Зун ребенка в 4 года
Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом, что должен уметь и знать мой малыш, чтобы развиваться гармонично, не отставать от сверстников и не испытывать затруднений в будущем, при поступлении в школу. Особенно когда ставится в пример ребенок, который в 4 года самостоятельно читает книги и играет на скрипке.
Критерии требований к развитию дошкольников различны. С одной стороны, детские психологи настоятельно советуют не отнимать у малышей детство. Наполнить его забавами, прогулками, играми, творчеством. Регулярные обучающие занятия рекомендуется начинать с пяти лет.
С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.
Есть ли обязательный стандарт?
Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.
Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.
Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыша интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.
Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.
Постарайтесь, чтобы развивашки не ограничивали естественных познавательных стремлений подрастающего ребенка и не равнялась с программой в школе. Если малышу в первом классе будет скучно на уроке, это убьет интерес к учебе и дальше начнутся проблемы с успеваемостью.
Мышление, память и внимание
В 4 года ребенок обычно уже ходит в детский сад либо начинает обучение в развивающей школе. С этого момента нужно готовить малыша к самостоятельности в поступках и решениях.
Мышление, внимание и память четырехлетки:
- малыш должен хорошо ориентироваться в привычном ему пространстве, знать дорогу домой по ранее пройденному маршруту;
- может концентрировать свое внимание в течение 7 минут, не отвлекаясь на посторонние дела;
- помнит свое полное ФИО, имена родителей и адрес;
- запоминает события, которые произошли с ним в ближайшее время, может пересказать наиболее запоминающиеся моменты;
- работая с картинками, быстро находит черты сходства и различия, определяет, к какой группе относятся те или иные предметы;
- способен составить небольшой рассказ на основе одной картинки или их ряда;
- собирает пазлы из крупных деталей;
- определяет, где находится лево, право, верх, низ, спереди, сзади;
- быстро учит несложные четверостишья, считалки;
- запоминает название и сюжетную линию рассказа, сказки или песни и может вспомнить их и пересказать, посмотрев на иллюстрацию;
- повторяет несложную комбинацию движений во время зарядки или танца;
- воспроизводит наизусть простую цепочку слов и может восстановить порядок расположения элементов в пирамидке;
- собирает блочный конструктор по заданной схеме или рисунку.
Физическое развитие
С трех лет внешность малыша преображается, он заметно «взрослеет», укрепляется его мышечная система. В 4 года ребенок много движется, однако отдавать его в секцию, как правило, еще рано. Большинство спортивных кружков принимают малышей с 5 лет. Физические упражнения должны быть направлены на общее укрепление.
Физическое формирование малыша в 4 года:
- в этом возрасте ребенок подвижен, он быстро бегает и хорошо прыгает в высоту и длину;
- забирается по шведской лестнице вверх и без страха спускается;
- ловит мяч двумя руками и кидает в цель;
- с помощью взрослых подтягивается на перекладине;
- преодолевает несложную полосу препятствий (забирается на горку, проползает через тоннель, перепрыгивает «овраги» и т.д.);
- низко нагибается вниз из положения стоя и вперед — сидя.
Очень важно обучать ребенка этого возраста разнообразным активным играм (футболу, лапте, «выжигале» и т.д.) и приобщать к новым видам спорта (лыжам, конькам, бегу, плаванию, борьбе, легкой атлетике и т.д.). Это важно не только для показателей здоровья, выносливости, силы и гибкости его тела. Подобные занятия отлично развивают его внимание, мышление, вырабатывают полезные привычки, в целом положительно влияют на становление личности.
Давно замечено, что физически активные дети, владеющие разнообразными двигательными навыками, занимающиеся одним или несколькими видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Они лучше учатся и быстрее осваивают школьную программу, быстрее адаптируются к новым условиям.
Развитие речи
Речевой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако некоторые звуки могут еще даваться с трудом. До пяти лет обращение к логопеду не обязательно, но важно заниматься профилактикой проблем со звукопроизношением с помощью артикуляционной гимнастики.
Речевое развитие 4-летнего малыша:
- ребенок хорошо произносит все звуки (небольшие затруднения при произношении шипящих и буквы «р» еще приемлемы);
- корректно отвечает на вопросы;
- может придумать рассказ из нескольких предложений;
- распознает интонацию в разговоре со взрослыми, способен сам изменять интонацию, с которой говорит;
- не путает мужской и женский род;
- использует большое количество новых слов, постоянно привносит в свой лексикон новые слова и обороты;
- строит в разговоре сложные синтаксические конструкции;
- различает единственное и множественное число;
- правильно употребляет род, число и падеж, подбирая окончания слов;
- использует в общении все части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.);
- легко подбирает различные прилагательные в описании предмета.
Очень важно, чтобы малыш в этом возрасте мог активно общаться не только со своей семьей, но и с другими взрослыми и детьми. В случае если он все еще не говорит (или его понимают только его близкие), родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. Развитие ребенка в целом будет тем успешнее, чем раньше он научится свободно выражать свои мысли.
В этом возрасте дошкольник уже способен отличить родную речь от иностранной, поэтому можно начинать изучение английского или другого языка.
Мелка моторика
Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:
- он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
- нанизывает разновеликие бусины на нить;
- способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
- старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
- обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
- разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
- может использовать трафарет;
- лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
- ровно вырезает ножницами по заданному контуру.
В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.
В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.
Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми
Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.
Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.
В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.
В 4 года ребенок уже должен иметь представление:
- о том, что нельзя причинять боль, обижать;
- необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
- нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.
Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».
С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:
- проявлять уважение, говорить «вы»;
- проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
- соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.
Домашние обязанности и навыки самообслуживания
В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).
Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.
Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»
В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).
Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.
К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.
Математика и счет для четырехлетнего
Многие дети в этом возрасте уже интересуются временем и часами. Однако если малыш не заинтересован, не стоит насильно его обучать. Это же касается счета, сложения и других математических действий.
В то же время в игровой форме ребенок должен получить представление:
- о высоких и низких предметах, широких и узких;
- «больше» / «меньше»;
- геометрических фигурах;
- один / много;
- цифрах до 10.
Чтение и грамотность
Некоторые дети уже в четырехлетнем возрасте умеют интуитивно читать, но это скорее исключение, чем правило. В отношении грамотности действует то же правило, что и с математикой: если ребенок проявляет интерес, следует терпеливо его обучить. Насильно действовать нельзя! Тем более сравнивать с другими детьми: «Вот Петя уже читает, а ты что?»
Считается, что пять лет — это лучший возраст для начала, поскольку в 1 классе ребенок уже должен уверенно читать. Однако следует использовать только правильные техники обучения.
Если малыш умеет бегло читать в 4 года, взрослым не стоит злоупотреблять этим. Совместное чтение сказок и детских рассказов перед сном или в течение дня должно по-прежнему оставаться семейным ритуалом, объединяющим малыша с родителями.
Знания об окружающем мире
Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.
Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.
Совет
Задача родителей — раскрывать в ребенке его качества, заложенные природой. Если у мальчиков это: упорство, сила воли, лидерские качества, то у девочек это: мягкость, очарование, заботливость, аккуратность и т.д.
В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.
Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша. Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период.
Источник
Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.
Физическое развитие
Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:
- достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
- двигаться прыжками на двух ногах;
- несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
- простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
- прыгать и в высоту, и в длину;
- подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
- пролезать под не очень высокими предметами;
- уметь бросать и ловить мяч;
- учиться вести мяч ногами;
- кататься на детском велосипеде;
- должен осваивать первые уроки плавания.
Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:
- лепить фигурки животных из пластилина;
- собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
- нанизывать бисер на леску;
- уметь застёгивать пуговицы и застежки;
- учиться пользоваться кистью и карандашами;
- заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
- соединять точки сплошной линией;
- пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
- завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.
Умственное развитие
Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.
Математика
Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:
- объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
- знают цифры до пяти, считают до десяти;
- называют виды основных геометрических фигур;
- сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
- могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
- знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
- понимают разницу между верхом и низом.
Речь
Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:
- уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
- правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
- уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
- делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
- давать ответы на несложные вопросы;
- иметь знания о профессиях и их значении;
- описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
- понимать разницу в интонациях;
- малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.
Окружающий мир
Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:
- названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
- он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
- знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
- какие явления погоды бывают, различия между ними;
- информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.
Изобразительное искусство
В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:
- знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
- уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
- рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
- работать с клеем, готовить аппликации.
Конструирование
Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:
- дети знают и легко называют все детали конструктора;
- они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
- понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
- они также различают части сооружения по высоте и форме;
- постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.
Познания в музыке
Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:
- называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
- с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
- различают тихое и громкое звучание музыки.
Психическое развитие
После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.
Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.
Внимание
Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:
- выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
- уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
- выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
- при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
- произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
- уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
- должен ориентироваться в знакомых ему местах.
Мышление
Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:
- сам собрать небольшую пирамидку;
- уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
- в группе предметов определять лишний;
- искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
- самостоятельно находить антонимы к словам;
- называть более сложные геометрические фигуры;
- сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
- различать слова родного языка с иностранными;
- отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.
Память
У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:
- находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
- уметь пересказать небольшой рассказ;
- учить наизусть стихи, загадки;
- запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
- суметь повторить услышанные слова или цифры;
- выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
- повторить несколько последовательных шагов в танце;
- рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.
Эмоциональное развитие
В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:
- чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
- может изобразить мимически определённую эмоцию;
- если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
- при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.
Социальная адаптация
Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.
Бытовые навыки
К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.
Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.
Источник