Влияние отца на развитие личности ребенка

Влияние отца на развитие личности ребенка thumbnail

father          

           Безусловно, всем детям — и мальчикам, и девочкам — нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить больше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е., активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины и поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожного состояния. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через создание благоприятных эмоциональных условий для матери.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность участия отца в воспитании ребенка в первые годы жизни для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках.

Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

З.Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются:

1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);

2. Забота отца , желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной поло ролевой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания.

У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относятся мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

Таким образом, мы можем подвести итог того, что отец играет немаловажную  роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку.

Психолог Четверик Мария Андреевна-психолог отделения дневного пребывания

Источник

Семь аспектов влияния отца на ребенка

Рейтинг
54

При общении с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация и самостоятельность

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости
Читайте также:  Книги на развитие логики ребенка 3 лет

Папа – это тот, кто хочет поймать вас, прежде чем вы упадете, но вместо этого поднимает вас после падения, отряхивает и позволяет вам попробовать еще раз.

Мы часто говорим о проблемах, с которыми сталкиваются матери при воспитании детей. Но давайте не забывать о той важнейшей роли, которую играют отцы в жизни и воспитании ребенка.

Роль отца не ограничивается зарабатыванием денег и оплатой счетов. Вовлеченный в воспитание отец может внести значительный вклад в социальное, когнитивное и эмоциональное развитие своего ребенка.

Кроме того, раннее вовлечение отца в процесс ухода за детьми приводит к стабильности в супружеской жизни и повышает вероятность длительного и счастливого брака после рождения первого ребенка.

Предлагаем рассмотреть семь аспектов того, как отец может повлиять на жизнь своего малыша, если с самого начала будет вовлечен в его воспитание.

1. Отец является образцом для подражания. Когда девочка подрастет, она невольно будет искать в мужчине качества, которые видела в своем отце. Нежный и любящий отец заложит в дочери желание искать спутника жизни с аналогичными качествами, к которым она привыкла и с которыми хорошо уживается.

Мальчик, в свою очередь, будет подражать своему отцу. Он будет стремиться получить его одобрение и копировать поведение, которое ему знакомо и которое он считает успешным и достойным уважения. В то же время, если отец привык доминировать и прибегать к насилию, своим примером он, скорее всего, воспитает жестокого и авторитарного сына.

2. Уникальный опыт игр с папой. Отцы и матери общаются и играют с детьми по-разному. Игры ребенка один на один с отцом, как правило, являются более стимулирующими и захватывающими по сравнению с играми с матерью. Такое взаимодействие дает ребенку возможность узнать мир и свой собственный диапазон эмоций, а также способы справляться с эмоциями в безопасной среде.

3. Развитие когнитивных функций. Отцы, вовлеченные в воспитание детей, способствуют лучшему развитию их когнитивных функций, так как склонны вести разговоры с использованием большого количества вопросов «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?», а также развернутых ответов, которые помогают ребенку понять, как устроен мир. Если отцы участвуют в обучении детей, те, как правило, демонстрируют лучшую академическую успеваемость.

4. Подготовка к взрослой жизни. Хороший отец не будет делать работу или решать проблемы за своего ребенка, но всегда будет подталкивать его к тому, чтобы ребенок справился с ними самостоятельно. Отцы поощряют у детей чувство самостоятельности, независимости и уверенности в себе. Они бросают вызов ребенку, чтобы тот попытался решить проблему разными способами, что способствует формированию здоровой самооценки и чувства уверенности в себе. Эти навыки подготавливают ребенка к общению с внешним миром и решению проблем.

5. Хорошее поведение. Исследования показывают, что дети, которые имели хорошие отношения со своими отцами, проявляют хорошее просоциальное поведение в обществе и менее склонны к депрессии. Мальчики, чьи отцы были вовлечены в воспитание, имели меньше проблем с поведением, в то время как девочки, которых заботливо любили отцы, имели более высокую самооценку.

6. Дисциплина. Дисциплина является одним из самых сложных аспектов воспитания детей. Родителям очень важно сохранять спокойствие во время решения трудных воспитательных вопросов и никогда не противоречить друг другу при ребенке. Отцы могут облегчить жизнь всей семье, взяв на себя ответственность за поддержание дисциплины, поскольку они, как правило, демонстрируют большую эффективность в этом вопросе. Исследования показывают, что отцы более успешны в поддержании дисциплины у мальчиков.

7. Свобода и ответственность. Отцы находятся в положении людей, которые разговаривают со своими детьми-подростками о ценностях и убеждениях, и предлагают им свободу наряду с чувством ответственности. Вовлечение детей в совместную работу по дому также поощряет их чувство ответственности, которое делает более зрелым их мышление и дает им ощущение контроля над своими собственными успехами и неудачами.

Отец незаменим в жизни ребенка. Даже если родители не вместе, отец все равно может успешно играть свою роль. Благодаря общению с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация, социальные навыки, самостоятельность и независимость. Такие дети вырастают более чуткими, имеют лучшие отношения в социуме и гораздо эффективнее справляются со стрессами и разочарованиями.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.91 из 5 на основе
11 оценок.

Развитие ребенка
16.02.2017

Источник

Влияние отца на развитие личности ребенка

               Безусловно фигура матери является основополагающей в раннем развитии ребенка, но многие специалисты также говорят и о важности роли отцовской фигуры как на ранних этапах развития и в особенности с наступлением фаллической фазы, сопровождаемой эдипальным конфликтом.

        В норме отец всегда присутствует в отношениях со своей женой- матерью ребенка и со своим ребенком (детьми), просто его присутствие на начальных этапах развития ребенка не является таким же значимым как присутствие материнской фигуры, с которой ребенок изначально находится в симбиотических отношениях (мать кормит ребенка, оказывает должный уход, согревает малыша, удовлетворяет потребности в физическом контакте (формируя границы тела ребенка)  и эмоциональном (контейнирующая функция в том числе).  Но отец играет очень значимую роль с самого начала, а именно: будучи во внутриутробном развитии плод получает от организма матери различные сигналы- гормональные выбросы, которые влияют как на физическое так и на психическое состояние матери и эти сигналы непосредственным образом оказывают влияние и на организм плода. Т.е. будущий отец безусловно оказывает огромное влияние на состояние беременной женщины, от которой в свою очередь зависит развивающийся плод. Как однажды сказал Дж.Боулби: «Психическое здоровье- это выбор жить с теми людьми, которые не делают нас больными». Мне кажется эта цитата прекрасно подходит к выбору партнера, партнерши. 

Читайте также:  Физическое воспитание в семье и его роль в развитии ребенка

                 Итак, какую же роль в раннем развитии ребенка (мальчика) играет отец? Существуют такие ситуации, когда женщина вынуждена воспитывать ребенка без отца или отец есть, но он исключен из отношений матери и ребенка, т.е. он фактически есть, но его как бы и нет (отсутствующий отец). Например: мать воспитывающая мальчика, а как правило женщина является носительницей феминного поведения, которое она демонстрирует и мальчик, если нет заместительной фигуры мужеского пола может перенять феминное поведение своей матери, в особенности, если это поощряется матерью.  На феминное поведение мальчика  так же оказывает влияние  непринятие ребенка отцом и тогда мальчик может отказаться от идентификации с отцовской фигурой и идентифицировать себя с матерью.

            Существует такое понятие «закон отца», что имеется в виду? Когда мы говорим о фаллической стадии развития, то всегда делаем акцент на Эдипальном конфликте, разрешение которого позволяет развивать Сверх-Я ребенка, т.е.: мораль, нравственность, запреты; а отец является носителем этих понятий и его роль в этом процессе является очень значимой. Отец, который в виду разных причин (я не рассматриваю личностные деформации, структуру психики, тип личности, травмы, самооценка родителя и пр., но безусловно это играет колоссальную роль на в том, как отец будет взаимодействовать со своими детьми) демонстрирует агрессивный, садистический тип поведения по отношению к своему сыну, то он подавляет его развитие в позитивном смысле, препятствует развитию самости ребенка, снижает его самоценность. В подобных случаях ребенок может идентифицировать себя с агрессором и демонстрировать разрушающий тип поведения (отыгрывая деструктивное поведение), в будущем можно встретить суицидальные попытки ребенка, девиантные и делинквентные формы поведения; либо идентифицировать себя с материнской фигурой и в таких случаях возможна гомосексуальное развитие и выбор партнера одного с ним пола в будущем.

        Но в «здоровых» отношениях с сыном, отец способствует становлению мальчика, прививает ему культурные ценности, нормы морали и нравственности, позитивно влияет на становление Я ребенка , что позволит мальчику в дальнейшем идентифицировать себя с мужской фигурой и передать эти знания своим детям.

          Какую роль играет отец в раннем развитии дочери? Опять же хочется рассмотреть фаллическую стадию развития (3-6 лет). Отец формирует женственность своей дочери: восхищаясь дочерью,  даря ей различные украшения (заколки, детские бусики, колечки; поощряя ее игрушки (куклы к примеру), тем самым он способствует принятию девочкой ее женкой роли, чувство уважения к себе, самоценность и прочие важные моменты так необходимые для полноценного развития здоровой личности девочки .

           В обратной ситуации, а именно, если происходит разочарование дочери в отце из-за демонстрации им безразличного, либо садистического поведения, либидо девочки смещается с гетеросексуальной установки на гомосексуальную и как следствие принимают мужскую модель поведения. В дальнейшем развитии, когда девочка становится подростком она может использовать такую модель поведения как проявление агрессии, с целью отмщенья своему отцу. Разочаровавшись в отце, девочки подавляют свою женственность и часто вместе с этим желание иметь детей (хочется привести в пример женщин- карьеристок, которые таким образом пытаются разрешить свой эдипальный конфликт). 

               Большинство психоаналитиков В.Д. Винникотт, Дж.Боулби, М.Кляйн и др. больше рассматривали влияние материнской фигуры на формирование и развие ребенка, но многие представители французской психоаналитической школы, такие как Ж. Шассге-Смиржель, Ж. Шаффер и др. также делают акцент на фигуре отца в развитии личности ребенка в ранним периоде, что как мы видим не является безоснавательным.

Источник

Влияние отца на психическое развитие ребенка

 (Консультация для родителей)

    Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Читайте также:  Развитие ребенка точка нет

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

Практические рекомендации

  1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

  1. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
  2. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
  3. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.
  4. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  5. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  6. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
  7. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
  8. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Источник