Цель развитие мышления у ребенка 4 лет

Анна Давыдова
Игры на развитие мышления у детей 3–4 лет

Способность мыслить логически отличает человека от других живых существ и играет огромную роль в развитии ребёнка. Логическое мышление позволяет делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конечно ваш малыш не в состоянии делать научные открытия, но «процесс пошёл» и наша с вами задача научить ребёнка думать логически. Мы с вами помним, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, и всё, что он помнит и знает базируется на ярких, положительных эмоциях. Следует обеспечить ребёнку спокойную, комфортную обстановку и запастись терпением. Никогда не критикуйте ребёнка, если что-то не получается. Покажите, как действовать и вернитесь к этому заданию позже.

«Ассоциации»

Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т. д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.

«Найди лишнее»

Для игры можно использовать всё, что есть в доме или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку. Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда, а четвертый нет (кастрюля). Ответ ребёнка должен быть примерно такой: “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапки и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки. Если же у вас нет карточек, соберите дома стакан, ложку, тарелку и пирамидку. Попросите ребёнка определить, что лишнее и почему. Вариантов игры очень много. Фантазируйте.

«Что лишнее»

Это более сложный вариант предыдущей игры, так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова,одно из которых лишнее:

Корова, курица, диван, кошка.

Пирамидка, кукла, мячик, чайник.

Мячик, картошка, огурец, морковка.

Усложните задачу:

Капуста, свёкла, клубника, баклажан.

Шапка, сапоги, панамка, шуба.

«Раздели на группы»

Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки. Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду. Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме, а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т. д. В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т. д., но это ещё впереди.

«Кому что понадобится»

Весёлая игра поможет скоротать время. Спросите у ребёнка: “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т. д. Вы узнаете много интересного о представлениях малыша, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.

«Антонимы или скажи наоборот»

Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.

«Как узнать?»

Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её).

Подойдут и такие вопросы:

–…как узнать, наступила ли зима?

–…идёт ли дождь?

–…высохло ли платье?

–…сварилась ли картошка?

–…пишет ручка или нет?

–…есть ли что-то в коробке?

–…работает ли пылесос?

–…что приготовила мама?

–…будет ли папа играть с ребёнком?

–…какое настроение у мамы?

Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится.

«Кто что ест?»

Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено, заяц – морковку и т. д.Можно играть и наоборот: Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т. д.

«Ошибки»

Если ваш малыш с лёгкостью решает логические задачки, намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.

«Так не бывает»

В эту игру хорошо играть всей семьёй. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши», или «Дом рисует девочку», «Кошка сказала – Му, му». Детям очень нравится такая игра, да и вся семья отлично проведёт время.

Источник

По мере взросления ребенка вариантов для его развития становится все больше. В четыре года он способен играть и развиваться на протяжении получаса. Но, несмотря на это, перегружать его тоже не стоит. В таком возрасте детям рекомендуется чередовать подвижные игры со спокойными. Особое внимание нужно уделять укреплению памяти, развитию мелкой моторики, образному и логическому мышлению, а также физическому развитию.

Развитие ребенка в 4 года

Оценивая общее развитие ребенка, следует опираться на существующие критерии сформированности навыков. По мнению специалистов, четвертый и пятый год жизни ребенка способствует их большей устойчивости. Если у малыша после оценки наблюдается несоответствие большинству критериев, то это может свидетельствовать об отставании в развитии.

Развивающие игры для детей 4 лет

Важно! Только при своевременном выявлении проблем благодаря корректировке процесса воспитания и обучения можно избежать отставания.

Четвёртый год жизни отличается чрезвычайной физической активностью малыша. В это время он должен уметь выполнять следующие упражнения:

  • сохранять равновесие;
  • быстро бегать;
  • прыгать несколько раз на одной ноге;
  • стоять на одной ноге не менее 6 сек.;
  • прыгать как в длину, так и в высоту;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • пролезать под невысокими предметами;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде.

В этом возрасте также рекомендуется начинать учиться вести мяч ногами и осваивать первые уроки плавания.

Что должен уметь каждый в 4 года

В возрасте 4 лет нужно продолжать выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. В этом возрасте малыш уже должен уметь:

  • лепить фигурки из пластилина;
  • собирать в парке желуди, шишки и листья;
  • застегивать застежки и пуговицы;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за границы;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и с помощью них вырезать фигурки;
  • завязывать узлом толстую веревку и развязывать ее.

К сведению! Знания ребенка определяются его интеллектуальным уровнем.

В четыре года дети отличаются сильной любознательностью и задают множество вопросов. Самое главное, постараться отвечать на них, но предварительно можно попросить малыша сделать это самостоятельно и послушать, как он будет рассуждать.

В этот возрастной период ребенок должен обладать следующим багажом знаний:

  • понимать различия между одним предметов и несколькими;
  • уметь считать до 10 и знать цифры до пяти;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • сравнивать разное количество предметов и понимать различия между «больше» и «меньше»;
  • сравнивать предметы по размеру и описывать разницу между ними;
  • знать где правая, а где левая рука;
  • понимать разницу между верхом и низом;
  • уметь четко и связно разговаривать;
  • правильно согласовывать слова;
  • использовать в речи предлоги;
  • отвечать на простые вопросы;
  • понимать разницу в интонации;
  • знать свой возраст, адрес и владеть информацией о родителях, бабушках и дедушках;
  • называть по картинке животных и птиц;
  • различать животных по звукам и особенностям передвижения;
  • знать существующие явления природы и уметь отличать их;
  • знать фрукты и овощи и различать их по вкусам;
  • знать основные цвета;
  • уметь с помощью линейки проводить прямые линии;
  • делать аппликации;
  • знать и называть детали конструктора, располагать его составные части в разных положениях;
  • называть известные музыкальные инструменты;
  • слушать музыку и песни, а также подпевать им;
  • различать тихое и громкое звучание;
  • выбирать одинаковые предметы среди разных;
  • собирать разрезанную на несколько частей картинку;
  • уметь собирать пирамидку;
  • находить несоответствие в картинках;
  • отгадывать несложные загадки;
  • находить дорогу домой из знакомых мест;
  • учить стихи;
  • мимически изображать эмоции;
  • рассказывать произошедшие события.
Читайте также:  Год и 3 месяца развитие ребенка игры с мамой

К четырем годам дети умеют выполнять многие действия самостоятельно. Ребенок в таком возрасте должен без помощи взрослого одеваться, пользоваться столовыми приборами и чистить зубы.

Важно! Самое главное в этот ответственный период, не спугнуть его интерес к познанию окружающего мира.

Во что поиграть с ребенком в 4 года в домашних условиях

В 4 года ребенок уже является понятливым и осмысленно относящимся к окружающим предметам и явлениям человеком. Основной задачей взрослых в этот период считается выстраивание правильных отношений с ним и организация распорядка времени для игры, отдыха и обучения.

Игры с ребенком дома

В четыре года ребенку можно предлагать различные занятия и обязательно принимать во внимание его увлечения. Организовывая досуг и планируя развивающие игры для детей 4 лет, рекомендуется придерживаться определенных правил. Они помогут получить хороший результат и воспитать разносторонне развитых, умных, креативных девочек и мальчиков.

Обратите внимание! Обучение лучше всего планировать на первую половину дня. В этот промежуток времени ребенок имеет позитивный настрой и полон сил. Важно учитывать эмоциональное состояние малыша. Обучать ребенка намного проще, когда он в хорошем настроении и свободно контактирует с взрослыми и сверстниками.

Обучение лучше всего проводить в виде игрового процесса. Занятия нужно планировать заранее и предварительно создавать нужную атмосферу. Составляя план обучения, обязательно нужно учитывать, что умственная деятельность должна чередоваться с активным времяпровождением. Такой подход способствует тому, что дети меньше устают, поэтому обучить их становится значительно проще.

Развивающие игрушки для детей в 4 года

Выбирая развивающие игрушки для детей четырех лет, нужно учитывать особенности возраста и самого малыша. По сравнению с трехлетками дети в 4 года отличаются большей усидчивостью и у них уже начинают формироваться определенные интересы.

Развивающие игрушки

Для девочек этого возраста лучше всего приобретать следующие игрушки:

  • Куклы «Baby Born». Эти пупсы на протяжении нескольких последних лет входят в рейтинг самых желаемых игрушек среди девочек и пользуются большим спросом. Интерактивная игрушка является полной копией младенца. В обязанности ребенка входит уход за ней, а именно, смена подгузника, купание, кормление и многое другое. Именно благодаря этой кукле игра в «Дочки-матери» стала более натуралистичной.
  • Кукольный дом. Эта игрушка не менее популярна и востребована по сравнению с предыдущей. Она может стать прекрасным подспорьем в организации кукольных театров и сюжетных игр. Качественный и многофункциональный кукольный дом отлично развивает навыки общения, помогает совершенствовать интеллект, логику, речь и мыслительные процессы, а также прививает бытовые навыки, формирует социальные умения и совершенствует мелкую моторику.
  • Танцевальные коврики обеспечивают положительные эмоции и физическую нагрузку, а также учат скоординированным движениям и развивают чувство ритма.
  • Мольберты для рисования или раскраски станут идеальным приобретением для детей, которые демонстрируют заинтересованность в карандашах, фломастерах и красках.
  • Тематические наборы помогают ребенку получить бесценный социальный опыт.
  • Пальчиковый лабиринт. Эта игрушка признается одной из самых лучших для интеллектуального развития, как девочек, так и мальчиков. Она учит ребенка находить правильное решение поставленных задач, развивает моторику, ловкость и логическое мышление.

Для мальчиков рекомендуется приобретать следующие игрушки:

  • Конструктор «Лего» способствует развитию моторики, инженерных мыслительных процессов и фантазии.
  • Робот-динозавр. Если ребенок интересуется исчезнувшими животными, то такой подарок принесет ему только положительные эмоции.
  • Машины на радиоуправлении доставляют позитивные эмоции, развивают инженерное мышление и конструкторские умения, а также координируют движения и помогают развиваться скорости реакции и пространственному восприятию.
  • Детская мастерская учит ребенка пользоваться инструментами, развивает мелкую моторику, совершенствует логическое и пространственное мышление, а также улучшает процессы запоминания.
  • Детские развивающие плакаты обладают большим функционалом и способствуют многостороннему формированию личности. С их помощью можно изучать цифры, алфавит или слоги, что, несомненно, впоследствии поможет при подготовке к школе.

К сведению! Как для мальчиков, так и для девочек рекомендуется приобретать специальные наборы для лепки, которые улучшают тактильные ощущения.

При выборе развивающей игрушки также следует обращать внимание на особенности и предпочтения ребенка.

Развивающие игры

С детками, достигшими четырехлетнего возраста, можно играть во многие развивающие игры. Занятия для детей для развития их способностей и умений следует проводить в специально оборудованном рабочем месте.

Развивающие игры

Специалисты рекомендуют обязательно включить в план занятий следующие игры:

  • Для развития органов чувств малышу нужно завязать глаза и отправиться с ним в увлекательное путешествие по дому. Поочередно подводить ребенка к предметам и давать их ощупать и понюхать. После этого он должен определить предмет.
  • Для развития воображения нужно взять лист бумаги, кисть и краски. Следует закрыть малышу глаза и помочь намочить кисть в краске. Затем он делает несколько мазков и впоследствии пытается понять, что нарисовал.

Также можно поиграть с четырехлетним ребенком в следующие развивающие игры:

  • настольные;
  • со шнуровкой;
  • с кубиками;
  • с набором геометрических фигур;
  • детский боулинг;
  • юный математик.

Все развивающие занятия рекомендуется проводить в игровой форме. Если малыш не хочет заниматься, не стоит его заставлять. Нужно постараться заинтересовать его.

Обратите внимание! Во время игр не нужно позволять ребенку разбрасывать или использовать не по назначению игровые материалы. После занятий обязательно нужно похвалить ребенка.

Виды игр и упражнений для 4-летнего малыша для развития мышления

С самого раннего возраста важно развивать мышление у ребенка. Впоследствии это поможет быстро находить подход к людям и добиваться поставленных целей. Развивать детское мышление можно с помощью определенных игр и упражнений.

Логические

Развитие логического мышления позволяет последовательно и без противоречий осуществлять мыслительную деятельность и выстраивать суждения, а также речь. Чтобы тренировать логическое мышление, нужно с малышом систематически решать задачи на логику.

Логические игры

Также отлично подойдут чтение детективной литературы и следующие логические игры:

  • «Легкое — тяжелое»;
  • «Холодное — горячее»;
  • «Времена года»;
  • «Помоги героям;
  • «Профессии онлайн»;
  • «Выбери твердый или мягкий предмет».

К сведению! Логические игры направлены на развитие логического мышления ребенка. Во время игры важно следить, чтобы малыш выполнял все задания самостоятельно.

Пальчиковые игры для развития моторики

Для развития и укрепления мелкой моторики используются пальчиковые игры. Они активизируют работу головного мозга и помогают развивать речь и готовить руку к письму. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие:

  • «Котенок»;
  • «Белка»;
  • «Цап-царап»;
  • «Веселые пальчики»;
  • «Веер»;
  • «Павлин»;
  • «Бабочка».

Важно! В ходе этих игр у малыша развивается ловкость и вырабатывается умение концентрировать внимание и управлять своими действиями.

Пальчиковые игры

Упражнения для развития памяти

Память является одним из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности учить, запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с самого рождения. В возрасте 4 лет тренировать память следует в процессе игр:

  • «В магазин за покупками»;
  • «Подарки друзьям»;
  • «Что везет поезд»;
  • «Повтори танец».

Четырехлетний возраст считается одним из наиболее благоприятных для развития памяти. Впоследствии улучшить те или иные показатели будет значительно сложнее.

Игры для развития памяти

Настольные игры

Настольные игры считаются достойной альтернативой современным гаджетам. Они не только выполняют развлекательную роль, но и могут включать в себя воспитательные и обучающие элементы.

Каждый ребенок в возрасте 4-5 лет отличается активностью и любознательностью. Направить его энергию в нужное русло можно с помощью следующих настольных игр:

  • «Голодные бегемотики»;
  • «Черепашьи бега»;
  • настольный футбол.

Речевые

Уровень развития речи у детей 4 лет достаточно высокий. В этом возрасте они активно общаются и обладают обширным словарным запасом. Чтобы при подготовке к школе и в дальнейшем не возникло проблем с речью и русским языком, нужно не останавливаться на достигнутом и систематически выполнять упражнения и играть с ребенком в речевые игры.

Речевые игры

Самыми распространенными дидактическими играми для детей 4 лет считаются следующие:

  • «Найди ошибку». Игра позволяет правильно произносить и запоминать слова, а также развивать слуховое внимание. Суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с изображением, например, зайца, и задают вопросы, касающиеся этого животного;
  • «Так может быть или нет» — игра, которая учит замечать непоследовательности и развивает логическое мышление. Ребенку рассказывают небольшую историю, и он должен определить, может такое быть или нет;
  • «Какое время года»;
  • «Отгадай растение»;
  • «Когда это бывает».

К сведению! Речевые игры помогают предотвратить и устранить проблемы развития речи у детей, чтобы впоследствии у них не возникло трудностей в обучении.

Развивающие игры являются для детей своеобразным элементом познания нового. Они способны выработать дисциплину, самостоятельность, а также бережное отношение к предметам и технике. При выборе игр важно уделять особое внимание тем, которые более интересны малышу, но также не забывать и об остальных, чтобы ребенок был всесторонне развитым.

Источник

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

«Развитие мышления детей 3-4 лет»

 Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

Важно научить ребёнка логически мыслить Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

  • Первые логические игры

Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.

Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.

Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.

Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.

Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».

Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.

Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.

Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности:

  • Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка».

Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие

  • Игры для развития интеллекта

Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек.

В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

  • Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку.

Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика.

Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок.

– Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли.

Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени.

Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагается описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое

Читайте также:  Уровень развития кругозора ребенка

Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово.

Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

  • Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания.

Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики».

С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

  • Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию. Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:

1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.

3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

  • Книги с играми для развития логики

Различные сборники игр можно приобрести и в печатном варианте. Сегодня книжные магазины предлагают широкий ассортимент книг с играми для развития логики для детей разных возрастов, а также сборники графических заданий. Много книг о развитии интеллекта и логики написал знаменитый московский педагог Л.Я.Береславский. Он работает в этом направлении более 15 лет и является автором нескольких уникальных методик обучения. Все эти книги можно купить и в Интернет-магазинах.

Вот некоторые из них: Л.Береславский, А.Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва, 2010; Л.Береславский, А.Береславская «Логика в стране азбуки», Москва, 2005; Л.Береславский «Детство интеллекта. Система игр и упражнений», Москва, 2000; Л.Береславский «Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием», Москва, 2001; И.Топоркова, С.Щербинина, С.Гаврина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет», Академия Развития, 2009; А.Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация», Центрполиграф, 2012

Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления.

Читайте также:  Стихи о школе для 2 класса

Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов.

Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.

Предлагаемые задания направлены на  развитие внимания,  логического мышления и формирование мыслительных операций у детей 3-4 лет.

                                                            Кто лишний на этом рисунке? Почему?                         Помоги котенку и щенку найти свои домики.

                                         

Назови всех, кто изображен на рисунке.                       Назови предметы, изображенные на рисунке.

 Кто здесь лишний?                                                           Что здесь лишнее? Почему? Как

Почему? Как назвать одним словом всех остальных?  назвать одним словом остальные предметы?

                                             

 Назови животных, изображенных на рисунке.                  Какой предмет должен быть нарисован в                  

 Какое животное здесь лишнее? Почему?                          пустой клеточке? Найди его среди

Как назвать одним словом остальных  животных?            предметов, нарисованных в рамочке?

                                             

Подбери пару каждому предмету.                          Назови предметы, изображенные на рисунке. Какой

Назови каждую пару предметов одним словом.     из них лишний? Почему? Как назвать одним

                                                                                     словом остальные предметы?

                                   

Какой предмет должен быть нарисован                    Назови предметы, изображенные на рисунке.

в пустой клеточке? Найди его среди                          Какой из них лишний? Почему? Как одним

предметов, нарисованных в рамочке.                         словом назвать остальные предметы?

Источник