Амплификация развития ребенка в образовательной деятельности

Амплификация развития ребенка в образовательной деятельности thumbnail

Наталья Аверкиева
Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО

«Амплификация – один из основных принципов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Аверкиева Наталья Васильевна.

МБДОУ № 40 г. Шахты.

В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.

Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.

В стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, а целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий — Амплификация развития.

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией — искусственным ускорением детского развития.

В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития.В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация — это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.

Читайте также:  Роль игры развитии ребенка

Из выше сказанного следует, что амплификация детского развития — это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию и возрастным особенностям малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.

Для чего же нужна амплификация?

Амплификация — это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей,поэтому она должна охватывать все образовательные области:

Социально — коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно — эстетическое развитие;

физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

Именно амплификация способствует решению следующих задач,поставленных в стандарте:

1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5. формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем.Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.

А дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Источник

20 Мая 2020

Амплификация как основной принцип дошкольного образования по ФГОС

Что такое амплификация и почему её обязательно надо учитывать при развитии детей в дошкольном возрасте.

Амплификация развития – это расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счёт максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка.

Основоположником одной из самых распространенных отечественных дошкольных психологий является А. В. Запорожец. Он сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Запорожец считал, что детская амплификация – это комплекс действий, направленных на развитие собственного потенциала ребенка. При этом он понимал, что ресурсы у малышей разной возрастной категории отличаются, а потому с ними нужно по-разному взаимодействовать. В его теории сформулирована мысль о том, что детей нельзя подгонять в их становлении, недопустимо форсировать их социализацию, взросление, умственный, эмоциональный и личностный рост.

Нужно создавать условия, способствующие гармоничному развитию маленького человека. Идеальный метод амплификации – это изучение мира через игру, а также познание окружающей среды с помощью расширения культурного кругозора ребенка, поощрения его общения со сверстниками и взрослыми.

Взрослым нужно поддерживать естественные процессы развития детей, уменьшать давление на их психику обильным потоком знаний. Популярные в образовательных учреждениях и у родителей методики раннего развития Запорожец считал непосильными и примитивными, а также и ненужными для детей.

В современном законодательстве особое значение придают развитию ребенка при помощи полноценного проживания ребёнка всех этапов детства, обогащения детского образования.

Давайте же с вами попробуем разобраться, что это значит.

Полноценное проживание всех этапов детства, а именно – младенческого, раннего и дошкольного возраста: не стоит форсировать события развития ребёнка, это может привести к различного рода стрессам и задержкам развития. Ребёнок должен полноценно окунуться в каждый возраст и прожить его максимально продуктивно. Также развивать ребёнка необходимо во всех направлениях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом.

Читайте также:  Эмоции и развитие речи ребенка

Ребенку необходимо создать такие условия, которые помогут ему самому прийти к нужным выводам и заключениям, выбрать свой путь решения той или иной проблемы. Согласно стандарта, амплификация подразумевает расширение кругозора детей, предоставление ему больших возможностей и перспектив для развития. Более того, нужно не отнимать у ребенка детство, а дать ему полноценно прожить каждый его этап, наслаждаясь всеми периодами. У ребенка каждого возраста есть свои базовые психологические потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы избежать проблем в будущем:

  • дети от рождения до года нуждаются в родительском тепле и постоянной заботе;
  • малышам постарше (1-3 года) необходимо обеспечить общение со сверстниками и организовывать им игры с простыми предметами, поощрять их подражательные действия;
  • дошкольники уже могут изучать мир посредством сюжетно-ролевых игр и доступных для их понимания занятий (изобразительное искусство во всех его проявлениях).

На каждом этапе взросления ребенку нужно предложить как можно больше вариантов для самореализации.

Амплификация развития – это своего рода антоним другому явлению – акселерации, представляющей собой искусственное воздействие на взросление человека с навязыванием ему нетипичных для него норм и навыков. Очень часто взрослые вкладывают в понятие развития своих отпрысков их скорейшее становление в обществе. Дети должны быстро обогатить свой багаж знаний и умений, при этом уделяется недостаточное внимание их личностным характеристикам.

Многие обучающие программы основаны на принципах акселерации. Они направлены на то, чтобы научить ребенка чему-либо в очень упрощенной форме, доступной для его понимания. При этом не всегда учитывается реальная готовность детей получать такие знания и вообще их целесообразность. Так, дети, имея элементарные понятия о письме, математике и основам информатики, не в состоянии решать даже элементарные задачи по самообслуживанию, они не приспособлены к жизни в обществе, не социализированы. А. В. Запорожец считал, что акселерация, упрощая интеграцию детей во «взрослую» жизнь, одновременно обедняет и упрощает багаж практических знаний и умений ребенка.

В связи с тем, что в последние годы наблюдается хаос в образовательной системе: дети идут в школу будучи морально не готовы к этому, на них возлагаются непосильные нагрузки, а система внешкольного досуга не направлена на снижение физического, эмоционального и психологического напряжения детей, разработан новый Стандарт дошкольного образования, в котором учитываются индивидуальные потребности ребёнка и возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

В Стандарте учитывается возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).

Таким образом, ФГОС разработан с учетом амплификации развития детей, что, несомненно, является основополагающим при разработке образовательной программы и для развития современных детей.

Источник

Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО

 Дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.

Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий — Амплификация развития.Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией — искусственным ускорением детского развития.

В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития. В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу старшая группа

Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификациюдетского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное)развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация — это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.

Из выше сказанного следует, что амплификация детского развития — это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию и возрастным особенностям малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.

Для чего же нужна амплификация?

Амплификация — это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому она должна охватывать все образовательные области:

Социально — коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно — эстетическое развитие;

физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в стандарте:

1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5. формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.

Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем. Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.

Источник