплять. А вот тут как раз и полезен курс массажика месяцев в пять-шесть.

Позже освоил горшок и питьё из чашки. Мои педагогические упущения. В то время, когда надо было его приучать и к тому и к другому, я пластом валялась с токсикозом, беременная вторым ребенком. Но зато я не оставила его и не уехала на сохранение, поберегла себя, а горшок и чашку мы нагнали в три года. Зато на горшок сел за один день, как перемкнуло — и дальше никаких промахов не было. У него так во всём. Не делает-не делает, потом раз — и сразу делает правильно и окончательно.

Где-то в районе двух лет еще неговорящий ребенок выучил буквы, цифры, порядковый счёт, так что когда заго?