Звукопроизношение ребенка в 4 года норма

Звукопроизношение ребенка в 4 года норма thumbnail

Возрастные нормы звукопроизношения

Возрастные нормы звукопроизношения

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в России имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Возраст

Этапы развития речи

1 – 2 месяца

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».

2 месяца

Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо».

3 месяца

Начинает издавать звуки, подобные звуку [ф], [с], [в].

3 – 6 месяцев

Протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы». Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

7 – 12 месяцев

Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук [а], из согласных в основном звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

12 месяцев

Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

1 – 2 года

Дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.  Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р’], [р].
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

 К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

Активный словарь к 2-м годам составляет 300 —  400 слов. 

2 – 3 года

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

3 – 4 года

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

Активный словарь — 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к «устройству» речи. Он начинает создавать новые слова: «копатка» (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов («Почему слона зовут слоном?»). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи. 

4 – 5 лет

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь — 3000 слов.

5 – 6 лет

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

7 – 17 лет

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

Читайте также:  Пульмикорт для ингаляций дозировка для ребенка 4 года

На развитие речи ребенка влияют основных три фактора:

* Развитие мелкой моторики руки;

* Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

* Общение. Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте как можно больше художественной литературы.

Возрастные нормы звукопроизношения

Андреевских М. В., учитель логопед

Источник

Виктория Демидова
Речевые нормы детей 4–5 лет

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

Читайте также:  Ребенок 4 года частое мочеиспускание

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому,что в речи нередко встречаются ошибки:

• нарушается структура предложений;

• встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

• неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормойи могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

• неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.Возможными причинами такого отставания могут быть:

Читайте также:  Куда сводить ребенка 4 года в ростове на дону

• проблемы в области неврологии;

• нарушения интеллекта, умственная отсталость;

• перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;

• проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);

• социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детейс неразборчивой речью характерны такие нарушения:

• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

• не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;

• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

•в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова,предлагают такие задания:

• образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья,

• предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т. д.);

• сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение,начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу, слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до, из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков,можно делать специальную гимнастику:

• поиграть с язычком в прятки,

• сделать его узким и широким,

• постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Источник