Анкетирование по развитию ребенка раннего возраста

Анкетирование по развитию ребенка раннего возраста thumbnail

Период адаптации ребенка к условиям детского
сада в настоящее время невозможен без
профессионального психологического
сопровождения родителей, педагогов и детей.
Психологическое сопровождение предполагает
диагностическое направление. В практике
педагогов-психологов детских садов показал свою
эффективность метод анкетирования родителей.

Анкетирование проводится в течение всего
периода адаптации. Еще до прихода ребенка в
дошкольную образовательную организацию при
встрече родителей и педагогов с родителями
предлагается анкета-прогноз
“Психолого-педагогические параметры
определения готовности поступления ребенка в
дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на
вопросы анкеты, родители смогут оценить степень
готовности ребенка к новым условиям на основе
своих наблюдений и семейного опыта и
предотвратить возможные трудности. На первой
неделе присутствия ребенка в ясельной или
младшей группе родителям предлагается анкета №1
и №2. Информация, полученная из этих анкет, дает
представление педагогам и психологам детского
сада о личностных особенностях ребенка, о чертах
семейного воспитания, о способах
психологической поддержки ребенка. На второй
неделе и спустя три месяца после прихода ребенка
в детский сад, родителям предлагается “Карта
наблюдений”, в которой они смогут
оценить физическое и психологическое
самочувствие ребенка в период адаптации.
Проанализировав две карты наблюдений, можно
сделать вывод о наличии динамики в процессе
адаптации. В конце периода адаптации мы
предлагаем родителя ответить на вопросы анкеты
№3. Отвечая на вопросы данной анкеты, родители
анализируют домашнюю среду для развития ребенка,
узнают о задачах познавательного развития
ребенка 2-3 лет.

Полученные в результате анкетирования
сведения помогают оказывать психологическую
помощь родителям и детям в период адаптации.
Предложенные анкеты являются продуктом
сотрудничества и будут полезны педагогам и
психологам детских садов.

Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к
поступлению в детское дошкольное учреждение и
предвидеть возможные сложности адаптации.
Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите
примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего
ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие
при засыпании ребенка (укачивание,
колыбельные….)?

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна
ребенка?

2 ч — 3 балла

1 ч — 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на
горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные
привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается
(указать другое)  — 1 балл

Нет — 3 балла

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками,
предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям
взрослых?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен,
усидчив, активен?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к
кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад — 55-40
баллов;

условно готов — 39-24 балла;

не готов — 23-16 баллов.

Анкета для родителей детей раннего
возраста №1

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том,
чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к
детскому саду. Чтобы найти к малышу
индивидуальный подход, нам необходимо знать
особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас
заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома?
_____________________________

Нравится ли малышу свое имя? ________________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы
хотели бы отметить?

________________________________________________________

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься?
__________________

Чем можно доставить ему радость?
_____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь
ли Вы его?

________________________________________________________

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

  • С детьми своего возраста ________________________________
  • С детьми старшего возраста _____________________________
  • С родными ____________________________________________
  • Со знакомыми _________________________________________
  • С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

  • Эмоциональное
  • Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с
близкими? _________

Читайте также:  Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

________________________________________________________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной
для него обстановке незнакомого взрослого?
_________________________ Подходит ли к нему, если тот
подзывает? ____________________ Есть ли в поведении
элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с
“чужим” взрослым? ___________________

10. Как ребенок играет?

  • Просто манипулирует предметами
  • Обыгрывает предметы, подражает действиям
    взрослых

11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие?
____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома?
Как часто? _____________________

13. Ваши пожелания воспитателям в развитии
Вашего ребенка _____ _________________

Анкета для родителей детей раннего
возраста №2

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мамы, возраст,
образование ____________________________

3. Фамилия, имя, отчество папы, возраст,
образование

____________________________________________

4. Состояние здоровья ребенка:

Наиболее частое заболевание ______________________

Хронические заболевания ребенка __________________

Перенес ли ребенок родовую травму ________________

5. Семейная ситуация:

Полная ли семья? _________________________________

Живут ли Ваши родители с Вами? ___________________

Сколько детей в семье (укажите их возраст)?
______________ _

6. К кому из членов семьи ребенок больше
привязан? ____________________

7. Часто ли в Вашем доме бывают гости?
_______________________

8. Насколько часто Вы ходите куда-либо с
ребенком? Куда?

___________________________________________________

9. Какие привычки и традиции сложились дома:

В еде _____________________________________________

В засыпании _______________________________________

В пользовании туалетом ____________________________

Какие требования предъявляете к ребенку в эти
моменты?

____________________________________________________

10. Как Вы поощряете ребенка? ______________________

11. Как наказываете? _______________________________

12. Как воспринимает детский сад
ребенок?_______________

13. Как воспринимаете детский сад
Вы?_________________________

14. О чем Вы тревожитесь, отдавая ребенка в
группу? ________

15. Какие вопросы по воспитанию ребенка вас
волнуют? _____

16. С кем из специалистов детского сада хотелось
бы встретиться? _____

Спасибо за сотрудничество!

Карта наблюдений.

Адаптация ребенка к условиям
детского сада

Уважаемые родители! Оцените наличие у Вашего
ребенка следующих поведенческих реакций: подчеркните
характерное для ребенка состояние в домашней
обстановке в течение этой недели

1. Эмоциональное состояние ребенка.

  • Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
  • Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
  • Иногда задумчив, плаксив.
  • Легкая плаксивость, хныканье.
  • Плачет за компанию, плач приступообразен.
  • Сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

  • Много друзей, охотно играет с детьми.
  • Сдержан, просится на руки, неохотно играет с
    детьми.
  • Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
  • Невесел, с детьми не контактирует, даже если
    вовлечен в игру.
  • Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
  • Недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим.

3. Сон ребенка.

  • Спокойный, глубокий, засыпает быстро.
  • Спокойный.
  • Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
  • Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
  • Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
  • Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

  • Очень хороший аппетит, съедает все с
    удовольствием.
  • Нормальный аппетит, ест до насыщения.
  • Аппетит выборочный, но насыщенный.
  • Отвергает некоторые блюда, капризничает.
  • Приходится следить за тем, чтобы ел, ест
    неохотно, долго.
  • Отвращение к еде, кормление мучительно.

5. Отметьте, какие проявления бывают у Вашего
ребенка.

  • Сосет палец, жует что-нибудь, жадно, без разбора.
  • Грызет ногти.
  • Подергивание плечами, качание головой, дрожание
    рук.
  • Недержание мочи, кала.
  • Выдергивание волос.
  • Игра с половыми органами.
  • Боязнь контактов, стремление к уединению.

Анкета для родителей детей раннего
возраста №3

Уважаемые родители! В раннем возрасте ребенок
активно познает окружающий мир, поэтому так
важно создать вокруг малыша среду, которая
развивает и воспитывает его. Прочтите,
пожалуйста, высказывания и подчеркните те из
них, которые Вам подходят.

1. У моего ребенка есть отдельная комната
(уголок), где он может играть и хранить свои
игрушки.

У моего ребенка нет определенного места, где он
играет.

У ребенка есть определенное место, где он
играет.

2. В игровом уголке есть стол и стул, подходящие
для его возраста.

3. На полке у моего ребенка больше кубиков,
конструкторов, пирамидок.

На полке у моего ребенка больше машинок, кукол,
мягких игрушек.

4. У моего ребенка есть любимая игрушка.

У моего ребенка нет любимой игрушки.

5. Моего ребенка мало интересуют игрушки, он
любит играть другими предметами.

6. Моему ребенку всегда доступна бумага,
карандаши, пластилин, краски.

Моему ребенку недоступны бумага, карандаши,
пластилин, краски.

7. Я каждый день читаю книги своему ребенку.

У меня нет времени на чтение книг.

8. У моего ребенка есть любимая сказка, которую
он готов слушать много раз. Какая?

9. В нашем доме имеется спортивный комплекс.

10. Мы вместе с ребенком делаем зарядку,
занимаемся спортом.

Спасибо за сотрудничество!

Использование данных анкет поможет психологам
и воспитателям обеспечить
психолого-педагогическое сопровождение
адаптационного процесса, квалифицированно
оказать помощь родителям, дети которых
испытывают трудности в адаптации к условиям
детского сада, постепенно включить родителей в
образовательный процесс.

Источник

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

Читайте также:  Развитие ребенка до года на что обратить внимание

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Рекомендации к развитию речи у детей

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике, которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике здесь.

7. Учить ребенка правильно дышать. Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.

Читайте также:  Что такое показатели развития ребенка

8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря: учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

9. Читать вслух. Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка — это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!

Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки , прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Развитие речи — одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители…………………………………………………………………………………………………….

Детский сад………………………………………………………………………………………………

Другое…………………………………………………………………………………………………..

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

Да и какую…………………………………………………………………………………………………

Нет……………………………………………………………………………………………………………..

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?

Да, какие…………………………………………………………………………………………………..

Нет…………………………………………………………………………………………………………..

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? …………………………………………………………………………………………………………………… Спасибо!

Источник