Нормальное развитие ребенка это

Нормальное развитие ребенка это thumbnail

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Читайте также:  Особенности социальной ситуации развития современного ребенка

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.
Читайте также:  Четыре месяцев ребенку развитие и питание вес и рост

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

Нормальное развитие ребенка это

Наблюдение за развитием ребенка – это не только регулярный контроль его роста и веса. Есть множество других аспектов развития, которые требуют пристального внимания родителей.

Этапы развития ребенка и признаки задержек в развитии

Наблюдение за развитием ребенка – это не только регулярный контроль его роста и веса. Есть множество других этапов развития, которые требуют внимания.

Педиатр Мишель Бейли, медицинский директор Duke Health Center в Саутпойнте, говорит, что вы можете обнаружить признаки моторных и языковых навыков в самые первые месяцы жизни вашего малыша.

«Младенцы начинают издавать звуки уже в первый месяц жизни», — говорит Бейли. – «В 3 месяца они уже должны уметь держать головку, лежа на животике. К 4 месяцам они лопочут в ответ на вашу речь и визжат от смеха».

ЧИТАЙ ТАКЖЕ — Клиника предлагает спектр услуг

По словам Бейли, родителям полезно наблюдать за этими ранними этапами развития, наряду с более очевидными первыми достижениями ребенка, такими, как умение ходить и говорить. Но будьте осторожны, сравнивая вашего ребенка с ровесниками или старшими братьями и сестрами. «Помните, что каждый ребенок – уникален», — советует Бейли. – «Все дети развиваются по-разному. Например, некоторые начинают ходить довольно рано — в 9 месяцев, а другие довольно поздно – в 14».

Определение задержек развития

Итак, каково различие между ребенком, который делает все немного медленнее, чем следует в его возрасте и тем, у кого истинная задержка в развитии? По мнению Марата Зельтсмана, Детский Госпиталь Joe DiMaggio, задержка в развитии – это когда ребенок заметно отстает от норм, принятых в данном возрасте. Даже притом, что у каждого младенца есть свой собственный темп развития, «в определенном возрасте каждый ребенок должен справиться с определенными задачами». Эти задачи разделены на 5 главных категорий:

  • Крупная моторика, например, ползание и ходьба
  • Мелкая моторика, например, складывание кубиков и раскрашивание
  • Языковые навыки, включая речь и понимание
  • Интеллектуальные навыки
  • Социальные навыки

Вашему вниманию предлагается примерный график этапов развития в вышеупомянутых областях, составленный с использованием данных Центра Контроля Заболеваний и Американской Академии Педиатрии. Помните, ребенок может отклониться от этого графика и все же иметь развитие в пределах нормы, но лучше обсудить все, что вас беспокоит, с вашим педиатром.

График этапов развития ребенка

2 месяца: Малыш улыбается, когда слышит ваш голос

3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям

4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки

6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую

Читайте также:  Роль родителей в социальном развитии ребенка

7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы

9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает

12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям

18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов

2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»

3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме

4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде

5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше

Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии

Если Ваш ребенок не соответствует данному графику, не стоит паниковать. «Чаще всего это незначительные проблемы», — говорит Бейли. «Иногда родители просто не дают детям возможности развиваться, сами того не осознавая. Например, если ребенок не может самостоятельно сидеть, причиной этому может быть то, что родители его все время поддерживают, вместо того, чтобы дать ему возможность самому играть на полу».

Другой распространенной причиной проблемы являются преждевременные роды. «Недоношенные дети обычно имеют менее развитые и слабые мышцы», — говорит Бейли, и это может вызвать задержку в развитии моторики, которая обычно проходит со временем.

Когда дети отстают в речевом развитии и понимании речи, рассказывает Зельтсмен, скорее всего, это происходит из-за потери слуха, возникшей из-за частых ушных инфекций. Менее распространенная причина – это аутизм, особенно если ребенок имеет проблемы в общении. Дети, в семьях которых говорят более, чем на одном языке, также могут иметь задержки речевого развития, но обычно они догоняют сверстников к двум годам.

Другие причины существенных отклонений в развитии – это генетические нарушения, например, синдром Дауна, а также отклонения в развитии, такие как церебральный паралич или задержка умственного развития. В некоторых случаях, причина отклонений так и остается неизвестной.

Ранняя диагностика и развивающая терапия – это ключ к проблеме

В США у 2 % детей есть серьезная задержка в умственном развитии, и у множества других наблюдаются умеренные задержки в развитии речи и моторики. И все же меньше чем у половины детей эти нарушения выявлены лишь перед началом учебы в школе.

Это должно измениться, говорит Мэршелин Иерджин-Оллсопп, медицинский директор Национального Центра Исследования врожденных дефектов и отклонений в развитии. Проведенные исследования сообщают, что дети, у которых рано диагностировали задержки в развитии и стали проводить с ними развивающую терапию, добиваются большего успеха в преодолении болезни, чем те, у кого их обнаружили слишком поздно.

Какие есть виды развивающей терапии?

  • Физическая терапия для развития крупной моторики
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Исследование слуха и терапия по развитию речи
  • Специальные дошкольные программы для детей с аутизмом

«Ранняя развивающая терапия не только помогает ребенку научиться выполнять различные необходимые действия, а также улучшает и отношения между родителем и ребенком, и понимание родителями сложившейся ситуации», — говорит Иерджин-Оллсопп. – «В целом, терапия приносит огромную пользу как ребенку, так и обществу в целом, так как у прошедшего ее ребенка больше шансов хорошо учиться в школе и избежать проблем с законом».

Речевые отклонения являются особой угрозой академическому развитию ребенка. «Если дети имеют существенные задержки в речевом развитии в 2 года, можно предположить какие проблемы ждут его в дальнейшем», — рассказывает Бейли. Но когда стоит принимать меры? «Даже если в 12 месяцев ваш ребенок ваш ребенок ведет себя неестественно тихо, не лопочет и не реагирует на ваш голос, отведите его к специалисту».

Государство предоставляет возможность бесплатной диагностики и развивающей терапии для всех детей с задержкой развития.

Что могут сделать родители?

Эксперты, с которыми мы говорили, рекомендуют следующее:

Крупная моторика

  • После пробуждения кладите младенца на животик (для развития мышц шеи и спины)
  • Создайте дома безопасную атмосферу и позволяйте младенцу находиться на полу и исследовать окружающее
  • Дайте детям постарше возможность находиться на улице, где они могут бегать и прыгать

Мелкая моторика

  • Давайте детям игрушки, сделанные из различных материалов, чтобы младенцы захотели исследовать их пальцами
  • Обеспечьте соответствующие возрасту развивающие игры: головоломки, кубики, бумагу, и мелки
  • Поощряйте малышей постарше учиться есть самостоятельно

Речевые навыки

  • Включайте новорожденным музыку, чтобы стимулировать слух
  • Разговаривайте со своим ребенком
  • Читайте своему ребенку
  • Называйте предметы, показывая их на картинках в книге

Социальное взаимодействие

  • Улыбайтесь и смейтесь вместе с вашим малышом
  • Ограничьте просмотр телевизора и больше играйте с вашим ребенком

«Социальное взаимодействие гораздо важнее, чем мы предполагали в прошлом», — говорит Иерджин-Оллсопп. – «Не оставляйте детей в одиночестве. Ежедневные занятия с ребенком очень важны для него».

Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.

Источник