Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Антропологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста учебно-методическое пособие

Доступна только бумажная версия документа

147 с.

Количество страниц

О произведении

Ответственность

Кобзарева Инна Ивановна

ББК

Ю983.401.1я73-14, Ч411,6(2)331я73-14, Ю984.92я7, Ю949.246я7, Ч491.31-11я7, Ч491.95я7

Общее примечание

На обл.: Краевая науч.-исслед. лаб. Антропология детства, 2003 — 2016

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Детские годы играют важнейшую роль в
интеллектуальном и личностном развитии и
составляют критический период, от которого
зависит все будущее человека. Именно в первые три
года жизни ребенок учиться тому, что будет
использовать в течение всей своей дальнейшей
жизни.

Роль родителей в психическом развитии ребенка
первых трех лет жизни уникальна. Ребенок не может
хорошо развиваться сам по себе, без активного и
грамотного вмешательства взрослого. Даже
относительно здоровый ребенок будет со временем
или отставать в развитии, или оно будет
негармоничным, если уход и общение с ним будет
неправильным. Кроме того, результатом искреннего
и доброжелательного позитивного общения
взрослого и ребенка окажутся сформированные у
малыша чувство доверия к миру, привязанность к
родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание
повышению уровня
информационно-профилактической работы с
родителями, формированию у родителей навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста.

С этой целью была создана и адаптирована к
условиям нашего реабилитационного центра
программа психологического сопровождения семьи
ребенка раннего возраста.

Под психологическим сопровождением семьи в
данной программе подразумевается комплекс
взаимосвязанных и взаимообусловленных мер,
представленных разными психологическими
методами и приемами, которые осуществляются в
целях создания оптимальных
социально-психологических условий для
сохранения психологического здоровья семьи и
полноценного развития личности ребенка раннего
возраста в семье.

Цель данной программы – создание условий для
целостного психического развития ребенка
раннего возраста, на решение конкретных проблем,
возникающих в семье в процессе его развития
через оказание психологической помощи и
поддержки семье.

Задачи программы:

  • повышение родительской компетентности в
    вопросах воспитания и развития ребенка раннего
    возраста (от рождения до трех лет);
  • обучение родителей методикам раннего развития
    ребенка;
  • обучение родителей созданию наиболее
    благоприятных условий для развития ребенка,
    навыкам и приемам правильного позитивного
    взаимодействия с малышом.

Формы и методы оказания
психологической помощи и поддержке семье

1. Психологическое консультирование
(психологическая помощь родителям в понимании
особенностей поведения ребенка (непослушание,
капризы, агрессивность, сложности в контакте с
детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и
аппетита и т.д.; обучение родителей созданию
наиболее благоприятных условий для развития
ребенка, навыкам и приемам правильного
позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг,
психологические игры, анализ ситуаций и т.д.
(формирование знаний, социальных установок,
умений и навыков самопознания и саморегуляции,
общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей
приемам организации игровой и учебной
деятельности детей, способствующей психическому
развитию, ознакомление их с развивающими,
дидактическими играми).

Модели работы психолога с семьей

В зависимости от характера причин, вызывающих
проблему и этапа сопровождения семьи
используются различные модели помощи семье:

1. Педагогическая модель. Данная модель
базируется на гипотезе недостатка
педагогической компетентности родителей,
дефиците у родителей знаний и умений по
воспитанию детей. Она направлена на повышение
психолого-педагогической культуры родителей,
расширение и восстановление воспитательного
потенциала семьи, активное включение родителей в
процесс социального воспитания детей. Психолог
вместе с родителями анализирует ситуацию,
намечает программу мер.

Читайте также:  Пирамидки в развитии ребенка

2. Психотерапевтическая модель. Используется
тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в
области общения, личностных особенностей членов
семьи. Она предполагает анализ семейной
ситуации, психодиагностику личности,
диагностику семейных отношений. Практическая
помощь заключается в преодолении барьеров
общения и причин его нарушений.

3. Диагностическая модель. Основывается на
предположении дефицита у родителей специальных
знаний о ребенке. Объект диагностики –
психическое развитие ребенка. Диагностическое
заключение может служить основанием для
принятия организационного решения.

Этапы психологического сопровождения
семьи

ЭтапЗадачи этапа
Диагностический
(ориентировочный) этап
1. Установление контакта с
родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление
трудностей, возникающих у родителей при общении
и воспитании ребенка.

2. Психологическое
обследование ребенка. Выявление проблем
развития ребенка.

Этап планированияРазработка индивидуальной
программы психологического сопровождения
ребенка и семьи. Определение объема и вида
необходимой психологической помощи родителям
ребенка.
Этап оказания помощи1. Оказание необходимой
обучающей помощи родителям ребенка в создании
условий, необходимых ребенку для полноценного
психического развития.

2. Оказание необходимой
психологической помощи родителям с целью
гармонизации межличностных отношений с
ребенком, оптимизации воспитательного процесса.

Отслеживающий этапОтслеживание эффективности
оказания обучающей и психологической помощи.

Методическое обеспечение программы

1. Психологическая диагностика семьи.

Психологическая диагностика семьи проводится
в ходе собеседования с родителями путем оценки
анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с
опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими
стиль воспитания в семье, тип отношения к
ребенку.

Для общей бальной оценки результатов
обследования семьи используется определенная
схема оценки (Приложение 1).Результаты
обследования семьи позволяют определить степень
нуждаемости родителей в психологической помощи.

По результатам психологической диагностики
семьи последующая психологическая помощь
родителям оказывается по следующим
направлениях:

— ознакомление родителей с закономерностями
психического развития, психологическими
особенностями ребенка, растущего в условиях
дефицита возможностей здоровья;

— обучение родителей приемам организации
игровой и учебной деятельности ребенка,
способствующей психическому развитию,
ознакомление их с развивающими, дидактическими
играми;

— оптимизация системы внутрисемейных отношений
с целью повышения степени их позитивного влияния
на развитие ребенка;

— расширение информированности родителей о
потенциальных возможностях ребенка, о его
перспективах в социальном аспектах с целью
формирования у них адекватной и конструктивной
позиции в отношении будущего ребенка.

2. Программа занятий по формированию навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста
“Крошка на ладошках”. (Приложение 2)

Использованная литература

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с
ребенком (период раннего детства). – СПб.:
Издательство “Речь”, 2005.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
– М., 2000.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение
семьи при реабилитации: Учебное пособие. –
Екатеринбург: УрГИ, 2007.

5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие
материалы для ведущих: практическое пособие. –
М., 1999.

Источник

Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]

Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 дней жизни

Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.

Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер
    коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного
    развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
    обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”
  • Приказ “О специализированной помощи больным
    при нарушении речи и других ВПФ”
  • Приказ “О совершенствовании системы
    мед.обеспечения детей в ОУ”
  • Положение о работе ПМПк ДОУ.
  • Устав ДОУ.

Основные принципы:

    Принцип междисциплинарного подхода

  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные
    особенности
  • Принцип создания специально организованной
    педагогической среды [1]
  • Организационная модель службы
    психологического сопровождения:

    I блок ориентирован на детей и включает в себя
    организационные формы оказания помощи детям
    раннего возраста с проблемами в развитии.
    Содержание работы в данном направлении
    заключается в реализации наблюдений и
    диагностической работы с целью изучения того,
    как проходит период адаптации ребенка к детскому
    саду, оценки уровня развития малыша, и
    своевременного выявления детей, имеющих
    отклонения в физическом, интеллектуальном,
    эмоциональном развитии, трудности в обучении и
    социальной адаптации.

    По результатам наблюдений и диагностических
    мероприятий делаются выводы, заключения, даются
    устные и/или письменные рекомендации родителям и
    педагогам группы по наиболее эффективному
    простраиванию дальнейшего взаимодействия и
    коррекционно-развивающей работы с детьми. При
    выявлении недостатков в развитии
    разрабатываются и реализуются индивидуальные
    программы развития. Полученная информация о
    ребенке может быть использована для создания
    развивающей среды в группе, изменения
    обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
    пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

    II блок в организационной модели службы
    ориентирован на оказание психологической и
    информационной помощи педагогам, работающим с
    детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

    а) ознакомить педагогов с особенностями и
    закономерностями развития детей раннего и
    младшего возраста;

    б) при возникновении необходимости обучить
    адекватным способам взаимодействия с детьми с
    определенными трудностями;

    в) помочь создать условия, способствующие
    повышению эмоционального комфорта в группе и
    стимулирующие развитие личности ребенка.

    Деятельность III блока в организационной
    структуре службы направлена на оказание
    психолого-педагогической помощи родителям детей
    раннего возраста. В настоящее время эта помощь
    оказывается на консультативном уровне:
    индивидуальные и групповые консультации,
    информация в “уголках родителей” (стендовые
    консультации, информационные листки, памятки и
    т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
    личностными особенностями ребенка, отслеживания
    динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
    дальнейшем планируется организация в детском
    саду Школы молодых родителей, где родители
    смогут поделиться опытом, получить необходимые
    теоретические знания и практические навыки
    взаимодействия с детьми.

    Направления деятельности психолога:

    Моя работа в диагностическом направлении
    обеспечивает, прежде всего, определение уровня
    развития ребенка, его соответствие нормативным
    показателям ведущих для данного возраста линий
    развития. Полученные результаты позволяют
    определить характер психофизического развития
    каждого ребенка – его нормативность, наличие
    опережения либо задержки, как в целом, так и по
    отдельным линиям.

    Диагностика осуществляется мною в ходе
    анкетирования родителей, бесед с педагогами и
    родителями, индивидуального педагогического
    обследования уровня психофизического развития
    ребенка (заполнение карты психофизического
    развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
    Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
    психолого-педагогического обследования ребенка
    (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
    [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
    ребенком.

    Читайте также:  Развитие ребенка через трудовую деятельность

    Диагностическая функция является базовой по
    отношению ко всем остальным функциям службы,
    определяя содержательную основу их реализации.

    В профилактическом направлении я работаю
    на обеспечение профилактики возникновения
    отклонений в развитии, обусловленных
    несоответствием требований среды реальным
    возможностям ребенка.

    Средствами профилактики выступают специально
    организованная предметно-пространственная
    среда в группе, развивающее взаимодействие,
    сотрудничество взрослых с ребенком в различных
    видах деятельности, индивидуальные и групповые
    развивающие занятия с педагогом (с учетом
    рекомендаций педагога-психолога),
    психопрофилактические занятия.

    Работа в развивающем направлении
    направлена на стимуляцию потенциальных
    возможностей ребёнка, создание
    психолого-педагогических условий
    своевременного появления и развития у него
    ведущих психологических новообразований
    данного возраста, овладение ребёнком
    соответствующими формами деятельности и
    общения.

    Реализуется развивающая функция в процессе
    индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
    развивающего взаимодействия родителей с
    ребенком.

    Коррекционное направление – предполагает
    целенаправленную работу по изменению
    развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
    потребностям ребенка, создание
    психолого-педагогических условий преодоления
    имеющихся у ребенка трудностей в овладении
    деятельностью, способами и средствами
    взаимодействия с окружающими, развитии
    психологических функций.

    Реализуется коррекционная функция в процессе
    специальной организации
    предметно-пространственной,
    коррекционно-развивающей среды, специально
    организованного взаимодействия взрослых с
    ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

    Консультативное и просветительское
    направление – направлено на создание
    необходимого информационного и мотивационного
    поля ранней психолого-педагогической помощи,
    активное включение родителей ребенка раннего
    возраста с ограниченными возможностями здоровья
    в целенаправленный коррекционно-развивающий
    процесс. Адресатами консультативной помощи
    являются как родители детей раннего возраста,
    так и педагоги, медики, другие специалисты.

    Содержание консультативной помощи включает
    информацию о закономерностях развития ребенка в
    раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
    развития ребенка, задачах, направлениях и
    средствах развивающего взаимодействия взрослых
    с ребенком и т.д.

    Консультативная функция реализуется в
    процессе индивидуальных и групповых
    консультаций родителям и педагогам, а также в
    виде оформления стендовых консультаций.

    На данном этапе я ставила перед собой задачу
    обобщить, систематизировать накопленный опыт,
    методы и формы работы с детьми раннего возраста,
    а также выстроить систему действий по
    становлению службы сопровождения развития
    ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

    В данный момент эта система осуществляется так:

    Система психолого-педагогического
    сопровождения:

    1. Анкетирование родителей (еще до поступления
      ребенка в детский сад) (см. Приложение
      1
      ). Устные и письменные рекомендации
      родителям по развитию детей раннего дошкольного
      возраста и по подготовке к поступлению в детский
      сад (см. Приложение 2). Изучение
      медицинской карты. (Предварительный сбор
      информации о ребенке, его особенностях, стиле
      семейного воспитания, определение уровня
      готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
    2. Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
      родителями и воспитателями. Проведение
      психологической диагностики уровня
      адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
      3
      ). Основной задачей на этом этапе становится
      выявление, комплексное обследование и отбор
      детей раннего возраста, имеющих отклонения в
      физическом, эмоциональном развитии и социальной
      адаптации.
    3. Заполнение воспитателем под руководством
      психолога карты психофизического развития
      ребенка раннего возраста (см. Приложение
      4
      ) с целью отслеживания гармоничности
      /дисгармоничности развития ребенка, обобщения
      информации об уровне развития детей,
      планирования направлений индивидуальной работы
      (индивидуально по эпикризным срокам каждого
      ребенка).
    4. Психолого-педагогическое обследование детей с
      целью определения актуального уровня развития,
      выявления проблем и недостатков развития.
    5. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
      и осуществление индивидуальных комплексных
      коррекционно-развивающих программ (в случае
      необходимости).

    Предполагаемые результаты:

    • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
    • Устранение выявленных проблем в развитии в
      течение дошкольного детства.
    • Повышение психолого-педагогической
      грамотности педагогов и родителей.
    • Создание специально организованной
      педагогической среды.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Справочник руководителя
      дошкольного образовательного учреждения.
      Организация психолого-педагогической помощи
      детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    2. Диагностическое обследование детей раннего и
      младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
      Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
    3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
      в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
    4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
      детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
      2005.
    5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
      диагностика развития детей раннего и
      дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

    Источник