4 года ребенку православное воспитание

4 года ребенку православное воспитание thumbnail

Православное воспитание детей. От рождения до трех лет.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Продолжаем публиковать размышления  священника Илии Шугаева – многодетного отца, о воспитании наших подрастающих детей.

Другой важнейший период в развитии ребенка — это возраст от рождения до трех лет.

В это период ребенок формирует свои представления о мире, в том числе и о людях, о том, чем мужчина отличается от женщины. Ребенок должен сам определиться кто он по полу, чтобы потом правильно строить свое поведение. Новые исследования в психологии доказывают огромнейшее значение этого периода в формировании всей психике ребенка. То, что закладывается в этот период, будет влиять на всю жизнь человека. Обычно у человека нет воспоминаний от этого периода жизни, но это говорит только о том, что все события в жизни этого возраста ложатся глубоко в подсознание ребенка.

Например, в 70-е году в зарубежной психологии было введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается, то, что мы всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в самом раннем возрасте. Сейчас активно развиваются такие направления психологии, как перинатальная (дородовая) и перинатальная (послеродовая) психология, занимающие самыми ранними стадиями развития ребенка. Перинатальная психология позволяет тестировать беременных на психологическую готовность к материнству. Одними из первых в анкетах задаются вопросы об отношения беременной со своей матерью в раннем возрасте. Если эти отношения были не самыми лучшими психолог должен проводить психотерапевтическую работу.

В этот период развития ребенка происходит самое важное — формирование представлений о мире, ребенок познает, как устроен этот мир. Он смотрит своими широко открытыми глазами и пытается понять этот мир. Можно отметить несколько фундаментальных открытий, который должен сделать ребенок.

1. Мир состоит из своих и чужих. Первое открытие ребенка — это усвоение того факта, что мир можно разделить нас своих и чужих. Свои — это узкий круг родственников, которые окружают ребенка. Уже в четыре-пять месяцев ребенок может беспокоиться при появлении чужих людей. Особенно это видно на Крещении детей. Я всегда стараюсь советовать крестить детей самое позднее в два-три месяца. Ребеночка крестили, он испугался, но прижался к маме, почувствовал родные руки, услышал родное сердце — и все хорошо, он успокаивается. А ребенок в шесть месяцев ведет себя уже не так. Он очень многое понимает. Он видит, что его привели в незнакомое место, вокруг незнакомые люди, да еще какой-то бородатый дядька, каких он никогда не видел. И после Крещения, даже у мамы на руках он будет успокаиваться полчаса, а то и больше.

Ребенок, у которого нет узкого круга близких родственников, которые постоянно с ним, может и не провести эту грань «свой» — «чужой», а если он этого не сделает, его развитие в будущем будет идти неправильно.

Один из специалистов в области научной сексологии отмечала, что проведенные ими в 70-е годы исследования показали большую разницу между домашними и ясельными детьми. Дети из яслей, лишенные достаточной родительской ласки, уже в детском саду отличались в своем поведении от детей, до трех лет воспитывавшихся в семье. Если у ясельного ребенка в 5–6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет, поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше привязывается душей, а для первого все дети равны, он ни к кому не может привязать серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко разведется, другой же будет однолюбом.

Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его душе появится. Он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трех лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное он будет ее воспроизводить в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить свое счастье. Но сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где всегда много новых людей, где все равны, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

Научная сексология показала, что особенно уродуются души тех детей, которые в самом раннем возрасте попадают в детские дома, ибо они лишены родительской любви в этот самый важный период, а воспитатель никогда не сможет заменить родителей. В будущем эти дети крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска по проституции, по наркомании и алкоголизму.

Читайте также:  Поздравления с днем рождения ребенка родителям 4 года картинки

2. Мир состоит из мужчин и женщин. Еще одно важное открытие, которое делает ребенок — это разделение всех людей на мужчин и женщин. К этому открытию ребенок обычно подходит в возрасте шести месяцев. Именно с этого возраста дети начинают сильно тревожиться при появлении незнакомого мужчины, в то время как мало тревожатся или вовсе не волнуются при появлении незнакомой женщины. Далее в течение более чем двух лет ребенок формирует свой образ мужественности и женственности.

Образ мужского и женского поведения, сложившийся в этом раннем возрасте будет влиять на всю оставшуюся жизнь. Например, уже с 4 лет через мужские игры мальчик будет осваивать мужской тип поведения. С семи лет он станет маленьким мужчиной, и будет строить свои отношения с миром по-мужски уже без игр, а по-настоящему. Он начнет учиться, и будет впитывать именно те, знания, которые ему нужны как мужчине. С подросткового переходного юноша начнет вести себя по-мужски в общении с девушками, пытаясь в будущем построить правильно семейные отношения. И искать он будет девушку, которая соответствует его идеальным представлениям о женщине. Но всегда это будет происходить в соответствии с теми идеальными образами мужчины и женщины, который в нем возникли в самом раннем детстве.

Вроде бы это все очевидно, и зачем об этом говорить? А говорить оказывается надо, потому что сейчас грань между мужским и женским поведением все более размывается. Сейчас даже трехлетние дети при виде незнакомого человека могут ошибаться, где «дядя», где «тетя». А это уже означает, что ему трудно сформировать образ мужественности и женственности, то есть у него могут быть не ярко выраженные мужские игры в дошкольном возрасте, потом не ярко выраженное мужское поведение в подростковом возрасте. А в будущем и не вполне мужественное поведение в семье.

Например, в подростковую культуру все больше входит стиль «uni-sex», когда девчонки ходят в спортивно подтянутой одежде, в их поведении видны все больше резкие мужские манеры, а парни начинают ходить с длинными женскими прическами, да и вообще уделяют своей одежде слишком много внимания. За парней мне особенно обидно. Ведь такое женственное поведение явно говорит, что у них в раннем детстве не было перед глазами образа отца-хозяина, главы семейства, отца-работяги, который все умеет делать своими руками. В их поведении сквозит больше влияние матери, которая, конечно, хочет, чтобы ее ребенок был самый красивый и самый аккуратный, а не самый сильный и не самый сноровистый, как этого хотят отцы. Все это последствия неполных семей, когда отца либо совсем нет в семье, либо он устранился от воспитания детей.

В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью (а также бабушкой и дедушкой, если они есть), формирует свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной, как надо относиться к детям. Мне знакомы две семьи. В обоих один из супругов из неполной семьи. В одном случае жена из хорошей крепкой семьи, а муж никогда не помнил своего отца, ибо он ушел, когда ребенку был год. Муж, благодаря своей матери, которая пыталась воспитать настоящего мужчину, имел решительный и волевой характер. Казалось бы все хорошо, никакой женственности. Но первые годы семейной жизни были омрачены долгими выяснениями отношений с супругой. Она часто срывалась, ее что-то угнетало, постоянно возникала какая-то напряженность. Они оба пытались что-то сделать, выяснить от чего это, но муж не мог понять такого поведения жены, да и супруга не могла его объяснить. Отношения несколько уладились после первого ребенка, а окончательно только после второго. Лишь потом, уже оглядываясь назад, они смогли понять причину происходившего. Супруг никогда не видел правильного отношения мужчины к женщине, той заботы и ласки, которая видна только внутри семьи, и редко выносится на обозрения чужих людей. Как супруги просят друг друга о чем-то, как они благодарят друг друга, какие слова произносят, как смотрят друг на друга, как прикасаются друг к другу, — все эти мелочи были ему неизвестны. Он был компанейским парней, душой компании, и супруге, когда она была еще невестой, все это нравилось, она восхищалась будущим мужем. Но в семье, когда они оставались наедине, она ожидала увидеть то, что было и в семье ее родителей — заботу и ласку. Он заботился о ней, но все делал так, как будто она не нежное создание, а один из его друзей-приятелей, он готов был сделать для нее все, но отношения были запанибратскими, а не семейными.

В другой семье дело было, наоборот, там супруга воспитывалась матерью одна. Она была прекрасной хозяйкой и заботливой матерью, но не вполне нежной супругой. Только через пять лет семейной жизни, пройдя через обиды и упреки мужа их отношения стали нормальными.

Поведение мужчины и женщины ребенок впитывает именно в этом возрасте. Если супруги разойдутся, когда ребенку всего 4–5 лет, то тем не менее он уже успеет усвоить образец для подражания в своей будущей семье.

3. «Я мальчик, я хочу стать мужчиной» К концу этого периода, разобравшись, чем различаются мужчины и женщины, ребенок должен сам себя отнести к одному из полов. Мальчики обычно обижаются (и должны обижаться), если их называют девочками, и наоборот. Но самое главное, что ребенок должен не только определить, кто он, но должен исполниться желанием развивать в себе качества именно своего пола. Иногда это не происходит. Приведу несколько неприятный, но показательный пример, услышанный мной от одной прихожанки, которая всю свою жизнь проработала с молодежью. Однажды к ней пришел в гости один из ее бывших воспитанников, которого она не видела несколько лет. Он попросился в гости и во время разговора заявил, что он теперь в «браке» и у него есть муж. После нескольких недоуменных вопросов выяснилось, что он теперь гомосексуалист, очень доволен своим положением, и вообще он всегда хотел быть женщиной. Откуда в этом молодом человеке начались столь загадочные перемены? Оказывается, его мама всегда хотела девочку, но родился мальчик. Настрой на девочку еще долго держался в матери. Она часто наряжала сына в девчачьи наряды, почти всегда называла его «лапочкой», восхищалась, как он хорошо моет посуду, короче говоря, всячески поощряла любое проявление женственности. Сын только радовал мать, он всегда был послушным, исполнительным, старательным, — настоящая «лапочка». Он осознал себя мальчиком, но стремления к мужскому образу жизни у него не возникло, он развивал свою душу в другом направлении.

Читайте также:  Футбол ребенок 4 года пермь

Приведенный случай, конечно, редкость, и является примером того, как родители сами незаметно для себя могут испортить ребенка. Обычно происходит несколько по-другому. Например, в семье ребенка часто ругают, он постоянно слышит: «Ах, какой нехороший мальчик, ведешь себя как девчонка!», или «Эх, плакса, что нюни распустил, как девочка!» И ребенку уже как-то не радостно оттого, что он мальчик, и желание изображать из себя мужчину пропадает. А это плохо, потому что на следующем этапе он не будет развивать в себе столь необходимых ему качеств.

Отсюда следует важный вывод о том, что переоценить значение этого возраста трудно. Именно здесь формируются представления ребенка об отличительных свойствах мужчин и женщин. На основании этих представлений ребенок будет в будущем строить свое поведение. Большинство будущих проблем уходят своими корнями в этот период.

<< Воспитание детей. Вступление

Воспитание детей

Православное воспитание детей. От рождения до трех лет.

Источник

Объ­яс­нить что-то ребенку дошколь­ного воз­раста не так сложно как кажется. Тяже­лее самому посту­пать так же. Мама и папа должны мно­гое знать. Дети любят зада­вать вопросы. Хорошо, если роди­тели водят детей в вос­крес­ные школы при хра­мах. Еще лучше, если мама или папа помо­гают там с дру­гими малышами.

Приоритет семьи

Для каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина семья должна быть пре­выше всего. Ни работа, ни дру­зья, ни какие-либо увле­че­ния не должны быть важ­нее детей. Все прой­дет. Оста­нется только семья.

Детей дошколь­ного воз­раста можно вос­пи­ты­вать только лич­ным при­ме­ром. Бес­по­лезно гово­рить, что курить плохо. Мама и папа сами должны обхо­диться без сигарет.

Очень хорошо, если у роди­те­лей есть хобби. Для маль­чика походы с отцом на рыбалку или в тури­сти­че­ские походы не прой­дут бес­следно. Мама, научив­шая дочь шить, ста­нет ей еще ближе и роднее.

Сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, заня­тия, поездки свя­зы­вают людей. Здесь воз­ни­кают не про­сто род­ствен­ные связи, но и дру­же­ские. Взрос­лые дети с удо­воль­ствием про­дол­жают зани­маться тем, чему их научили родители.

Ино­гда они забы­вают дру­зей дет­ства, но спо­собны запом­нить спек­такль, на кото­рый ходили с мамой и папой. Как был строг и тор­же­стве­нен папа, как кра­сива мама. И как малыш гор­дился тем, что идет за ручку с такими роди­те­лями. Самыми луч­шими на свете!

Божий промысел и предназначение

Задача роди­те­лей – помочь ребенку опре­де­лить его путь в этой жизни. Вос­пи­та­ние не огра­ни­чи­ва­ется обу­че­нием нау­кам и осно­вам Хри­сти­ан­ства. Можно дер­жать ребенка в стро­го­сти, раз­ви­вать его ум и заста­вить делать так, как хотят роди­тели. Ответьте на вопросы:

  • Это ли Божий промысел?
  • Хочет ли Гос­подь, чтобы ребе­нок помимо своей воли посту­пил в духов­ную семинарию?
  • Ста­нет ли он потом хоро­шим священником?
  • Будет ли счастлив?

Наблю­дайте за своим чадом, направ­ляйте, но не застав­ляйте. Если у чело­века нет спо­соб­но­стей к рисо­ва­нию, можно научить. Но кар­тины такого худож­ника не при­не­сут в мир ничего. От них не будет радо­сти. В резуль­тате жизнь ребенка будет пока­ле­чена, роди­тели в нем разочаруются.

Проще было в ран­нем дет­стве уви­деть, что малыш тянется к живот­ным, бин­тует им лапки и дает микс­туру. Богом было пред­на­зна­чено этому чело­вечку стать вете­ри­на­ром, спа­сать Его творения.

Да. Ино­гда нужно застав­лять. Дети, как и взрос­лые, склонны к лено­сти. При­учайте к труду и после­до­ва­тель­но­сти заня­тий с дет­ства. Но не наста­и­вайте, если видите, что у малыша не полу­ча­ется. Попро­буйте пред­ло­жить ребенку что-то еще.

Вера в людей

Детей любого воз­раста нельзя обма­ны­вать. Если обе­щали поиг­рать после ужина, поиг­райте. И так каж­дый раз. Выпол­няйте свои обе­ща­ния, чтобы можно было про­сить ребенка выпол­нять его обеты.

Не уве­рены, что смо­жете сде­лать что-то, — ска­жите, что поста­ра­е­тесь. Не полу­чи­лось – сде­лайте это в дру­гой раз.

Ребе­нок дошколь­ного воз­раста дол­жен уметь дове­рять людям. Но задача роди­те­лей – научить отли­чать добро от зла. Малышу дошколь­ного воз­раста нужно разъ­яс­нить, что есть свои и чужие. К посто­рон­ним под­хо­дить нельзя. Своим, зна­ко­мым, дру­зьям и род­ствен­ни­кам, можно верить.

Детей дошколь­ного воз­раста при­дется при­учить к сми­ре­нию. Оши­биться в чело­веке легко. Про­стить и понять трудно. Малышу нужно объ­яс­нить, что люди могут солгать и пре­дать. Насто­я­щий хри­сти­а­нин вос­при­мет это как испы­та­ние, но не будет дер­жать зла на обидчика.

Читайте также:  Поздравления с днем рождения для ребенка мальчика 4 года

Только в дове­рии к людям, можно вырас­тить доб­рого христианина.

Любовь Господа нашего

Малыш дол­жен знать, что Бог любит все свои тво­ре­ния. Он доб­рый и муд­рый. Детей дошколь­ного воз­раста необ­хо­димо при­учить к тому, что все их поступки Бог оце­ни­вает и видит.

Да, Он и пло­хих детей любит. Бог верит, что они ста­нут лучше. Только зачем рас­стра­и­вать Его? Будь хоро­шим сей­час. А если сде­лал что-то дур­ное, покайся, рас­скажи роди­те­лям. Они, как и Бог, тебя любят и простят.

Посещение храма

Пра­во­сла­вие не есть только посе­ще­ние церкви. Нельзя про­сто отправ­лять детей с няней или кем-то из род­ствен­ни­ков на вос­крес­ную службу или в вос­крес­ную школу. Нужно отве­сти малы­шей самому и так пока­зать, что это пра­вильно. Если роди­тели в выход­ной день пред­по­чи­тают отды­хать – это пло­хой пример.

Тяжело тре­бо­вать от малень­ких смир­ного пове­де­ния во время службы. Тяжело сто­ять с ними в церкви. Тер­пите! Тихонько рас­ска­зы­вайте о том, что про­ис­хо­дит, об ико­нах, о Свя­тых делах. Дайте подер­жать и поста­вить свечу.

Помните: истин­ные хри­сти­ане нико­гда не сде­лают заме­ча­ние, если устав­шие дети будут шалить. Пра­во­слав­ные либо по-доб­рому помо­гут роди­те­лям, либо будут смот­реть на это с уми­ле­нием. Дети в церкви – это прекрасно.

Соблюдение постов

Детей любого воз­раста осво­бож­дают от обя­зан­но­сти соблю­дать пост. Рас­ту­щему орга­низму необ­хо­димо сба­лан­си­ро­ван­ное пита­ние. Пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние в дан­ном слу­чае может заклю­чаться в огра­ни­че­нии малыша в сла­до­стях. Очень хорошо, если ребе­нок смо­жет сде­лать это сознательно.

Детей дошколь­ного воз­раста нужно при­учать к само­огра­ни­че­нию. Не только ради Гос­пода. Малыш дол­жен уметь отка­заться от чего-то ради Чело­века. Не обя­за­тельно папы, мамы или бра­тьев и сестер. Хри­сти­а­нин дол­жен уметь жерт­во­вать и помо­гать. И учить этому нужно с ран­него детства.

Супружеские отношения

Есть мама и папа. Их дети видят, как они отно­сятся друг к другу. Модель роди­тель­ской семьи будет вос­со­здана вырос­шими детьми.

Взрос­лые должны ува­жать и помо­гать друг другу. Вза­им­ная под­держка, осо­бенно в тяже­лые для семьи вре­мена, очень важна. Малыши должны видеть, что мама уха­жи­вает за папой, а папа за мамой. Дети осо­бенно остро чув­ствуют любую фальшь, поэтому отно­ше­ния супру­гов должны быть искрен­ними. В про­тив­ном слу­чае, наверно, и созда­вать семью нет смысла.

Нельзя ссо­риться в при­сут­ствии детей любого воз­раста, а дошколь­ного тем более. Крик пугает малы­шей. Ребе­нок тонко чув­ствует отно­ше­ния взрос­лых между собой.

Уни­же­ние матери отцом поро­дит неува­же­ние матери детьми. Как объ­яс­нить малышу, что папа может про­яв­лять неува­же­ние к своей жене, ребе­нок нет? Как сохра­нить авто­ри­тет мамы как роди­теля и вос­пи­та­теля без долж­ной под­держки отца?

Помните, что основа счаст­ли­вой семьи – любовь роди­те­лей друг к другу и детям.

Воспитание и наказание детей

Дети должны слу­шаться роди­те­лей. В тео­рии. На прак­тике все совер­шено не так. Малыши шалят. Ино­гда про­сто ради забавы. Ино­гда про­ве­ряют соб­ствен­ную власть над роди­те­лями. В послед­нем слу­чае нужно быть осо­бенно настой­чи­вым и разум­ным. Малей­шую сла­бину дети рас­це­ни­вают как слабость.

Всем известно, что физи­че­ское нака­за­ние совер­шенно недо­пу­стимо. Избе­жать при­ме­не­ния мето­дов, за кото­рые потом будет стыдно, можно только успокоившись.

Ребе­нок что-то натво­рил и заслу­жил нака­за­ние? Вдох, выдох и… отступ­ле­ние. Пере­ждите пер­вый при­лив гнева. Пору­гайте детей про себя. Выпейте ста­кан воды. Вдох, выдох. Про­ду­майте обид­ное, но не уни­зи­тель­ное наказание.

Нельзя нака­зы­вать тем, что вме­ня­ется в обя­зан­но­сти или исполь­зу­ется как спо­соб вос­пи­та­ния опре­де­лен­ных качеств. Помощь по дому – про­сто ува­жи­тель­ное отно­ше­ние детей к роди­те­лям. Уха­жи­вать за кем-то из близ­ких – зна­чит пока­зать свою любовь. Не иначе! В про­тив­ном слу­чае будет выра­бо­тано отвра­ще­ние к выпол­не­нию просьб взрослых.

Чув­ству­ете, что спо­собны адек­ватно раз­го­ва­ри­вать с винов­ным – идите, нет – повто­рите все сна­чала. Пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние это, прежде всего, тер­пе­ние и все­про­ще­ние. Пого­во­рите с малы­шом о том, как плох его посту­пок и почему. Не сам ребе­нок, а именно совер­шен­ное им. Ска­жите, что рас­стро­ены, и что Бог не пони­мает, как такой чудес­ный малыш мог так посту­пить. Поз­вольте ребенку рас­ка­яться и при­мите его огор­че­ние по поводу проступка.

Запре­тить сла­до­сти, про­смотр муль­ти­ков или про­гулки – более чем серьез­ное нака­за­ние для детей дошколь­ного возраста.

Запреты

Вос­пи­та­ние – слож­ный про­цесс. Будьте после­до­ва­тельны и настой­чивы. Если что-то запре­щено, то это навсе­гда. Кон­феты можно есть только по празд­ни­кам? Так будет все­гда. За осо­бые успехи можно уго­стить сла­до­стями. Это семей­ный празд­ник! Все члены семьи искренне раду­ются дости­же­ниям друг друга и могут устро­ить празд­нич­ный ужин. Но это не явля­ется исключением.

Роди­тели должны под­дер­жи­вать реше­ния друг друга. Ситу­а­ция, когда ребе­нок пошел про­сить к папе то, что запре­тила мама, недо­пу­стима. Малыш быстро научится лави­ро­вать между роди­тель­скими запре­тами. Он будет про­сто мани­пу­ли­ро­вать взрослыми.

Вос­пи­та­ние детей – еди­ная поли­тика мамы и папы. Если один из роди­те­лей запре­тил что-то, вто­рой может обра­титься к супругу с прось­бой отме­нить реше­ние, при­ведя вес­кие доводы. Пра­во­слав­ные роди­тели нико­гда не пой­дут на отмену запрета без согла­со­ва­ния с супругом.

Вос­пи­та­ние малыша начи­на­ется в самом ран­нем воз­расте. Мало про­чи­тать книги по вос­пи­та­нию, цити­ро­вать Биб­лию или Жития свя­тых. Пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние невоз­можно без еже­днев­ного самосовершенствования.

Роди­тели сами должны вести себя как хри­сти­ане. Нужно быть доб­рым к людям, тру­до­лю­би­вым и набож­ным. И помните, что роди­тель­ская любовь и ласка рас­то­пят сердце даже самого строп­ти­вого малыша.

Неле­гок роди­тель­ский крест. Вос­пи­та­ние детей дошколь­ного воз­раста тре­бует много тер­пе­ния. Гос­подь не посы­лает испы­та­ний тяже­лее, чем чело­век спо­со­бен вынести.

А самое глав­ное, это то, что Он ода­рил Вас детьми. Это чудо, кото­рое не каж­дому дано. Бере­гите его! Вос­пи­ты­вайте в луч­ших хри­сти­ан­ских тра­ди­циях и Вы ста­нете заме­ча­тель­ными роди­те­лями. Ваши уси­лия оку­пятся сторицей!

https://rebenokzdorov.com

Источник