Звуковое развитие у ребенка
Звуковой ребенок часто бывает задумчив и в целом «самодостаточен»: не требует много внимания, может часами играть в одиночестве, от шумных игр быстро устает. Такой малыш может спрятаться в шкаф или темную кладовку и сидеть там тихо-тихо, даже заснуть, пока его ищут. Впрочем, он прячется не для того, чтобы его искали…
42
84656
15 Января 2011 в 21:31
Автор публикации:
Марина Мурина, архитектор
Евгения Алексеева, студентка медицинского факультета
Инна Сушко, бизнес-консультант
В детстве ребенок со звуковым вектором может проявлять себя по-разному. Он может быть молчаливым, любящим тишину, как будто погруженным в свои мысли, долго не начинать говорить. А может, наоборот, заговорить первым среди сверстников и сразу общаться по-взрослому, быстро запоминая новые слова. Точный векторальный набор ребенка легче определить, когда он станет немного постарше.
Звуковой ребенок часто бывает задумчив и в целом «самодостаточен»: не требует много внимания, может часами играть в одиночестве, от шумных игр быстро устает. Такой малыш может спрятаться в шкаф или темную кладовку и сидеть там тихо-тихо, даже заснуть, пока его ищут. Впрочем, он прячется не для того, чтобы его искали, а чтобы побыть в тишине и подумать. Думать — это вообще его любимое занятие с самого детства.
Удивляет серьезным, «недетским» взглядом. Ты к нему «ути-пути», а он так на тебя посмотрит, что чувствуешь себя полным идиотом!
С раннего детства начинает задавать вопросы о смысле жизни и бесконечности: «А зачем мы живем? Почему вода мокрая? А что было, когда нас не было?»
«А если все умрут, то кто тогда будет покупать все эти продукты?» — волнуется в продуктовом магазине маленькая кожная звуковичка.
С вечера не уложить, с утра не разбудить — то, что в народе называют «сова». Ему всегда очень тяжело вставать в садик или школу, на первых уроках он буквально спит или ведет себя как сомнамбула.
«А? Что? Я? Это Вы мне?» — его типичная реакция на вопрос учителя. Но! Он вовсе не заторможен, как могут подумать некоторые окружающие. Просто ему нужно время, чтобы «выйти» из себя, вернуться во внешний мир и ответить на ваши «глупые» вопросы.
Все дети как дети — на переменах бегают, играют, но только не погруженный в себя звуковик. Он чудаковат, малообщителен, относительно бойких и шумных сверстников малоподвижен. Вплоть до того, что его называют «не от мира сего», хотя при наличии у ребенка и других верхних векторов, помимо звукового, эта отстраненность необязательно будет столь очевидна.
Много читают. Мальчики в детстве читают фантастику, а девочки чаще увлекаются поэзией. Но может быть и наоборот. Потом переходят на философию, астрономию. Любят музыку, самую разную, имеют тонкий музыкальный слух.
Их завораживают луна и звезды. Могут интересоваться социальными утопиями и идеями социальных преобразований, а также астрологией, хиромантией и эзотерикой. Ночами напролет сидят в интернете. Звуковые дети с ранних лет чувствуют себя в интернете как дома, маленький звуковичок часто помогает маме устанавливать разные компьютерные программы. Некоторые из них в будущем становятся программистами.
С возрастом к нему может приходить и некоторое высокомерие: в силу того, что он не находит среди окружающих «равных по уму», ему кажется, что он умнее.
Похоже на вашего? В таком случае на вас лежит самая большая ответственность за его воспитание и развитие. Ведь в вашем ребенке природой заложен огромный потенциал!
Гении всех времен и народов, начиная от основателей древнейших мировых религий до самых лучших умов человечества наших дней, включая великих философов, ученых, музыкантов, поэтов, писателей, математиков, физиков, создающие особые произведения искусства, делающие величайшие открытия и совершающие колоссальные прорывы в науке, — в большинстве своем носители хорошо развитого и реализованного звукового вектора.
Как же воспитывать будущего гения?
Рекомендации родителям по воспитанию детей со звуковым вектором следующие. В первую очередь постарайтесь не навредить. Уважайте потребность звуковичка время от времени побыть одному в состоянии сосредоточенности, погружения внутрь себя — для него это жизненно важная необходимость. Помните, ни в коем случае нельзя выдергивать его из этого состояния резкими звуками, шумом. Не отвлекайте его каждые пять минут своими вопросами, поручениями, указаниями.
В то же время важно не дать ребенку замкнуться в себе, а мягко и ненавязчиво научить его устанавливать контакт с внешним миром. Ведь именно звуковики имеют самые серьезные проблемы в общении, вплоть до аутизма. И здесь не помогут обычные знания по психологии общения.
КРИК ПРОТИВОПОКАЗАН! Ни в коем случае нельзя повышать голос на такого ребенка, раздражать его шумом, орать при нем друг на друга. Вообще лучше всего сделать ему звуконепроницаемую комнату. Также стоит избегать скрипящих дверей, громкого звона посуды.
Крики для звуковика — это самое страшное, что только можно придумать. При стрессе у него вначале нарушаются нейронные связи, ответственные за обучение, — это своего рода защита от постоянного давления криком. Ребенок просто перестает различать эти звуки и, как результат, перестает быть обучаемым через ухо, полностью уходит в себя, что может послужить началом психических нарушений.
Более того, направленные на него негативные эмоции воздействуют на его психическое здоровье не менее разрушительно, чем крики и скандалы. Некоторые cлова, сказанные даже шепотом, могут навсегда оставить его в неврозе. «Идиот! Тормоз! Зачем только я тебя родила!» — шипит ему в ухо мать, которую, очевидно, раздражает отрешенность ребенка. Она не осознает, что калечит его на всю жизнь.
Ни аутистами, ни шизофрениками не рождаются — ими становятся звуковики благодаря «усилиям» и непониманию родителей и общества в лице воспитателей и учителей.
Часто учителя и родители обеспокоены, нормально ли развивается звуковой ребенок. Делают они это, не подозревая о его врожденных способностях и особенностях, не зная, что имеют дело со звуковиком, а сравнивая его со всеми остальными детьми.
Если учительница младших классов видит, как такой ребенок на переменке тихо сидит в уголочке, в то время как остальные дети бегают и шумят, ей это кажется странным, и она делает вывод, что тот, скорее всего, отстал в умственном развитии. На уроке она задает вопрос и даже не подозревает, что звуковик первым находит на него ответ. А задержка ответа происходит исключительно за счет того, что ему требуется время выйти «наружу».
Чем старше звуковики становятся, тем больше в них может «угасать» детская непосредственность, тем больше они склонны к одиночеству. К переходному возрасту уже могут начаться «необоснованные» депрессии. Последнее — это очень плохой знак, читайте об этом в темах «депрессия», «самоубийство».
Звуковой ребенок очень тонко воспринимает слово, звук, смысл. Когда вы имеете дело со столь тонким и хрупким инструментом, как психика маленького звуковичка, цена ошибки возрастает многократно. Вместо физика-теоретика, астронома, лингвиста, музыканта, поэта или филолога можно вырастить аутиста, наркомана, сектанта-фанатика, самоубийцу или шизофреника. Это очень легко сделать — всего несколько неверных шагов отделяют вершину от пропасти. Здесь нет мелочей, нужны точные знания и понимание причинно-следственных связей.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана это понимание сформируется в полном объеме, вы получите не просто общие рекомендации по воспитанию. Вы сможете буквально заглянуть в сложнейший, загадочный внутренний мир своего малыша и научитесь понимать его, как никто другой. Следует также помнить, что звуковой ребенок не может быть без нижних векторов, а среднее количество векторов в человеке три-четыре. Важно полное, комплексное развитие всех векторов ребенка!
Вы не будете терять драгоценное время, обучая звуковика академическому рисунку или боксу, а сразу отведете его, например, в кружок юных физиков, программистов, поэтов или в музыкальную школу.
Все эти рекомендации тренинг позволяет не просто принять во внимание, но прочувствовать, насколько они важны для полноценного развития звукового ребенка, тогда вам легко будет их выполнять.
Вы будете воспитывать и развивать ребенка не методом тыка, а целенаправленно и творчески. Ведь лучшее, что родители могут сделать для своих детей, — это обеспечить им здоровое умственное и психическое развитие для будущей реализации во взрослой жизни.
Корректор: Наталья Коновалова
Автор публикации:
Марина Мурина, архитектор
Евгения Алексеева, студентка медицинского факультета
Инна Сушко, бизнес-консультант
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по
психологии. Уже идут 42385
человек
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии
 
Даты лекций будут
скоро назначены
Комментарии 42
Источник
Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.
Как звучит слово
Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.
В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.
Проводить эти занятия можно таким образом.
1. Взрослый говорит:
— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово словно гром.
Скажи потише: «шесть мышат»,
И сразу мышки зашуршат.
Скажи: «кукушка на суку»,
Тебе послышится «ку-ку».
Затем взрослый продолжает:
— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.
2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).
— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.
— А это кто? (на картинке нарисован медведь).
— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.
— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…
3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.
— Шина…
— Машина.
— Ванна…
— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…
— Палка.
— Свечка…
— Печка.
— Кузнец…
— Молодец.
4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?
— Книга – сом.
— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…
— Жук — хлеб.
5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…
— Оля.
— Юра…
— Шура.
6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?
— Зайка-побегайка.
— Хорошо звучит: зайка-побегайка.
Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…
7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!
— Паучок!
— Елки!
— Иголки!
— Петрушка!
— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!
8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!
— Паучок!
— Лесок!
— Песок!
— Лужок!
— Промок!
9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?
— Шапка.
— Хорошо, продолжаем: мак…
— Топор!
Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).
С ребенком можно провести такие занятия.
1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?
2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…
Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.
3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.
4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…
Затем взрослый меняется ролями с ребенком.
5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.
— Котенок.
— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?
— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…
6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?
— Рак, лак, мак, бак, так, как …
— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.
— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…
— Все правильно. А к слову стол?
— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…
— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.
7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?
— Цыпленок, жеребенок, козленок…
Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:
1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:
— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.
— Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.
— Назови слова, похожие по звучанию.
— Галка-палка, шина-машина.
Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?
— Пышка-шишка.
К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).
— Какие слова звучат так же, как слово галка?
— Палка, скакалка.
— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.
— Шина, палка.
— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?
2. Осознание слоговой стороны слова:
— Произнеси слово галка по частям.
— Гал-ка.
— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.
— Пал.
— Назови вторую.
— Ка.
— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?
— Ка.
— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?
— Палочка.
— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»
— Пти-ца, птич-ка.
— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»
— Чер-на-я, боль-ша-я.
— А шина какая?
— Кру-гла-я.
Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».
Источник: «Семья и школа», 1977 год
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.
Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат.
Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.
Какими бывают нарушения фонематического слуха?
Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.
В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?
Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.
В письменной речи возможны следующие ошибки::
- замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
- пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
- перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
- недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].
Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.
Игры для развития фонематического слуха
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Заколдованное слово»
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.
23.04.2020
Подготовила Tonje
Обсуждение на форуме («связанная» тема)
Лёля
(26/04/2015)
Цитата: |
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.). В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение. Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.). Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся: Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова». Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной. |
ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ https://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi
Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим «вдруг». Кубики и склады нужно изучать в игре.
Хочет считать — пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: «раз — это БЫ, два — это ДУ, три — это ЛЮ» и т.д.
Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.
Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно.
Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова — их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать.
Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит «что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики… »
Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа «хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное» и называю ему разные предметы.
KR*OKSA, спасибо за совет!
Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы… даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.
Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то — сколько гласных и сколько согласных.
Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.
Потом следует знакомить с ударением.
Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.
И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки — учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.
Цитата: |
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. |
Действительно, очень «хитрая» методика, без пол-литра не разобраться!
Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.
Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики — можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.
Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).
Что касается возраста — уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.
Про кубики Зайцева думала неоднократно.
Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня «отговорила», объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести.
По Зайцеву не пробовали заниматься?
Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.
Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача «сложить буквы в слог». Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы («пишет» по таблице указкой). Конечно, «пишет» так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.
что-то меня тоже возраст ребенка смущает… Рано еще..
А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, пото