Значение вязания для развития ребенка

Значение вязания для развития ребенка thumbnail

   В наш век современных технологий, атомной энергии  и больших скоростей,  когда автоматизированное производства вытесняет человека, рукоделие из необходимого занятия женщин и мужчин прошлого превратилось в весьма оригинальное, хотя и уважаемое, хобби. Сегодня большинство рукодельниц занимаются вязанием, шитьем, вышиванием не столько из-за необходимости, сколько из желания создавать эксклюзивные вещи для себя или на заказ для тех, у кого нет на это времени. Ручная работа так высоко ценится сегодня именно потому, что все меньше людей посвящают этому свое время и силы.

   А ведь еще не так давно вязание и шитье были жизненно необходимыми навыками. В те времена людям не приходило в голову задаваться вопросом, есть ли у меня к этому способности и склонности, они просто с малых лет овладевали всевозможными видами рукоделия, чтобы иметь возможность обеспечивать себя и свою семью необходимой одеждой и предметами быта. 

  На сегодняшний день производственная функция рукоделия, конечно, не актуальна, в связи с доступностью товаров народного потребления. Однако, польза рукоделия, и вязания в частности, не только в создании новых веще, но и в самом процессе. Мы уже говорили о пользе вязания для здоровья в одной из наших предыдущих статей. На этот раз мы хотели бы сосредоточиться о пользе вязания для детей.

   Самая очевидная польза от вязания для детей заключается в том, что оно развивает мелкую моторику. Всем известно, что на кончиках наших пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые тесно связаны с центральной нервной системой, головным мозгом. Всяческая скрупулезная работа руками вызывает мозговую активность даже просто с физиологической точки зрения. Особенно полезно это для детей, т.к. работая пальчиками с мелкими предметами, у них развивается речь и мышление.

   Но и тогда, когда ребенок уже начал говорить достаточно хорошо, вязание продолжает оказывать положительное влияние на здоровое развитие растущего человечка. Во-первых, даже взрослый человек нуждается в том, чтобы поддерживать свой мозг в постоянном тонусе, чтобы не стать жертвой коварной болезни Альцгеймера. Во-вторых, творческий характер вязания помогает детям учиться экспериментировать, выходить из затруднительных ситуаций, а также развивает личность ребенка с эстетической точки зрения. 

   Кроме этого, вязание очень полезно для детей и в воспитательных целях. Оно учит детей тому, что время должно быть использовано мудро и с пользой для дела. Созерцание ребенком результатов своей работы, пусть и самых простых, мотивирует его дальнейшее творческое развитие и трудовую деятельность. В целом, вязание прививает детям  любовь к труду, усидчивость, внимательность, целеустремленность, настойчивость, делает ребенка более организованным и дисциплинированным.   

   Медитативный эффект вязания также предельно полезен, как взрослым, так и детям. Во время вязания сознание человека очищается от ненужных тревожных мыслей, хаотичные беспокойства  сменяются  размеренным анализированием и мудрыми логичными решениями. У детей это формирует осмысленный подход к жизни, предотвращает эмоциональные выпады, делает их более стрессоустойчивыми.

   И последнее, совместный труд, как известно, сближает. Занимаясь рукоделием вместе с вашим ребенком, вы создаете доверительную атмосферу между вами, которая располагает к искренним беседам и дает вам возможность знать преживания вашего маленького сына или дочери и участвовать в их жизни, воспитывая и наставляя во время творческого процесса.

   Имея в виду все вышесказанное, есть смысл прививать ребенку любовь к вязанию и другим видам рукоделия как можно с более раннего возраста. .пусть сперва это будут лишь просты бучины или завязывание пальчиками узелков на пряже, плетение косичек и т.д. Не недооценивайте своего малыша, дели в состоянии вязать с трех-четырехлетнего возраста. И здесь никакой дискриминации пополовому признаку. Развитие и воспитание необходимы как девочкам, так и мальчикам. Долой стереотипы, смело давайте в руки вашему сорванцу клубок с крючком (проще начинать с этого интсрумента вязания, хотя здесь все индивидуально).  Из мужчин получаются оттличные рукодельники. а изначально вязание было вообще исключительно мужским занятием.

  Очень надеемся, что вы достаточно убеждены в пользе вязания для ваших детей, и теперь у вас появится маленький компаньен по рукоделию.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. А. Вязание крючком как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5086/ (дата обращения: 23.02.2021).



Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребёнка дошкольника приобрела особую актуальность. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Возможности и значение ручного труда изучались в работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, О. М. Дьяченко, Л. В. Куцаковой, К. Д. Ушинского.

Читайте также:  Развитие восприятия мышления памяти воображения ребенка в раннем детстве

И. А. Лыкова, Л. А. Парамонова и др. изучали возможности художественного ручного труда. В работах И. В. Новиковой изучались значение и возможности такого вида художественного ручного труда, как работа с нитками, в частности вязание крючком. Этот вид рукоделия привлекает своей красотой и изяществом, доступностью в исполнении, создаёт широкие возможности для развития у ребёнка художественно-эстетических способностей, инициативности, изобретательности, гибкости мышления и творческой индивидуальности.

Важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что ручной труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка.

Творчество тесно связано с самостоятельной деятельностью, с развитием самостоятельности.

Творческие способности ярко раскрываются в таком виде ручного труда как работа с нитками, а именно, вязание крючком.

Вязание крючком — прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление, своими руками, красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребёнка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и её легче поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться детям не только для создания полностью вязаных изделий, но и для соединения и обвязывания деталей из ткани.

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив и мог раскрыть свой творческий потенциал.

Вязание крючком способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с окружающими, дарит дошкольникам новую широкую гамму ощущений, развивает взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности дошкольника [3].

В процессе вязания крючком можно выделить два этапа развития творческих способностей: процесс возникновения замысла и процесс его исполнения.

На первом этапе ребёнок создаёт образ будущего изделия, планирует его воплощение, отбирает материал, находит способы изготовления. На втором этапе — практически осуществляет задуманное. Ребёнок не просто исполнитель, он изобретатель: он действует руками, он мыслит, контролирует свои практические действия, вносит изменения в свой замысел, изменяет способы конструирования.

Умение выполнять поделки по собственному замыслу — это высокий показатель развития деятельности и творческих способностей.

Для формирования этого умения необходима такая форма организации творческой деятельности, которая бы создала возможности, побуждающие детей применять свои знания в новых условиях. Этому соответствует процесс изготовления поделки по условиям. Здесь детей не знакомят ни с поделкой — образцом, ни со способами её изготовления, а сообщают лишь условия, которым она должна соответствовать. Задача носит проблемный характер. Систематический самостоятельный поиск детьми способов решения задач обеспечивает формирование обобщенных способов действий, которые повлияют на развёртывание самостоятельного творчества. Создание поделки по собственному замыслу обладает большими возможностями для развития самостоятельной творческой деятельности: здесь ребёнок сам решает, что и как он будет делать.

Л. А. Парамонова считает, что, для развития творческих способностей детей, необходимо придать деятельности поисковый, творческий характер, формировать у детей, во — первых, обобщенные представления, способы. Во — вторых, умение ставить перед собой цель и искать способы её решения.

Работу по вязанию крючком можно проводить в форме кружка, целью которого будет являться развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию.

Каждая творческая встреча кружка должна проводиться в атмосфере доброжелательности, стимулирующей творческую активность, создании для каждого ребёнка ситуации успеха, с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом.

В процессе совместной продуктивно-творческой деятельности (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) ребёнок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.

Реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных форм и методов обучения, переходя от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельному вязанию: открытию новых знаний и творческих поисков.

Результатом каждой творческой встречи становится готовая поделка (например, аппликация из связанных петель или цепочек) по творческому замыслу самого ребёнка. Детям предлагается самостоятельный выбор цвета и фактуры ниток, расположения деталей, сочетания цвета и т. д.

В процессе выполнения аппликации из вязаных деталей, ребёнок знакомится с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

Помимо того, ребёнок сам имеет возможность создавать что-то своими руками, и после использовать свои поделки для украшения квартиры, например, или в качестве подарка [2].

Читайте также:  Плотникова развитие лексикона ребенка 14 стр

Критериями развития творческих способностей выступают такие показатели как увлечённость, эмоциональность, создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов, самостоятельное нахождение новых способов, нахождение оригинальных приёмов изображения, соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям, а также, выбор материала, сочетание деталей, сочетание цвета, дополнение, изменение, преобразование знакомого материала, особая манера исполнения и выражения эмоционального отношения к образу [1, с. 39].

Источниками творческого поиска ребёнка в ходе вязания могут стать природные материалы.Спрогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что вязание крючком — прекрасное средство для самовыражения. Этот вид рукоделия вводит ребёнка в удивительный мир фантазии. Привлекает своей красотой и изяществом, доступностью в исполнении, яркостью и разнообразием цвета и фактуры ниток, возможностью самостоятельного изготовления разного рода изделий (элементов одежды для кукол, салфеток, обвязывание и соединение ткани, игрушек, панно, аппликаций из отдельных вывязанных элементов и т. д.). Создаёт широкие возможности для развития у ребёнка художественно-эстетических способностей, инициативности, изобретательности, гибкости мышления и творческой индивидуальности.

Литература:

1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — Питер, 2014. — 464 с.

2. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома / Л. В. Куцакова. — М.: Мозайка — Синтез, 2007. — 111 с.

3. Новикова И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду / И. В. Новикова: Ярославль: Академия развития, 2008. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вязание крючком, возможность, работа, ребенок, ручной труд, вид рукоделия, гибкость мышления, собственный замысел, творческая индивидуальность, художественный ручной труд.

Похожие статьи

Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике…

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой…»

Вот такое творческое начало ручной труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью

1 этап — возникновение замысла; 2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности

Развитие дизайнерского мышления младших школьников…

Рассмотрим процесс формирования дизайнерского мышления младших школьников в

Художественнотворческие задания должны быть интересными в познавательном плане и

К разъемным соединениям относятся такие виды работы, которые позволяют без особого…

Художественный ручной труд в системе дополнительного…

Библиографическое описание: Галиуллина Г. М. Художественный ручной труд в системе

Однако, большинство учебных заведений, обучающих творческим видам деятельности, не

Педагоги в большинстве своем не могут или не хотят разглядывать в детях творческое начало…

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В свое работе использую такие виды труда, как: моделирование, конструирование из бумаги (оригами), изготовление поделок из природного материала. Детям очень нравится заниматься…

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Занятие рукоделием помогает детям приобрести ручную умелость, доставляет чувство

Художественно-познавательный компонент способствует познанию художественной

Познакомить детей с древнейшими видами рукоделия вышивка по ткани, выжигание по…

Использование различных техник декорирования в развитии…

Детское декорирование особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники

Человеческая индивидуальность всегда неповторима.

Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор как я начала…

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников…

В процессе художественного конструирования у младших школьников развивается память, пространственное воображение, творческое мышление, фантазия, что способствует быстрому переходу от мыслительной деятельности к практическим действиям, а так же формируется и…

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста…

В процессе творческой деятельности у детей развиваются образные представления, образное мышление

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень

Художественный ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными…

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе…

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый». Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со…

Источник

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №496

Московского района Санкт-Петербурга

Научная статья:

«Польза вязания для детей»

Воспитатель ГПД:

Горобец Е. Н.

Санкт-Петербург

2019г

Вязание — это замечательный способ оторваться от зачастую поднадоевшей действительности и уделить немного времени собственному умиротворению, отдохнуть душой и, при этом, плодотворно потрудиться. Как оказалось, вязание имеет большое множество других интересных преимуществ, помимо получения несказанного удовольствия от самого процесса создания красивых вещей. Можно только удивляться, узнавая о том, что какую пользу для организма имеет вязание. Кто-то называет вязание хобби, кто-то относится к нему как хоть и маленькому, но бизнесу. Однако, никогда не следует забывать о том, что не каждое хобби может приносить такую пользу, как вязание, и никакой бизнес не способен так успокаивать нервы и способствовать воцарению полной гармонии.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет показатели развития

Вместе с тем, вязание, как ремесло, не является чем-то застывшим с древности, и не имеющее направлений для развития. Вязание спицами и крючком больше не рассматривается как времяпровождение исключительно для пожилых людей или профессиональных домохозяек. На самом деле, большая часть направлений вязания популярны среди практически всех возрастных групп. Молодые люди возрастом от 20 до 30 лет занимаются вязанием в массовом порядке, не потому, что у них нехватка детских одеял или шляп. Причина, почему люди тянутся к этому хобби – заключается в том, что это замечательный вид творчества. Также, одной из таких причин можно считать то, что вязание позволяет им полностью погрузиться в вязание до такой степени, что их заботы, которыми в основном нагружены молодые люди, исчезают. Этот «поток», по мнению психологов, и является тайной счастья, по крайней мере, одной из основных его качеств. Когда мы участвуем в творчестве, мы считаем, что живем более полно, чем в остальной жизни… Есть конкретная задача, которую нужно выполнить, это можно сделать, даже если трудно, и, как только втянешься в сам процесс, чувство времени исчезает. Достаточно посетить  и запастись всем необходимым.

Во многих странах, вязание – это не только хобби для людей увлекающихся рукоделием. Например, в США и Канаде в школах обучают детей вязанию уже с первых классов (всех детей, а не только девочек), прежде чем они научатся решать математические или другие технические задачки. Почему они это делают? Во-первых, вязание развивает навыки мелкой моторики детишек. Вязание также учит математике. Это дает детям конкретную визуализацию решения задач на логику мышления. Кроме того, этот прекрасный опыт значительно увеличит успехи повзрослевших детей в будущем. Ученные доказали, что вязание увеличивает взаимодействие левого и правого полушария нашего мозга, потому что это требует взаимодействия обеих рук, что в свою очередь, стимулирует оба полушария мозга. Многие люди платят огромные деньги за терапию, которая делает то же самое. В данном случае, необходима всего лишь пряжа бамбук и несколько спиц. На Западе этот метод, называемый “EMDR” (Eye movement desensitization and reprocessing). Его используют многие квалифицированные терапевты, помогая людям пройти через периоды стресса, тревоги и депрессии. Зачем он нужен? Если можно просто «связать» свой путь через все проблемы с психикой, потратив некоторое время на вязание. Просто начните вязать, перестаньте думать о том, что вас беспокоит, и хорошее решение найдется само собой!

Вязание часто прописывают многим не совсем здоровым людям как прекрасный, и часто единственный способ успокоиться и расслабиться. Было доказано, что вязание инициирует «реакцию релаксации » у многих людей. Вязание может улучшить работоспособность сердца и понизить кровяное давление, и даже может устранить бессонницу в некоторых (а то и во многих) случаях. Конечно, нет никакой гарантии того, что вязание поможет на сто процентов.

Не следует забывать и о том, что в некоторых случаях вязание может принести человеку и вред. Чрезмерное увлечение этим ремеслом может привести и к множеству хоть и мелких, но негативных последствий. Например, вязание может привести к артриту, болезни суставов и к синдрому запястного канала. Правильное размещение положения тела при работе тоже очень важно. Также нельзя спешить, стремиться во что бы то ни стало сделать работу в срок. Это может привести к душевному беспокойству, но не менее вероятна опасность нервных срывов и даже получения стресса. Надо помнить, что вязание не любит торопливости, это занятие для отдыха, а не для заработка, хотя часто предусматривается и такое предназначение.

Если чересчур не увлекаться, то вязание может помочь стать человеку более терпеливым, поскольку сам процесс занимает много времени, вероятно, займет даже гораздо больше времени, чем казалось на первый взгляд, поэтому стоит заранее сделать выбор и провести это время, делая то, что хочется делать, или просто купить эту вещь у кого-то другого. В середине, иногда кажется, что сил уже не хватит продолжать, и хочется всё бросить, можно просто представить себе результат работы, и вы остановиться уже не сможете!

Наконец, вязание может помочь найти удовольствие не только в погружении в себя, ведь это становится еще более увлекательным, когда вяжешь не в одиночку, а вместе с другими людьми. Замечательный способ поделиться своими навыками или изучить новые для себя, или же просто получить поддержку от других людей, которые разделяют ваш корабль. Вот так искусство владения вязания передается из поколения в поколение. Мало кто знает о том, что вязание изначально было мужским ремеслом, а женщины уже со временем начали им составлять конкуренцию. Археологи и историки сделали очень интересные открытия в области вязания, и нам сегодня известно, что первая петелька была сделана людьми, жившими еще за много тысячелетий до нашей эры, когда еще мало кто знал о столь высокой полезности вязания. А может древние люди это знали, но до нас их знания просто не дошли?

Источник