Зоны развития ребенка по выготскому являются

Зоны развития ребенка по выготскому являются thumbnail

Данная статья относится к Категории: Встреча первого Наставника

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».

1. Лев Семёнович Выготский

Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В книге «Мышление и речь»

Лев Выготский писал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин,

Монтессори и др., сензитивным периодом. Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

  1. в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;
  2. в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.

Наши же исследования показали, что мы имеем дело в этих периодах с чисто социальной природой процессов развития высших психологических функций, возникающих из культурного развития ребенка, имеющего своим источником сотрудничество и обучение. Но сами факты, найденные Монтессори, сохраняют свою убедительность и всю свою силу. Ей удалось, например, показать, что при раннем обучении письму — в 4,5 — 5 лет у детей наблюдается такое плодотворное, богатое, спонтанное использование письменной речи, которое никогда не наблюдается в последующие возрасты и которое дало ей повод заключить, что именно в этом возрасте сосредоточены оптимальные сроки обучения письму, его сензитивные периоды. Монтессори назвала обильные и как бы взрывом обнаруживающиеся проявления детской письменной речи в этом возрасте эксплозивным письмом.

То же самое относится ко всякому предмету обучения, который всегда имеет свой сензитивный период. Нам остаётся только окончательно разъяснить природу этого сензитивного периода. Совершенно понятно с самого начала, что в сензитивный период определенные условия, в частности, известного рода обучение, только тогда могут оказать своё влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Как только они закончены, те же самые условия могут оказаться уже нейтральными. Если развитие уже сказало своё последнее слово в данной области, сензитивный период по отношению к данным условиям уже закончился. Незавершённость определённых процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определённым условиям. Это вполне совпадает с фактическим положением вещей, как оно установлено в наших исследованиях.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребёнка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения всегда требует от ребёнка больше, чем он может на сегодняшний день дать, т.е. ребёнок в школе ведёт деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Это всегда относится к здоровому школьному обучению. Ребёнка начинают обучать письму тогда, когда у него ещё нет всех тех функций, которые обеспечивают письменную речь. Именно поэтому обучение письменной речи и ведёт за собой и вызывает к жизни развитие этих функций. Это фактическое положение вещей имеет место всегда, когда обучение является плодотворным. Неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный — в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что обучение для него слишком трудно, а для второго — тем, что оно слишком легко. Эти противоположные условия приведут к одинаковому результату: в том и в другом случае обучение совершается вне зоны ближайшего развития, хотя один раз оно расположено ниже, а другой раз — выше её. Обучать ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Читайте также:  Что такое развитие личности ребенка

Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г., с. 233-234.

Источник

В настоящее время понятие «Зона ближайшего развития» применяют не только по отношению к детям, но и по отношению к любому обучаемому (например, взрослому).

Если публикация Вас заинтересовала — поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Эффект опережающего развития детей по Б.П. и Е.А. Никитиным

Формирование двух и более моделей поведения

Изображения в статье:

1. Изображение с сайта biblioclub.ru (увеличено, изменён формат),

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash,

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

Источник

Âñå äåòè íåïîâòîðèìû. Ðàçâèòèå êàæäîãî ðåáåíêà ïðîõîäèò ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ è ñòåïåíüþ ýôôåêòèâíîñòè. Îäíèì èç ôàêòîðîâ, êîòîðûé ìîæåò ñóùåñòâåííî ïîâëèÿòü íà ñòàíîâëåíèå ïñèõèêè è ôîðìèðîâàíèå ó÷åáíûõ íàâûêîâ ìàëûøà ÿâëÿåòñÿ ïîìîùü âçðîñëûõ.

Îäíàêî ðîäèòåëè, à ïîðîé è ïåäàãîãè ïðåäëàãàþò äåòÿì ëèáî ñëèøêîì ïðîñòûå çàäà÷è, ñ êîòîðûìè ìàëûøè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ, è ïîýòîìó íå äâèãàþòñÿ âïåðåä â ñâîåì ðàçâèòèè; ëèáî îáúÿñíÿþò ñëèøêîì ñëîæíûå âåùè, òàê è îñòàþùèåñÿ çà ãðàíüþ äåòñêîãî ïîíèìàíèÿ äàæå ïîñëå ïîÿñíåíèé âçðîñëîãî.

×òîáû âàø ðåáåíîê ìîã óñïåøíî äâèãàòüñÿ âïåðåä, íóæíî ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü åãî çîíû àêòóàëüíîãî è áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.

Ïîíÿòèÿ, ââåäåííûå Ë. Âûãîòñêèì

Ýòè ïîíÿòèÿ ââåë â 1930-õ ãîäàõ âûäàþùèéñÿ ïåäàãîã è ïñèõîëîã Ë. Âûãîòñêèé, òåì ñàìûì îïðåäåëèâ ñâÿçü ìåæäó óðîâíåì îáó÷åíèÿ ðåáåíêà è åãî ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì. Îòêðûòèå, ñäåëàííîå Ë. Âûãîòñêèì, è ñåãîäíÿ àêòóàëüíî äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå íåðåäêî ôîðñèðóþò ðàííåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå íàâûêîâ è ñïîñîáíîñòåé ìàëûøåé, ïðèòóïëÿÿ èõ èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ è ñîçäàâàÿ óñèëåííóþ íàãðóçêó íà äåòñêóþ ïñèõèêó.

Çíàíèå î òîì, ÷òî òàêîå çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ (ÇÁÐ), ïîìîæåò âçðîñëûì îïðåäåëèòü, â ÷åì ñòîèò «ïîäòÿíóòü» ñâîåãî ðåáåíêà, à â ÷åì îí ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ áûñòðåå ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî òå çàäà÷è, êîòîðûå ìàëûø âûïîëíÿåò íåóâåðåííî. ×òîáû óñïåøíî ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, åìó òðåáóåòñÿ ïîìîùü âçðîñëîãî.

Âîò êàêîå îïðåäåëåíèå äàííîìó ïîíÿòèþ äàåò Ë. Âûãîòñêèé: «Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ôóíêöèè, íå ñîçðåâøèå åù¸, íî íàõîäÿùèåñÿ â ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ…»

Íàðÿäó ñ ÇÁÐ Ë. Âûãîòñêèé îáðèñîâûâàåò çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ — ñîçðåâøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, óìåíèÿ è íàâûêè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì äåòè ñàìè ñïðàâëÿþòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè çàäà÷àìè.  ðàìêàõ ÇÁÐ ïîìîùü âçðîñëîãî ðåáåíêó íå òðåáóåòñÿ.

Åñëè æå ìàëûø äàæå ïîñëå ñîâìåñòíîé ðàáîòû ñî âçðîñëûì íå íàó÷èëñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâëÿòüñÿ ñ çàäà÷åé, çíà÷èò, îíà ïîêà íàõîäèòñÿ â çîíå àêòóàëüíî íåäîñòóïíîãî, è òðåáóåòñÿ âðåìÿ, ÷òîáû ýòà çàäà÷à ïåðåøëà â ÇÁÐ.

Òåïåðü ðàçáåðåìñÿ ñ îïèñàííûìè ïîíÿòèÿìè ïîäðîáíåå è ðàññìîòðèì, êàê îíè ðàáîòàþò â æèçíè. Ïðèâåäåì íåñêîëüêî ïðèìåðîâ, ÷òîáû âû, óâàæàåìûå ÷èòàòåëè, ìîãëè «íàùóïàòü» ãðàíèöû ÇÁÐ:

Ïðèìåð ïåðâûé. Íà äåòñêîé ïëîùàäêå ãóëÿþò Âèòÿ è Ïåòÿ ñ ìàìàìè. Âèòÿ ïûòàåòñÿ âçîáðàòüñÿ ïî ëåñòíèöå íà ãîðêó. Ìàìà, âûòÿíóâ ðóêè, ñòðàõóåò åãî îò ïàäåíèÿ, íî íå ïîìîãàåò, à ïîäñêàçûâàåò, êóäà ëó÷øå ïîñòàâèòü íîãó èëè ðóêó. Ïåòÿ òîæå õî÷åò íà ãîðêó: îí ïðîòÿãèâàåò ê ìàìå ðóêè, è îíà ïîäñàæèâàåò åãî íà ñàìóþ âåðøèíó.  ðåçóëüòàòå ÷åðåç ïàðó ïðîãóëîê Âèòÿ íàó÷èëñÿ ñàì çàëàçèòü íà ãîðêó, à Ïåòÿ íå îñâîèë íîâûé äëÿ íåãî íàâûê. Îøèáêà Ïåòèíîé ìàìû êðîåòñÿ â òîì, ÷òî îíà íå èñïîëüçîâàëà ÇÁÐ ñâîåãî ñûíà, âûïîëíèëà çàäà÷ó ÇÀ ÍÅÃÎ, à ÍÅ ÂÌÅÑÒÅ Ñ ÍÈÌ. Ìàìà Ïåòè äåéñòâîâàëà â ðàìêàõ çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ñûíà, è ëèøü íàïðàâëÿÿ åãî, ïîëó÷èëà ðåçóëüòàò.

Ïðèìåð âòîðîé. Ïàïà Ñàøè íàñòîëüêî èäåàëèçèðîâàë ñïîñîáíîñòè ñâîåãî ãîäîâàëîãî ñûíà, ÷òî êóïèë åìó êîíñòðóêòîð äëÿ ìàëûøåé îò 3 ëåò. Îäíàêî ñûí ðàçî÷àðîâàë åãî. Ñàøà ñòàë òÿíóòü â ðîò äåòàëè, èíòåðåñîâàëñÿ ÿðêîé êîðîáêîé, à ê îáúÿñíåíèÿì ïàïû îñòàëñÿ ðàâíîäóøíûì. Ïàïà íåïðàâèëüíî îïðåäåëèë ÇÁÐ Ñàøè, ïîýòîìó âñå äåéñòâèÿ, ïðîèçâîäèìûå ñ èãðóøêîé, îêàçàëèñü äëÿ ðåáåíêà â çîíå íåäîñòóïíîãî.

ÇÁÐ – ýòî òå çàäà÷è, ê êîòîðûì ìàëûø ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ, ñ êîòîðûìè ñïîñîáåí ñïðàâèòüñÿ, åñëè âçðîñëûå ñîçäàäóò îïîðó èëè íàïðàâÿò åãî ñîáñòâåííûå ìûñëè è äåéñòâèÿ â íóæíîå ðóñëî. Òî, ÷òî ðåáåíîê ñåãîäíÿ âûïîëíÿåò ñ ïîìîùüþ ðîäèòåëÿ èëè ïåäàãîãà, íî óæå çàâòðà ñïîñîáåí áóäåò âûïîëíèòü ñàìîñòîÿòåëüíî, è ÿâëÿåòñÿ åãî çîíîé áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ â õîäå äåòñêèõ óñèëèé è ïîñèëüíîãî óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ ñòàíîâèòñÿ çîíîé àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

 õîäå ñâîèõ íàáëþäåíèé Ë. Âûãîòñêèé çàìåòèë åùå îäíó èíòåðåñíóþ îñîáåííîñòü: îáó÷åíèå âûâîäèò ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû ðåáåíêà íà íîâûé óðîâåíü. Ïðè ýòîì äëÿ îñâîåíèÿ îïðåäåëåííûõ íàâûêîâ åñòü îïòèìàëüíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû, íàçûâàåìûå ñåíçèòèâíûìè. Íàïðèìåð, ëó÷øèé âîçðàñò äëÿ òîãî, ÷òîáû ðåáåíîê íàó÷èëñÿ õîäèòü, — îò 8 ìåñÿöåâ äî 1,2 ãîäà. Îäíàêî âðåìåííûå ðàìêè ñåíçèòèâíûõ ïåðèîäîâ èíäèâèäóàëüíû, è ó êàæäîãî ðåáåíêà ìîãóò îòëè÷àòüñÿ.

Íåëüçÿ ñðàâíèâàòü äåòåé äðóã ñ äðóãîì! Ñðàâíèâàéòå ñâîåãî ðåáåíêà òîëüêî ñ íèì ñàìèì, îöåíèâàÿ åãî íàâûêè è óìåíèÿ â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì ïåðèîäå. Òàêîå ñðàâíåíèå ïîìîãàåò óâèäåòü ïðîãðåññ è ïîðàäîâàòüñÿ íå òîëüêî ðîäèòåëÿì, íî è äåòÿì!

Êàê îïðåäåëèòü çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ?

Êàê ïðàâèëî, äèàãíîñòèêó ÇÁÐ ïðîâîäÿò ïðîôåññèîíàëüíûå ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè íà îñíîâå ñïåöèàëüíûõ îïðîñíèêîâ äëÿ ðîäèòåëåé è â õîäå íàáëþäåíèé çà äåòüìè. Ðîäèòåëÿì, íå çíàêîìûì ñ òîíêîñòÿìè ïåäàãîãèêè, ñäåëàòü ýòî áóäåò ñëîæíåå, íî âñå æå ïîä ñèëó. Ïîïðîáóéòå äåéñòâîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:

Íà ëèñòî÷êå ñîñòàâüòå ñïèñîê íàâûêîâ, êîòîðûìè âàø ðåáåíîê óæå õîðîøî âëàäååò, îïèøèòå çàäà÷è, ðåøàåìûå ìàëûøîì áåç âàøåãî ó÷àñòèÿ. Íàïðèìåð, êðîõà óìååò çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, íàäåâàòü øòàíèøêè è ò.ä.

Читайте также:  Пороки развития ребенка на узи

Íàïðîòèâ êàæäîãî ïóíêòà â ñîñòàâëåííîì ñïèñêå íàïèøèòå íàâûêè, ëåæàùèå â òîé æå îáëàñòè, ÷òî è îñâîåííûå, íî ñ êîòîðûìè ðåáåíîê ïîêà íå ñïðàâëÿåòñÿ áåç âàøåé ïîìîùè. Íàïðèìåð, åñëè ìàëûø íàó÷èëñÿ çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, ñëåäóþùèì øàãîì ìîæåò áûòü óìåíèå çàâÿçûâàòü øíóðêè íà áîòèíêàõ. Ýòî è áóäåò çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.

Ñîñðåäîòî÷üòåñü íà îñâîåíèè óñëîæíåííîé çàäà÷è. Ïîêàæèòå êðîõå, êàê âûïîëíÿòü íàìå÷åííîå äåéñòâèå. Ïðåäëîæèòå ñäåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ïîïðàâëÿéòå, íî íå âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèå çà íåãî. Ïåðåõîäèòå ê ñëåäóþùåé çàäà÷å â çîíå ÇÁÐ òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ïðåäûäóùèé íàâûê ïîëíîñòüþ óñâîåí.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî ïðîìåæóòî÷íûé ýòàï â ðàçâèòèè ðåáåíêà, ëåæàùèé ìåæäó çîíàìè àêòóàëüíîãî è íåäîñòóïíîãî. Åãî ìîæíî îïðåäåëèòü è êàê ïîòåíöèàëüíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìàëûøà, ïðè ýòîì ó êàæäîãî ðåáåíêà îí áóäåò ñâîé, íåïîâòîðèìûé.

Ïðîäóêòèâíîå ñîòðóäíè÷åñòâî ñî âçðîñëûì ïîìîãàåò ïåðåâåñòè çàäà÷ó èç çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ â çîíó àêòóàëüíîãî. È åäèíñòâåííîå óñëîâèå óñïåõà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê è âçðîñëûé äåéñòâóþò íà ðàâíûõ, à ïåäàãîã èëè ðîäèòåëü âûñòóïàåò â ðîëè ñîâåò÷èêà, íå âûäàâàÿ ñâîå ïðåâîñõîäñòâî!

Èñòî÷íèê: https://i-pp.ru/articles/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8…

Источник

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

зона ближайшего развития (ЗБР)

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства – врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем – переходит в зону актуального саморазвития.

Лев Семенович Выготский - Мышление и речь

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»

Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

зона ближнего развития

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского

педагог Л.С. Выготский
Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) – это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Читайте также:  Развитие ребенка в подрастковом возрасте

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

  1. Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  2. Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  5. Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово.  Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Полезные советы для родителей

советы для родителей ЗБР

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Источник