Беседа с воспитателем о развитии ребенка

Беседа с воспитателем о развитии ребенка thumbnail

Задачи:

— Расширить представление воспитателей о влиянии игры на развитие психических качеств и личностных особенностей ребенка.

— Развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от ее содержания.

— Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

ПЛАН БЕСЕДЫ:

Беседа с воспитателем о развитии ребенка

I часть

  • Теоретическое вступление по теме беседы;
  • Вопросы для дискуссии.
  • Выводы.

II часть

  • Практическое взаимодействие с педагогами по теме беседы.

Содержание беседы:

Одним из важных показателей психического здоровья у детей – является умение играть.

Исследования психологов привели к выводу, что психические процессы: восприятие, память, мышление, речь более интенсивно развиваются именно в игровой деятельности. Так как в занимательной для ребенка форме запоминается и воспроизводится необходимый материал, повышается двигательная активность, ребенок концентрируется, сосредотачивается на тех предметах и объектах, которые вызывают у него познавательный интерес, учится контролировать свои поступки. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Ребенок с помощью специально организованных заданий открывает для себя нечто новое, ранее ему неизвестное, что и привлекает его внимание.

Главный принцип развития игровой деятельности в дошкольном возрасте – это полноценность и гармоничность игры.

Поэтому особая роль в игровой деятельности отводится участию взрослого, так как именно взрослый, зная все тонкости развития детской психики, может оказать помощь ребенку в создании полноценной игры. Но это не значит, что принимая на себя ведущую роль в организации игры, взрослый должен постоянно критиковать, делать замечания, подсказывать действия ребенка в тех или иных игровых ситуациях, а напротив взрослый лишь подсказывает возможный ход событий и внимательно наблюдает за тем, как ребенок проявляет себя в игре. Особенно это касается тех ситуаций, когда дети в процессе игры взаимодействуют друг с другом и участие взрослого в данных действиях не предполагается. Важно не спешить исправлять ситуацию, либо разрешать возникший в игре конфликт, а дать возможность детям самим найти выход, проявить себя как личность и возможно осознать свою значимость. Ведь, возникшие трудности в игре, как и в жизни, не всегда трактуют нам, что все плохо, а иногда, наоборот, позволяют нам приобрести ценнейший жизненный опыт.

Вопросы для дискуссии:

  1. Какое значение оказывает игра на формирование произвольности психических процессов?
  2. От каких факторов зависит повышение эффективности процесса обучения детей дошкольного возраста?
  3. Включение игровых приемов в процесс обучения детей, их многообразие повышает его эффективность, так как игра:
  • создает положительный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
  • оказывает большое влияние на развитие коммуникативной и интеллектуальной сферы ребенка;
  • способствует преодолению психологических барьеров, повышает уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми, стимулирует к поиску творческих решений.

III часть

Практические задания:

  1. Структура игры: (производится групповой опрос об основных структурных компонентах игры, ответы фиксируются на доске)
  2. Определить вид игры, показать приемы руководства игрой:

У каждого ребенка – бумажная кукла в туфлях красного, желтого, зеленого или синего цветов. Нужно подобрать кукле платье и бантики такого же цвета. (Дидактическая игра «Подбери одежду по цвету»);

Группа делится на пары. Один из пары придумывает и показывает различные движения, другой – копирует их. (Подвижная игра «Обезьянки»);

  1. Возрастные особенности развития игровой деятельности.

Педагоги распределяются по группам в соответствии с возрастом детей (4 группы: ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст). У каждой группы есть таблица, которую нужно заполнить воспитателям с учетом возраста детей данной группы. Затем один представитель зачитывает свои данные и происходит совместное обсуждение и дополнение коллег. В итоге данной работы устанавливается динамика развития игровой деятельности на каждом возрастном периоде.

Анализ беседы: в ходе беседы с воспитателями групп было отмечено:

Активное участие воспитателей в процессе дискуссии; практической части беседы;

Воспитатели групп проявляли заинтересованность к теме беседы, инициативность в некоторых вопросах (приводили примеры из собственного опыта в процессе взаимодействия с детьми);

Материалы беседы легко воспринимались слушателями, что и способствовало построению диалога на протяжении всей беседы.

И. Янченко

Источник

Ирина Сироткина
Конспект беседы «Моя профессия воспитатель» с детьми средней группы

Цели занятия:

-формировать представления детей о профессии «Воспитатель детского сада», о трудовых процессах,выполняемых педагогом;

-закрепление умения отвечать на вопросы;

-активизация в речи слов: детский сад, воспитатель;

-развитие познавательного интереса к труду воспитателя детского сада;

-формирование дружеских взаимоотношений;

-воспитание уважительного отношения к труду взрослых.

Ход занятия:

Дети входят в зал друг за другом и становятся в круг.

Воспитатель:Дети, прежде чем, мы начнем заниматься,давайте договоримся о том,каких правил, мы будем с вами придерживаться.

Дети:Не перебивать друг друга. Если хочешь что-то сказать-подними руку.

Воспитатель:Молодцы!А теперь ребята,попробуйте отгадать загадку:

Поглядите, что за дом, сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы, там кроватки и столы,

Читайте также:  Динамика развития ребенка по интеллектуальному развитию

Мишки, зайчики, матрешки, миски, ложки, поварешки,

Куклы, мячики, шары – все, что нужно для игры.

Лучше дома не найдешь, очень этот дом хорош!

Дети: Это детский сад.

Воспитатель: Правильно. Дети, когда вы утром заходите в группу, что вы должны сделать, прежде всего? Совершенно верно, вы должны поприветствовать друг друга. Когда вы здороваетесь, вы желаете людям здоровья, и от этого у всех поднимается настроение. Давайте поздороваемся друг с другом.

Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)

– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)

– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)

– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)

– Ты пришел? (Похлопывают по плечу)

– Хорошо! (Обнимают друг друга)

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? А почему у вас сейчас хорошее (или плохое) настроение? (ответы детей).

Воспитатель: А я пришла сегодня на работу в прекрасном расположении духа, потому что очень люблю свою профессию, люблю всех вас! Друзья, а вы любите наш детский сад? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Люди, каких профессий работают в детском саду? (ответы детей). Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка, попробуйте её отгадать:

Кто учит Вас кушать ложкой,

Справляться с любой застежкой,

Кто читает Вам стихи и сказки,

Пластилин дает и краски?

Дети: Воспитатель.

Воспитатель: Совершенно верно. Моя профессия называется «воспитатель». Кто знает, почему она так называется?

Дети: Потому что воспитатель воспитывает детей.

Воспитатель: А что это значит: «воспитывает детей»?

Дети: Занимается с детьми, читает книги, учит, как одеваться и раздеваться, играет, знакомит с природой, проводит утренники.

Воспитатель: Правильно, ребята, воспитатель должен очень многое уметь и знать.

Дети:

Нелегко быть педагогом, малышей учить.

Нужно здесь не столько строгим, сколько чутким быть.

Нежно, ласково направить, улыбнуться, подбодрить,

Кое-что помочь исправить или снова объяснить.

Повторить не раз, не дважды, закрепить еще раз пять…

Словом далеко не каждый воспитателем может стать.

Воспитатель: Вот каким образованным и трудолюбивым должен быть воспитатель! А еще педагог должен быть творческим человеком. Он должен уметь мастерить, шить, вязать, рисовать, лепить, вырезывать из бумаги, знать детские песни, стихотворения, сказки, игры и считалки. И все эти умения и знания педагог передает малышам.

Но главное — воспитатель должен стать второй мамой для малышей. Он постоянно наблюдает за взаимоотношениями детей в группе. Педагог прекрасно знает черты характера каждого ребенка: кто внимателен, участлив, дружелюбен, а кто любит жаловаться, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из дошкольников щедр, а кто скуп и завистлив. Своими поступками, поведением, индивидуальными беседа с ребенком воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие качества личности.

Воспитатель: Дорогие дети! Я вам рассказала о профессии воспитателя детского сада. Труд педагога порой бывает очень тяжелым. Но огромное счастье и смысл этой профессии – это воспитание здорового, умного, доброго и пытливого маленького человека!

Вопросы к детям:

— Ребята, вам нравятся воспитатели нашего детского сада.

— Как их зовут?

— Какое, на ваш взгляд, главное качество воспитателя?

— Расскажите, что должен уметь и знать воспитатель?

Физминутка (подвижная игра по желанию детей).

Воспитатель: Дети, какие подвижные игры мы с вами недавно разучили? (ответы детей). Давайте поиграем в одну из них.

Воспитатель: Ребята, 27 сентября все воспитатели детских садов отметили свой профессиональный праздник «День дошкольного работника». А как мы с вами можем поздравить сотрудников нашего детского сада?

Дети: Можно подарить рисунки, открытки или поделки, сделанные своими руками.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие подарки мы накануне праздника начали готовить?

Дети: Открытки.

Воспитатель: Чем мы можем украсить открытки?

Дети: С помощью печаток можно украсить цветами, разноцветными листьями, бабочками.

Воспитатель: Какого цвета красками мы будем пользоваться?

Дети: Красной, желтой.

Воспитатель: Давайте посмотрим на образец. Я украсила свою открытку бабочками и цветами. Сначала отпечатываем бабочку в центре, потом по верхним углам и по нижним. Между бабочками — расположились цветы. Открытки можно украсить также разноцветными осенними листочками (показ образца). Напоминаю, что мы берем печатку, осторожно опускаем ее в краску и плотно прижимаем к салфетке.

Воспитатель: Какие чудесные открытки у нас получились. Ребята, вы довольны своей работой? (ответы детей) Занятие наше подошло к концу, и напоследок давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)

Воспитатель: Друзья, что это у меня в руках? (микрофон) С его помощью вы сможете пожелать всем сотрудникам детского сада что-то хорошего, от чего они смогут стать радостными и счастливыми.

Читайте также:  Анкета для родителей центра развития ребенка

Дети:

– пусть они никогда не болеют;

– пусть все хорошо живут;

– пусть все будут счастливыми.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.

Дети:

Чтобы дети развивались,

Педагоги постарались

Им спасибо говорим

И открытками одарим.

Дети вручают подарки сотрудникам детского сада.

Источник

Виктория Атарщикова
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями программы развития, организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит беседы.

Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они сами находят ответ на свой вопрос.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их отношениях, об исторических местах родного города.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению,сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

Но даже увлекательное дело – не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом,и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным.Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малоприятное – доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают преодолевать детские «не хочу»приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам», «Кто скорее».

Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал очевидным для самого ребенка. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям.

Читайте также:  Влияние отца на развитие личности ребенка

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

Не все «трудные»детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое».

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску.Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

Существует такая форма взаимодействия как познавательная беседа.

Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников (например: «От семечка до яблока», «Как растут булки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал, но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких птиц или зверей, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут разговаривать со взрослыми на познавательные темы.

Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательныедействия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.

Библиография.

1. Бабаева Т. И. ,У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

3. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф., Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле». Детский сад от А до Я, №1 2009.

4. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Источник