Значение труда в природе в развитии личности ребенка

           Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №67 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

Тема:

 «Роль труда в природе для развития личности ребенка»

                                                                              Подготовила

                                                                             Гоцка Лариса Юрьевна

                                                                                             воспитатель

                         Санкт-Петербург 2015 год

Роль труда в природе для развития личности ребенка.

Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует отправить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь- с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должно входить экологическое воспитание и образование. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле. Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства и и было выведено положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Отсутствие или неисправность канализации ведет к возникновению желудочно- кишечных заболеваний. А почва может играть определенную роль в распространении столбняка, ботулизма. Санитарный врач по коммунальной гигиене своим требовательным контролем обеспечивает заслон этим болезням.

Для охраны животных и растений создана Красная книга. Первая в нашей стране Красная книга собиралась по крупицам. Над ее созданием трудились более пятнадцати лет. За это время учеными была проделана колоссальная научная организационная работа, проанализировано огромное количество источников,созданы всевозможные комиссии, отработан и обобщен материал по биологии и распространению редких видов животных и растений.

Человек, будучи представителем высшей ступени эволюции живых организмов. Отличается от них прежде всего своим разумом, речью и способностью к труду. Вследствие этого, он оказывает на свое место обитания воздействие гораздо больше, чем другие животные, вплоть до его разрушения, причем результат своей деятельности он ощущает и понимает, как правило, позже. С самого начала истории человек столкнулся с законами природного равновесия.

Длительная история развития человечества- это прежде всего , история природопользования, развития производительных сил, познания человеком законов природы и общества, смена на этой основе, общественно-экономических формаций. Поэтому, вполне естественно, что взаимоотношения человека с природой и ее ресурсами подчиняется с одной стороны- характеру ресурсов в самом широком понимании этого слова, начиная с размеров самой территории и кончая залегающими в недрах земли полезными ископаемыми и, с другой, состоянием производительных сил. Наскальные рисунки, изображающие сценки охоты или собирания плодов, свидетельствуют о том времени, когда человек приступил к осмысленному использованию наиболее доступных и, одновременно, необходимых биологических ее ресурсов, приступил к «покорению» природы.

Анализ особенностей природоохранительного труда показал, что содержательными компонентами системы знаний о природоохранительном труде должны стать представления, отражающие:

объекты и предметы природы и труда со всеми их особенностями взаимосвязанными между собой и средой обитания;

детерминированность труда свойствами и потребностями, животных и растений, условиями среды, которые связаны между собой, так как живые организмы существуют только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

системную организованность природоохранительного труда, который должен быть  рассмотрен как единство системы знаний о животных и растениях, неживой природе, о трудовых процессах, видах природоохранительного труда, взаимодействии его участников.

Проблемой экологического воспитания педагоги стали  заниматься еще в 17-18 веках,хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».

В дошкольном возрасте в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.

Читайте также:  Влияние труда на развитие ребенка

За последнее время было создано множество программ по экологическому воспитанию. В основу их содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме, знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. Они позволяют дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он является частью природы. Традиционные виды деятельности тесно связаны с проявлением у детей экологической и общечеловеческой культуры.

 Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы, нацеленных на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программы предусматривают выработку первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности.

Природоохранительный труд- особый вид человеческой деятельности. Объектом для него являются живые организмы (животные, растения, предметы окружающей среды). Они сами включены в процесс труда, являются его предметом и конечным результатом, удовлетворяющим эстетические, духовные и материальные потребности человека.

Человек является продуктом природы, ее частью, принадлежит ей. Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает от природы все необходимое: воздух, воду, пищу, одежду, не говоря об удовлетворении высших потребностей- духовных и эстетических. Человек, таким образом вступает в целенаправленное, осознанное взаимодействие с природой, выступая потребителем ее богатств.

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором  формирования экологической культуры личности как регулятора отношений  в системе «человек- окружающая среда». Ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа- общество», вне которого их существование невозможно. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ взаимодействия человека с природой. Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению городских и пригородных ландшафтов, рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории и культуры. Детям надо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде- радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и др.). В процессе труда нужно совершенствовать трудовые умения и навыки природоохранного труда у детей.

Источник

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Значение труда в 
природе для развития личности 
младшего дошкольника………………………………………………………………………4

2. Содержание труда в 
природе дошкольников, анализ задач 
программы, образовательная область 
«Труд», «Труд в природе»……………………………5

3. Методика работы с 
детьми по развитию труда в 
природе в младшем дошкольном 
возрасте……………………………………………………………..6

4. Конспект НОД в средней 
группе с природным материалом 
«Посадка лука»……………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………16

Введение

В. А. Сухомлинский писал: «Труд
становится великим воспитателем, когда
он входит в жизнь наших воспитанников,
даёт радость дружбы и товарищества, рождает
новую красоту в окружающем мире, пробуждает
первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду,
необходимые трудовые навыки и личностные
качества закладываются в детстве. Задача
педагогов и родителей – не пропустить
этот момент, ведь дошкольный возраст
– ответственная и благодатная пора, когда
ребёнок с радостью открывает для себя
удивительный мир окружающей действительности.
Для него радость бытия, радость познания,
радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка
радостно и помочь в успешном всестороннем
развитии.

Труд в природе имеет большое
воспитательное значение. В процессе труда
у детей формируют бережное, заботливое
отношение к природе, способствует воспитанию
ответственного отношения к своим обязанностям.
Ухаживая за растениями и животными, дети
убеждаются в его необходимости. Но воспитать
ответственное отношение к труду в природе
возможно лишь при условии, если дети владеют
трудовыми навыками, понимают значение
своего труда.

Читайте также:  Диагностика эмоционально личностного развития ребенка

На четвёртом году жизни у ребёнка
повышаются активность и целенаправленность
действий, разнообразнее и координированнее
становятся движения. Дети начинают овладевать
умением действовать, намечая цель, но
из-за неустойчивости внимания быстро
отвлекаются и переходят от одного дела
к другому.

В младших группах основной
задачей является воспитание самостоятельности,
положительного отношения к труду.

В данной работе, рассмотрим,
как организовать трудовую деятельность
в природе в младшем дошкольном возрасте.

1. Значение труда 
в природе для развития личности 
младшего дошкольника

Труд как метод воспитательно-образовательной
работы в детском саду имеет важное значение. Труд в природе –
это труд по уходу за растениями и животными,
выращивание овощей на огороде, озеленение
участка и т. д. Непосредственно соприкасаясь
с предметами и явлениями природы, дети
приобретают конкретные знания о ней,
устанавливают некоторые связи между
развитием растений и уходом за ними человека.
Все это положительно влияет на развитие
их мышления, создает основу для материалистического
миропонимания.

 Систематический труд 
на огороде, в саду, цветнике и 
уголке природы повышает интерес 
к растениям и животным, помогает 
воспитывать у детей любовь 
и бережное отношение к объектам 
природы, способствует формированию 
трудолюбия и других нравственных 
качеств.

Труд в природе создает благоприятные
условия для сенсорного воспитания дошкольников.
Педагог учит ребят при достижении целей
и результатов труда ориентироваться
на характерные признаки предметов. В
процессе труда дети осознают зависимость
состояния растений от условий их произрастания,
узнают о том, что изменение среды закономерно
влечет за собой изменение в состоянии
растений. Освоение этих связей и зависимостей
оказывает влияние и на отношение к труду:
он становится более осмысленным и целенаправленным.
У детей формируются устойчивый интерес
к труду, трудолюбие. Труд в природе является
одним из способов развития наблюдательности.
Воспитание умения малышей принять цель
наблюдения, осознать его результат будет
эффективнее, если наблюдение связано
с трудом. Помимо воспитательных, в процессе
труда в природе решаются и образовательные
задачи. Дети получают представления об
объектах труда, свойствах и качествах
растений, их строении, потребностях, основных
стадиях развития, способах выращивания,
сезонных изменениях в жизни растений;
о животных, их внешнем виде, потребностях,
способах передвижения, повадках, образе
жизни и о его сезонных изменениях. Они
учатся устанавливать зависимость между
средой обитания, образом жизни животного
в природе и способами ухода за ним в уголке
природы.

В первой младшей группе за
обитателями уголка природы ухаживает
воспитатель в присутствии детей, которые
по его предложению приносят лейку, поливают
растения, кормят рыб и т. д. Во второй младшей
группе дети сами, но под наблюдением воспитателя
ежедневно кормят рыб, поливают растения.
В средней группе дети выполняют отдельные
поручения воспитателя по уходу за растениями
и животными, но при этом следует учитывать
индивидуальные особенности детей. Некоторым
из них нужно давать несложные поручения:
нарезать морковь для кроликов, посмотреть,
съеден ли животными корм, и т. д. Обычно
дети охотно выполняют такие поручения,
одновременно подмечая особенности и
повадки животных.

Таким образом, труд в природе
обладает большими возможностями для
решения задач нравственного, умственного
и эстетического развития личности.

2. Содержание труда 
в природе дошкольников, анализ 
задач программы, образовательная 
область «Труд», «Труд в природе»

По программе под редакцией
Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» работа
по организации труда в природе начинается
с первой младшей группе. Воспитатель
начинает привлекать внимание детей в
помещении и на участке к тому, как взрослый
ухаживает за растениями (поливает) 
и животными (кормит), поощряет желания
помогать взрослому.

Во второй младшей группе продолжается
формирование желания детей участвовать
в уходе за растениями и животными в уголке
природы и на участке.

Взрослый обращает внимания
детей на изменения , произошедшие с о
знакомыми детям растениями (зацвела сирень,
появились плоды на яблоне и т.д.).

Дети второй младшей группы
начинают с помощью взрослого кормить
рыб, птиц, поливать комнатные растения,
растения на грядках, сажать лук, собирать
овощи, расчищать дорожки от снега, счищать
снег со скамеек.

В средней группе закрепляются
умения поливать растения, кормить рыб.
Взрослый приобщает детей к работе по
выращиванию зелени для корма птиц в зимнее
время, к подкормке зимующих птиц, к работе
на огороде и в цветнике (посев семян, поли,
сбор урожая).

В этом возрасте формируется
стремление помогать воспитателю приводить
в порядок использованное в трудовой деятельности
оборудование (очищать, просушивать, относить
в отведенное место).

В дальнейшем труд в природе
усложняется.

3. Методика работы 
с детьми по развитию труда 
в природе в младшем дошкольном 
возрасте

Как создать у детей устойчивое,
положительное отношений к повседневной,
однообразной, но столь необходимой работе.
Одно из условий эффективности всякой
работы — правильная организация труда.
А. С. Макаренко говорил, что только при
хорошей организации ребенок испытывает
радость от труда.

Читайте также:  Точечный массаж для развития ребенка

 Существуют различные 
формы организации трудовой деятельности.
В практике детских садов широкое 
распространение получила организация 
фронтальных трудовых процессов,
проводимых в виде занятий.

 Занятия проводятся 
в уголке природы, на огороде 
и в цветнике по перекопке 
земли, рыхлению, устройству гряд 
и клумб, посеву, уходу за огородом,
сбору урожая. В процессе этих 
занятий дети получают первоначальные 
сведения о жизни растений, животных,
узнают, какие условия нужны для 
выращивания, приобретают необходимые 
трудовые навыки и умения, которые 
затем закрепляются в повседневной 
жизни.

 Усвоение знаний и 
формирование трудовых умений 
и навыков должно происходить 
не только на специально организованных 
занятиях, но преимущественно в повседневном
труде. Воспитатель, работая вместе с детьми,
ставит им конкретную задачу, намечает,
какой они получат результат, по мере надобности
показывает нужные приемы, сообщает знания,
но делает это по ходу выполнения работы.
Например, приучая детей к уходу за растениями,
воспитывая трудолюбие, педагог постепенно
объясняет детям и значение ухода для
роста растений.

 В процессе обучения 
детей умению ухаживать за 
растениями и животными большое 
место должен занимать совместный 
труд ребенка и взрослого. Эта 
работа помогает воспитанникам 
усвоить направление движения (движение 
корпуса, повороты рук и ног 
во время перекопки, рыхления), силу 
движения (например, сочетание движения 
рук и ног при перекопке, рыхлении,
переноске земли на носилках,
поливке).

 Все это можно осуществить 
тогда, когда взрослый с самого 
начала работает с небольшой 
группой детей, за которой закрепляется 
определенный участок работы. Имея 
постоянное задание, ребенок прилагает 
известные усилия, учится преодолевать 
трудности. Ребенок почувствует 
пользу труда только тогда, когда 
он активно пройдет через все 
трудовые процессы и достигнет 
в конечном счете намеченного 
результата, например вырастит цветы 
из семян и от цветков вновь 
получит семена.

 Наиболее приемлемыми формами
для решения воспитательных задач считают
организацию труда в форме различного
рода поручений: индивидуальных, групповых.
Они включают выполнение ребенком конкретной
задачи и позволяют ему получить определенные
трудовые навыки и умения, а воспитателю
осуществлять контроль за правильностью
работы, за отношением ребенка к получению
результата. Они могут быть длительными,
систематическими, кратковременными или
эпизодическими.

Во второй младшей группе в
поручениях, направленных на выполнение
уже хорошо знакомых действий, могут принимать
участие три-четыре ребёнка одновременно.
Каждый из них выполняет своё задание,
действует в темпе, соответствующем своим
индивидуальным особенностям и уровню
умений, и по окончанию работы получают
оценку педагога.

Такая организация поручений
принимает вид труда рядом: каждый из детей,
хотя и работает одновременно с другими
участниками, но не испытывает никакой
зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает
использовать индивидуальные поручения
с целью закрепления сформированных навыков.
Во второй половине учебного года в том
содержании труда, которым дети овладели
в достаточной мере, организация поручений
принимает характер коллективной деятельности.
Усложнением здесь по сравнению с трудом
рядом является предъявление нескольким
участникам одновременно общего задания
и подведение единого итога результатов
труда. При этой форме организации дети
впервые ставятся в условия коллективной
деятельности. Ребёнок начинает понимать,
что общий итог работы зависит от того,
насколько добросовестно выполнил своё
задание каждый.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми.
В средней группе можно организовать труд
детей совместно с родителями, с дворником,
няней. Удачно практикуется труд детей
и родителей по сооружению снежных построек.
Так же расчистка участка зимой — от снега,
осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе
совместной деятельности взрослые показывают
пример положительного отношения к труду,
товарищеских взаимоотношений. Сразу
надо стараться приучать ребят выполнять
работу хорошо, обязательно доводить дело
до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность
ребёнка не должна превышать 10 минут.

Дети в средней группе могут
выполнять поручения, направленные на
участие детей в уходе за растениями и
животными в уголке природы. При этом объясняется
последовательность выполнения действий
и результат, для чего мы должны всё это
выполнять. Периодически вместе с детьми
осматривается уголок природы. Для того,
чтобы они приучались замечать происходящие
там изменения. Важно помнить, что ребёнка
этого возраста больше интересует сам
процесс труда, чем его результат, поэтому
надо постоянно показывать и объяснять,
сколько воды надо дать растению, как рыхлить
землю, чтобы неповредить корни; сколько
корма посыпать рыбам или птице. В процессе
труда привлекается внимание детей на
внешний вид растений, поведение животных,
учим наблюдать за ними.

Всё это способствует развитию
наблюдательности, воспитанию бережного,
заботливого отношения к растениям и животным.

Для получения хороших результатов
при организации детского труда и облегчения
работы при планировании труда, мной был
составлен примерный тематический план
трудовой деятельности на месяц, работая
по нему можно добиться хороших результатов
у детей.

4. Конспект НОД 
в средней группе с природным 
материалом

 «Посадка лука»

Интеграция образовательных
областей: «Труд», «Коммуникация»,
«Познание», «Социализация»

Цель: развитие трудовой деятельности,
приобщая детей к выращиванию растений.

Задачи:  
1. Учить детей ставить перед собой цель,
подготовить рабочее место и убирать за
собой («Труд»);

2. Закрепить знания детей о
строении луковицы, об условиях, необходимых
для роста растения и закрепить названия
овощей («Познание»);

3.  Развивать логическое
мышление («Познание»);

4. Развивать речь ребенка, активизировать
словарь: корень, луковица, посадить, углубление,
условия, стрелка («Коммуникация»);

5. Воспитывать желание добиваться
результата, участвовать в общем деле;
развивать трудовые умения («Труд»);

Источник