Значение внеурочной деятельности для развития ребенка

Значение внеурочной деятельности для развития ребенка thumbnail

Чичулина С.А.

МБОУ СОШ №88 с УИОП

учитель начальных классов

Главной целью при обучении по новым стандартам ФГОС   является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Именно формирование у учащихся  умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравсвенному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению  и самореализации личности. Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. [1, стр. 7]

Программа духовно-нравственного развития  и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную и внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы.

Важным условием развития любознательности, инициативности является создание такой среды, которая стимулирует активные формы познания. В этом помогает внеурочная деятельность.

В нашей школе в результате кропотливой работы, удалось создать такую специфическую школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, стетической, спортивной и оздоровительной деятельности. Система организации учебной  и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации младших школьников нашла отражение система дополнительного образования. Она представлена следующими кружками, реализующими направления внеурочной деятельности:

Направление

Название кружка

Общеинтеллектуальное

«Школа развития речи»

«Развивающая информатика»

«Английский +»

Общекультурное

«Школа мастеров»

«Сказкатерапия»

«Теремок»

Спортивно-оздоровительное

«Оздоровительная гимнастика»

«Юные футболисты»

Содержание занятий кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты: собственные произведения словесного творчества, рисунки, модели, проекты, аппликации. Систему кружков дополняет воспитательная работа классного руководителя по организации познавательного досуга, проведения экскурсий, реализация проектов, проведение совместных мероприятии с библиотекой им. Понамарева, утренники, беседы, классные часы, обсужление.

По работе во внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы, системы дополнительного образования и учреждений культуры. Внешними партнерами образовательного учреждения  стали МБОУ ДОД Центр дополнительного образования «Созвездие», библиотека им. Понамарева, футбольный клуб «Торпеда».

Сотрудничество началось с составления и заключения договора о совместной деятельности, а затем осуществлялось через совместное планирование воспитательной работы, проведение массовых мероприятий, организацию внеурочных занятий  по выбору учащихся в секциях  кружках, реализацию социально значимых проектов, проведение для педагогов мастерклассов .

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется с учетом условий школы. Занятия позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма. Спортивно-оздоровительная  деятельность дополняется общешкольными мероприятиями: спортивными соревнованиями, конкурсом рисунков.

Модель интеграции общего и дополнительного образования, а также учреждений культуры позволяет реализовать разнообразные виды деятельности.

Виды деятельности

Формы организации

Научно-познавательная

«Английский +»

«Школа развития речи»

«Орфографическое лото»

«Валеология. Расти здоровым»

Художественно-эстетическая

«Школа мастеров»

Танцевальный кружок «Бальные танцы»

Кружок «Теремок»

«Фитодизайн и бумагопластика»

Спортивно-оздоровительная

Оздоровительная гимнастика

Футбольный клуб

Психология

Лечебная физкультура

Проектная

Я- исследователь

Военно-патриотическая

Классные часы ,круглые столы

Уроки мужества

Акции «Забота»

Вся система внеурочной деятельности  осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов данных учреждений позволило значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей, рационально использовать собственные площади, привлечь к работе квалифицированные кадры, а близость расположения учреждений обеспечила занятость во второй половине дня большинства обучающихся.

Учебная деятельность школьника  должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован  на нахождение общего способа задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи ( учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы ( контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности..

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие  в исследовательской деятельности.        

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться  в сфере дополнительного образования на внеклассных  и внеурочных занятиях.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец с зпр

Современные развивающие программы начального образования  включают проектную деятельность в содержании различных курсов и внеурочной деятельности.

 В классе дети активно участвуют в проектной деятельности. Ребята кропотливо, с интересом, шаг за шагом проявляют свои способности, развивают креативность, формируют определенные личностные качества. Сначала  ученики выполняют разработку проекта, затем практическую реализацию проекта и его защиту. Основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение  в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

Ученики делают сообщения о проделанной работе , а учитель следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Так с проектом «Правильный портфель» , подготовленным учениками третьих классов, дети приняли участие в конкурсе проектов г. Воронежа в тематическом разделе «Здоровый образ жизни». Объектом исследования стали ученики класса, их осанка как основа здоровья.

Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.

Задачи:

— изучить (с помощью учителя) « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;

— провести взвешивание  (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;

— описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит;

— доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, других источников, эксперимент, работа с медицинскими документами.

Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задать вопросы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.

Учащиеся выпустили памятку.

                                                «Правильный портфель»

                                                               Памятка

  1. Помни:

— лямки на ранце должны быть широкими

— носить ранец следует на обоих плечах

-пустой «правильны» портфель весит 300-500 граммов

2.Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.

3. Правильно распределяй вес предметов внутри ранца ( учебники  — к спине).

4. Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради согласно расписанию уроков.

5. Раздели свой вес на 10! Это безопасный вес твоего портфеля!

Защита проекта проходила эмоционально, выразительно, с творческим подходом.

По итогам защиты проектов наши учащиеся  стали победителями.

Этот проект был доведен до успешного завершения, оставил у детей ощущение гордости за полученный результат.

Школа после  уроков  — это мир творчества, проявления и раскрытия ребенка своих интересов, своих увлечений. Важно заинтересовать детей  занятиями после уроков и отработка механизма реализации  внеурочной деятельности  в каждом из образовательных учреждений  требует решения некоторых проблем , с которыми сталкиваются педагогические коллективы.  Тем не менее уже  наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

                                                Литература

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, изд.3,Москва, «Просвещение», 2011.

2.«Перспектива», Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение», 2011

Источник

Библиографическое описание:


Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 08.02.2021).



Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Антон Павлович Чехов

Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.

Читайте также:  Оценка развития ребенка по шкале rcdi 2000

Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности:

– воспитание целеустремленности и трудолюбия;

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;

Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.

Когда же следует проводить внеурочную деятельность?

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

– Художественно-эстетическое,

– Научно-познавательное,

– Спортивно-оздоровительное,

– Военно-патриотическое,

– Проектная деятельность и общественно-полезная.

Формы организации внеурочной деятельности:

– Экскурсии,

– Круглые столы,

– Научные общества,

– Кружки и секции,

– Конференции и диспуты,

– Общественно-полезные практики,

– Соревнования и викторины,

– Олимпиады и конкурсы,

– Поисковые и научные исследования.

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.

Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!

Литература:

  1. Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
  2. Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.

Источник

Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы

Н.А. Лапшина

Отечественная педагогика традиционно много внимания уделяла организации воспитания подрастающего поколения в школе. Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования этой работе придан особый статус.

Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Это значит, что процесс образования должен пониматься не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности.

Стандартами акцентируется внимание на неразрывность обучения и воспитания.

В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется в нашей школе. Достижение результатов возможно, с нашей точки зрения, только через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора.

Читайте также:  Развитие самостоятельности и ответственности ребенка

В этом процессе необходимо взаимодействие всех субъектов образования, в том числе социальных партнеров.

Здесь нужно отметить особую роль семьи во взаимодействии со школой.

Нашей основной задачей является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, учитывая потребности современного школьника и привлекая его личностный опыт.

Часто в школьной практике индивидуализация относительна по следующим причинам:

1) Учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а группы школьников, обладающих похожими особенностями;

2) Приоритетом становятся лишь свойства характера или талант ребенка;

3) Индивидуализация реализуется не в полном объеме, а эпизодически или в какой-либо определенной деятельности.

Эффективность индивидуализации образовательной деятельности зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога.

Для решения этой задачи в нашей школе реализуются 2 основные организационные модели, которые дают нам возможность использовать не только внутренние ресурсы школы, но и внешние.

Данные модели предполагают решение основных задач:

— обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

— оптимизацию учебной нагрузки;

— создание условий для всестороннего развития ребенка;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося;

— обеспечение выбора учащимися внеурочных занятий в соответствии с его интересами и способностями;

— определение критерий оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности;

— овладение эффективными методами и формами организации внеурочной деятельности.

В процессе реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности и внеклассной работы мы пытаемся вовлечь ученика во все виды деятельности, чтобы выявить его устойчивые свойства: способности, качества характера, темперамент.

При этом нашими ориентирами становятся запросы родителей, приоритетные направления работы школы, кадровые возможности.

Учащийся должен получать как можно больше положительных эмоций, которые благоприятно влияют на его учебную мотивацию и отношение к школе.

Особо следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность вносит весомую лепту в достижение не только личностных результатов освоения основной образовательной программы, но и активно работает на развитие и познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

Также внеурочная деятельность, не меньшее влияние оказывает и на достижение предметных результатов. Пример тому кружковая работа наших педагогов по самым различным направлениям и видам деятельности, а также педагогов дополнительного образования, которые активно сотрудничают с нашей школой.

Анализ посещения занятий по внеурочной деятельности показал, что наши педагоги систематически используют приемы групповой и индивидуальной рефлексии, поддерживают доброжелательную атмосферу при общении с детьми, постоянно создают для обучающихся ситуации выбора и успеха.

Однако, педагоги недостаточно умело опираются на субъективный опыт детей. Есть проблемы с составлением индивидуальной траектории развития современного школьника.

Для этого мы начинаем работу над разработкой модели Индивидуального образовательного маршрута (при необходимости и Индивидуальной образовательной программы) для детей с наиболее яркими проблемами адаптации.

По нашему мнению, Индивидуальный образовательный маршрут (а также Индивидуальная образовательная программа) помогут оптимизировать работу и дать ответ на ряд вопросов, касающихся образования (обучения, воспитания, развития, защиты) младших школьников, а конкретно: кому? (адресованы); в каких организационно-педагогических формах предусматривается реализация?; кто? (будет реализовывать); что? (формируется/ развивается – академические способности, умения и/или поведение / нравственные качества и т.д.);

как? (каким образом и на каком уровне распространяется их действие); где? (в каком помещении и при каких обстоятельствах осуществляется образовательный процесс); когда? (сроки действия маршрута// программы).

В школе действует Психолого-медико-педагогический консилиум, который способен решать проблемы уточнения Индивидуальных образовательных маршрутов.

Школьный ПМПк собирается по графику 1 раз в четверть, а также и по мере необходимости для решения какой-либо задачи, связанной с коррекцией педагогических условий обучения и воспитания ребенка, находящегося под патронажем консилиума.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо так же понимать различие между результатами и эффектами данной деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Когда школьник приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что участники образовательного процесса достигли своих результатов.

А мы в этом им помогаем, вовлекая их в различные виды деятельности.

Источник