Анамнез о развитии ребенка

Анамнез о развитии ребенка thumbnail

Ирина Петрова
Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Уважаемые коллеги! В последние годы чаще стали появлятся семьи «группы риска». Дети из таких семей обычно отстают в интеллектуальном и личностном развитии от своих сверстников. Сегодня наше государство нацеливает образовательные учреждения на работу с семьёй, на оказание помощи родителям в вопросах воспитания, на профилактическую и коррекционную работу с семьями «группы риска». Педагоги знают состав семьи ребёнка, видят родителей, могут оценить ухоженность ребёнка по внешнему виду и т. п. Я предлагаю вашему вниманию параметры социального анамнеза и их оцеку. Оценив результаты по всем параметрам вы сможите выявить условия развития ребёнка, оценить степень благополучия или критичности их. Это позволит спланировать работу с семьёй, с целью профилактики появления неудовлетворительных условий развития ребёнка.

Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Параметры социального анамнеза и их оценка.

Параметры

1. Состав семьи

1.1. Взрослый состав(1балл — не менее 2х взрослых разного пола; 0баллов-один взрослый)

1.2. Детский состав(1б. — не менее2х детей в семье; 0б. -отсутствие братьев или сестёр).

2. Образование членов семьи(1б. — среднее специальное и высшее/неполное высшее/;0б. – нет среднего специального образования).

3. Место работы(1б. — имеет постоянную работу хотя бы один член семьи; 0б. — нет места работы у всех членов семьи).

4. Психологический микроклимат семьи(1б. – дружеские отношения, проявления любви и заботы о ближних;0б. – частые ссоры, нервозность, грубость).

4.1. Отношения между взрослыми членами семьи(1б. – редкие ссоры и разногласия решаются в отсутствие ребёнка; 0б. – выяснение отношений в присутствии ребёнка).

4.2. Отношение к ребёнку(1б. – отношение к ребёнку дружеское, проявление заботы, любви и уважения; 0б. – отчуждение, неприязнь, враждебность).

4.3. Требования к ребёнку(1б. – единые, оптимальные требования к ребёнку; 0б. – отсутствие единых требований к ребёнку, требования занижены или завышены).

4.4. Вредные привычки(1б. – нет алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании/члены семьи придерживаются здорового образа жизни/; 0б. – одна из вредных привычек имеет место).

5. Жилищно – бытовые условия(1б. – общепринятые государственные нормативы, ребёнок имеет свою комнату или уголок для занятий и игр;0б. – ниже нормативов).

6. Материальное обеспечение семьи (1б. — ребёнок имеет необходимое из вещей, игрушек, учебных принадлежностей, хорошо питается; 0б. – ребёнок питается неудовлетворительно).

7. Санитарно – гигиенические условия содержания предметов ухода и одежды ребёнка(1б. – одежда ребёнка, его вещи и внешний вид не вызывают нареканий;0б. – есть замечания к чистоте одежды, вещей и внешнего вида ребёнка).

Оценка результатов: каждый благоприятный фактор оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный фактор оценивается в 0 баллов.

10-11 баллов — хорошая характеристика социальных условий развития ребёнка, благополучный социальный анамнез;

7-10 баллов – удовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка;

3-6 баллов – неудовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка, ребёнок группы риска;

0 – 2 балла – характеристика социальных условий развития ребёнка критическая, ребёнок группы риска, возможно, требуется вмешательство социальных органов.

Уважаемые коллеги! Внимательно отнеситесь к этим данным, информация о ребёнке должна быть конфиденциальной и не должна навредить ребёнку. Проявите такт и педагогическую компетентность

Источник

3. Особенности сбора анамнеза у детей

Врачебное дарование педиатра состоит в налаживании контакта с первых минут знакомства с ребенком и его родителями. При хорошем контакте с ребенком врачу быстро удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило, основные анамнестические данные о болезни врач получает от родителей ребенка.

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

Опрашиваются родители.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.

13. Развитие статики и моторики: когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?

Читайте также:  Значение беседы в речевом развитии ребенка

14. Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы; запас слов к году и 2 годам.

15. Поведение ребенка дома и в коллективе.

16. Сон, его особенности и продолжительность.

17. На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном. При естественном вскармливании – время кормления ребенка грудью, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание после кормления. При смешанном вскармливании – чем докармливают ребенка, с какого возраста, количество и методика введения докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?

При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности? Какой промежуток между кормлениями, регулярное или беспорядочное кормление, соблюдался ли ночной перерыв? Получал ли соки (какие), витамин D – с какого возраста, в каком количестве? Когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость? Время отнятия от груди.

Особенности вкуса и аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

18. Когда прорезались зубы и порядок их прорезания?

19. Перенесенные заболевания (когда и какие), в том числе инфекционные и хирургические вмешательства. Особенности течения заболевания, осложнения.

20. Профилактические прививки против туберкулеза (БЦЖ), полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори. Реакции на прививки.

21. Туберкулезные пробы, когда проводились, их результат.

22. Контакт с инфекционными больными.

Анамнез жизни детей старшего возраста

1. Какой по счету ребенок?

2. Как развивался в период раннего детства?

3. Поведение дома и в коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает.

4. Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.

5. Профилактические прививки.

6. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат.

7. Контакт с инфекционными больными.

Анамнез заболевания

1. Жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или родителей).

2. Когда заболел ребенок?

3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня до момента обследования?

4. Общие проявления заболевания (температура, озноб, сон, аппетит, жажда, вялость, беспокойство, настроение и др.) – отразить в динамике.

5. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов:

1) дыхательной системы: кашель сухой или влажный, время его появления (утром, днем, ночью, во время засыпания), характер. Мокрота (количество, характер и цвет, как откашливается). Боли в груди или спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация). Одышка (экспираторная или инспираторная), когда появляется (в покое, при физической нагрузке и т. д.), наличие приступов удушья (участие вспомогательных мышц, раздувание крыльев носа);

2) сердечно-сосудистой системы: одышка, боли в области сердца (локализация, иррадиация, характер). Ощущение перебоев сердцебиений (интенсивность, длительность, частота). Отеки (локализация, время появления);

3) системы пищеварения: тошнота (ее связь с характером пищи, продолжительность). Рвота (натощак, после приема пищи, через какой промежуток, характер). Срыгивания у грудных детей (обильные, небольшие, сразу после приема пищи или между кормлениями). Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе (характер, локализация, иррадиация, время возникновения и связь с приемом пищи). Стул (частота, характер, цвет, запах);

4) мочевыделительной системы: боли в поясничной области. Частота мочеиспусканий и их объем (у грудных детей – количество мокрых пеленок). Цвет мочи. Ночное недержание мочи;

5) опорно-двигательной системы: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь с метеорологическими условиями). Припухлость суставов, их покраснение (каких именно). Затруднение при движении, утренняя скованность;

6) эндокринной системы: нарушение волосяного покрова. Изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость, огрубение, появление рубцов).

Нарушения роста и массы тела;

7) нервной системы и органов чувств: головные боли и головокружения.

Судороги, гиперкинезы, тики, нарушения кожной чувствительности (гипестезии, парестезии). Нарушения со стороны органов чувств, речи.

6. Проводилось ли лечение до поступления в стационар, каковы его результаты; наличие реакций на лекарства.

Семейный анамнез

1. Возраст родителей.

2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца (были ли случаи туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, алкоголизма, психических, нервных, эндокринных и аллергических заболеваний).

3. Состояние генеалогического древа в пределах трех поколений начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек по вертикали и до братьев и сестер по горизонтали.

4. Сколько в семье детей, каково состояние их здоровья; если умирали, от каких причин? Полученные данные отражаются в генетической карте.

Материально-бытовые условия

1. Где работают родители, их профессия, общий заработок, число членов семьи?

2. В каких условиях проживает семья: площадь квартиры, сухая, светлая, теплая и т. д. Число проживающих детей и взрослых.

3. Посещает ли ребенок детские учреждения?

4. Кто ухаживает за ребенком, состояние здоровья лица, ухаживающего за ребенком?

5. Имеет ли ребенок отдельную кровать?

6. Как часто ребенка моют? Обеспечен ли он бельем, игрушками?

7. Имеется ли одежда по сезону?

8. Соблюдается ли режим дня, какова продолжительность прогулок и сна?

9. Режим питания, нагрузка в школе.

У школьников – распорядок дня, наличие дополнительных нагрузок.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

3. Особенности сбора анамнеза у детей
Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет).Опрашиваются родители.1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз

Читайте также:  Изучение истории развития ребенка

51. Особенности белкового обмена у детей
Белки выполняют в организме различные функции:1) пластические функции – распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;2) белки – составная часть различных ферментов, гормонов, антител;3) белки участвуют в

1. Особенности системы крови у детей
У плода происходит постоянное нарастание числа эритроцитов, содержания гемоглобина, количества лейкоцитов. Если в первой половине внутриутробного развития (до 6 месяцев) в крови преобладает количество незрелых элементов

2. Особенности кроветворения у детей
Особенногсти эмбрионального кроветворения:1) раннее начало;2) последовательность изменений тканей и органов, являющихся основой формирования элементов крови, таких как желточный мешок, печень, селезенка, тимус, лимфатические узлы,

6.2. Особенности сбора анамнеза и осмотра
Успешность диагностики зависит прежде всего от тщательного и грамотного клинического анализа болевых проявлений. Детальный анамнез, учет всех имеющихся жалоб, подробный осмотр больного с применением специальных диагностических

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАБЕТА У ДЕТЕЙ
Сахарный диабет имеет две стадии развития, одинаковые у взрослых и детей. Первая стадия – нарушение толерантности к глюкозе, которое само по себе не является заболеванием, но говорит о серьезном риске развития сахарного диабета.

ОСОБЕННОСТИ СОСУДОВ У ДЕТЕЙ
Сосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк. По ширине артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет 1: 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их соотношение

ОСОБЕННОСТИ СБОРА МОЧИ У ДЕТЕЙ
Для обычного общего анализа собирают утреннюю порцию мочи в чистую бутылочку. Перед мочеиспусканием наружные половые органы обмывают теплой водой. Если имеются признаки воспаления половых органов, мочу получают с помощью катетера, обычно

Особенности лечения астмы у детей
Несмотря на многообразие лечебных и профилактических методов борьбы с бронхиальной астмой у детей, всегда следует придерживаться трех общих терапевтических принципов:• устранение аллергена, то есть его разобщение с организмом;•

Особенности диетотерапии у детей, страдающих аллергией
Диета ребенка, страдающего аллергическим заболеванием, должна отвечать следующим требованиям:• соответствовать возрастным потребностям по количеству калорий и соотношению компонентов;• содержать минимум

Особенности развития плоскостопия у детей
Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно, как вам уже известно, бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития,

Особенности лечения плоскостопия у детей
В чем принцип лечения плоскостопия у детей? Он почти не отличается от лечения плоскостопия у взрослых, просто в детском возрасте, напомним, его можно вылечить, причем, как правило, консервативными методами, без вмешательства

Особенности иммунитета у детей
Прежде всего следует проверить, соответствуют ли условия жизни ребенка, а также стиль и качество его питания необходимым нормам. Если нет, то эти недоработки необходимо исправлять. Врач поможет расписать правильное питание и расскажет,

Особенности питания детей
В организации питания ребенка необязательно придерживаться жесткого режима, но в то же время необходимо стараться приучать ребенка к определенному ритму и объему принимаемой пищи в зависимости от возраста.Не нужно заставлять ребенка есть

Особенности нарушений сна у детей
Родителей часто беспокоит плохой сон у детей. Приводя их на прием к неврологу, они подробно рассказывают о большом разнообразии нарушений сна, которые вызывают их озабоченность или даже пугают. Но не все нарушения сна у детей являются

Источник

Всем мама и папам очень хочется, чтобы их детки росли здоровыми.

Чтобы позаботиться о здоровье малышей, родители с самого первого дня жизни своих крошек сотрудничают со знающими и опытными докторами, которые внимательно следят за развитием детей, а также лечат их, если случаются болезни.

Сегодня мы узнаем с вами, что такое анамнез, для чего он нужен, какова его роль в оценке развития ребенка?

Читай также: Методики раннего развития для детей до 1 года

Что такое анамнез?

Анамнез – это набор сведений, которые получает доктор во время медицинского обследования с помощью опроса пациента или его родственников.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Анамнез – это история. Существуют разные анамнезы: анамнез жизни, анамнез болезни, семейный анамнез, аллергологический анамнез и другие. Для врача важны все эти виды анамнезов, независимо от возраста пациента».

Роль анамнеза в оценке развития ребенка

Анамнез очень важен не только для постановки диагноза в случае, если приключается какая-либо болезнь, но также и в оценке развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова рассказывает: «Знание анамнеза ребёнка до года, предполагает: изучение здоровья родителей ребёнка, как протекала беременность, роды, кормила ли мать ребёнка грудью, чем и как малыш болел до года, чем лечился, есть ли аллергические заболевания и прочее. Вся эта информация даёт врачу возможность правильно поставить диагноз и назначить лечение, проводить профилактику возможных заболеваний, давать рекомендации родителям, чтобы не допустить развития семейных болезней и т.д.».

Как уже упоминал наш эксперт, существует огромное количество разнообразных анамнезов, к тому или иному обращаются в зависимости от ситуации. Например, если у ребенка возникла аллергия, то ваш врач обязательно спросит у вас, были ли аллергии у вас, у вашего мужа, у братьев-сестер ребенка, у его бабушек и дедушек, были ли в роду у кого-нибудь тяжелые заболевания, связанные с аллергическими реакциями. Вся эта информация даст врачу почву для постановки наиболее точного диагноза и назначения максимального правильного лечения.

Читайте также:  Центр диагностики развития ребенка

В нашей статье мы рассмотрим три вида анамнезов, которые охватывают несколько сфер жизни человека и дают возможность специалистам судить о правильном или патологическом развитии ребенка. Среди прочих видов анамнезов различают биологический, социальный и генеалогический.

Анамнез: роль в оценке развития ребенка - изображение №1

Читай также: Развитие ребенка: игры и занятия для грудничка

Биологический анамнез

Каждая мамаучаствовала в сборе информации для биологического анамнеза своего будущего ребенка. Помните, когда вы становились на учет в женской консультации, вы заполняли огромную анкету, в которой указывали данные о своем здоровье, рост, вес, оперативные вмешательства, перенесенные болезни и так далее, также в эту анкету вы вносили информацию о здоровье мужа и других родственниках. Все это и не только составляет биологический анамнез. Также картину этого вида анамнеза дополняет информация о том. как прошла беременность, роды, как развивался ребенок в первые месяцы жизни, чем болел, как лечили, пил ли грудное молоко и многое другое.

Мама-форумчанка Оксана, рассказывает: «У бабушки моего мужа была шизофрения, конечно, заполняя анкету во время постановки на учет по беременности, я об этом написала. Наша девочка родилась здоровой, из-за этой моей записи, ее каждый месяц направляли на осмотр к неврологу, а в возрасте 2 лет направили даже к психиатру, потом еще до 6 лет мы несколько раз посещали невролога и психиатра. Дочка оказалась здоровой. Но психиатр нам сказал: будьте очень внимательны к ней в подростковом возрасте, если заметите что-то странное, хоть что-нибудь, быстро бегите к врачу, не ждите, когда станет совсем плохо».

Информация биологического анамнеза дает возможность врачу наиболее точно оценивать развитие малыша. Например, если вы в детстве страдали аллергиями, то врачу будет понятно, почему аллергия также возникла и у вашего ребенка. И другой пример, если мама и папа у ребенка невысокого роста, то вполне естественно, что малыш будет ниже своих сверстников, и причиной этому будет не страшное заболевание, а простая наследственность.

Социальный анамнез

Социальный анамнез представляет собой совокупность данных об образовании родителей, их месте и условиях работы, а также данные о месте и условиях жизни и другие данные, необходимые медицинскому работнику в той или иной ситуации.

Этот вид анамнеза дает возможность оценить развитие ребенка, не отрываясь от контекста жизни семьи, в которой растет малыш.

Анамнез: роль в оценке развития ребенка - изображение №2

Читай также: Развитие ребенка до года

Например, если родители ребенка музыканты, то, скорее всего, он будет часто слушать музыку, интересоваться ею, рано начнет подпевать разным композициям, малыш будет открытым, любознательным и будет склонен творчески решать поставленные перед ним задачи. А если малыш родился в неблагополучной семье, где родители не работают, злоупотребляют спиртными напитками, постоянно нецензурно выражаются и кричат друг на друга, тогда доктор сможет легко понять, почему ребенок замкнут, озлоблен, молчалив, иногда агрессивен, недоверчив. Будет абсолютно ясно, почему ребенок не интересуется традиционными детскими играми и отвергает детский коллектив, также будет понятно, почему у него возникают болезни желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

Генеалогический анамнез

Генеалогический анамнез – это сборная информация о наследственных болезнях родственников ребенка (до третьего поколения), а также о врожденных пороках малыша. Под наследственными заболеваниями в данном случае подразумевают патологии, возникающие вследствие «поломок» в генетическом аппарате любого уровня – ген, хромосома, геном.

Генеалогический анамнез – это своеобразное дерево болезней семьи, зачастую его составляет врач-генетик или семейный врач. Это очень важный вид анамнеза, так как он дает возможность достоверно определить вероятность наследственных болезней у ребенка, а также в следующих поколениях. Посетить врача-генетика и сделать генеалогический анамнез рекомендуют на этапе планирования беременности.

Анамнез – это важный инструмент, который позволяет делать точные и правильные выводы о развитии малыша, он дает возможность прогнозировать и предотвращать некоторые проблема. А также максимально эффективно бороться с возникшими отклонениями или болезнями.

Будьте здоровы!

Читай также: Активные занятия с малышом: веселые упражнения и игры

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник