Значение ручного труда для всестороннего развития ребенка

Значение ручного труда.

Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.

В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.

Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:

  1. развивать творческие способности детей.
  2. формировать коммуникативные качества.
  3. создавать условия для самореализации.
  4. развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.

При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.

Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:

  1. выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
  1. формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  1. развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.

Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.

  1. работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
  1. зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других — это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
  1. так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.
Читайте также:  Воспитание ребенка 3 лет развитие

Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.

Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил — то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.

Перспективный план продуктивной деятельности на год.

Старшая группа.

Сентябрь

  1. Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

  1. Аппликация «Цыпленок»

Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

  1. Конструирование из природного материала «Птицы»

Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.

Октябрь

1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»

Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.

  1. Аппликация «Нарцисс»

Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.

  1. Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.

Ноябрь

  1. Ручной труд из бумаги «Корзиночка»

Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.

  1. Поделки из природного материала «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.

  1. Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Декабрь

  1. Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»

Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).

  1. Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
  1. Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»

Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.

Январь

  1. Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»

Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.

  1. Конструирование из строительного материла «По замыслу»

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.

  1. Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)

Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.

Февраль

  1. Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»

Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.

  1. Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
  2. Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»
Читайте также:  Признаки раннего развития ребенка

Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).

Март

  1. Поделки из бумаги и картона «Качалка»

Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.

  1. Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»

Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.

  1. Аппликация «Белая лилия»

Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Апрель

  1. Конструирование из строительного материала «Самолет»

Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).

2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»

Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.

  1. Аппликация «Кошечки, собачки»

Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.

Май

1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»

Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.

  1. Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)

Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.

  1. Аппликация «Мимоза»  

Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

Источник

Людмила Селиверстова
Значение ручного труда в жизни дошкольника как обязательного компонента развития способностей ребенка

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 55) установили 10 образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». «Познание» и др., на основании которых ведется работа с детьми в ДОУ. Среди них значительное место занимает образовательная область «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд»:

развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Формирование у детей дошкольного возраста жизненно необходимых навыков и умений способствует развитию их потенциальных возможностей, индивидуальных творческих способностей.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что же такое творческие способности на самом деле? Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. В последние годы заметно проявление новой тенденции — вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования посредством кружковой деятельности, что дает расширенную возможность увлечь детей разнообразными видами творческой деятельности. Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой, прикладным творчеством малых народов. Декоративно – прикладное народное искусство глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Творческий подход в работе педагогов МДОУ ДСКВ № 22 г. Ейска проявляется не только в постоянном обновлении предметно — пространственного окружения, но и в желании приобщить своих воспитанников к такому виду народного декоративно – прикладного искусства, как вышивание, аппликация на ткани, знакомство с техникой «папье — маше».

Читайте также:  Особенности развития ребенка в один год консультация для родителей

Задачи,поставленные педагогами ДОУ:

Знакомство детей с понятием «декоративно-прикладное искусство»; приобщение старших дошкольников к предметному миру, его ценностям путем формирования общих представлений о рукоделии как разновидности трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к вышеперечисленным видам ручного труда.

Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках.Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на ткани, связь формы и узора с его назначением, учат детей узнавать знакомые изделия декоративного народного промысла, отличая их от изделий фабричного массового производ ства, различать русскую вышивку, уметь отличать русский народный кос тюм среди других этнических костюмов. В этот период детям необходимо как можно больше предоставить визуальной наглядности. Не случайно знакомство с искусством ручного труда по программе начинается с посеще ния мини-музея ДОУ «Кубанская комната», где дети не только наглядно видят предметы старины и современного быта, но и могут получить удовольствие от тактильных ощущений. Здесь воспитанники слушают интересные истории из жизни наших предков, могут примерять на себя элементы русского костюма, слушают пение казаков в аудиозаписи. Как, правило, дети получают первоначальный эмоциональный настрой на последующую продуктивную деятельность. В дальнейшей работе необходимо вместе с детьми посещать музей художественного творчества, знакомить с работами разных мастеров. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения.

В основу организации образовательного процесса определен комплекс но — тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Именно в игре создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Приложение к программе предусматривает использование в работе дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков, развитию художественного творчества и ассоциативного мышления; игр на формирование звуковой культуры речи; подвижных и ролевых игр, которые учат детей взаимодействовать друг с другом и развивать физические навыки.

Дети на практике осваивают способы изготовления поделок в различных техниках. Но, прежде чем начать самостоятельную творческую деятельность, детей необходимо ознакомились с правилами техники безопасности.

Для эффективного проведения продуктивного труда необходимо создать благоприятные условия. Комната, в которой дети созидают, должна быть хорошо освещена, стол и стул соответствуют росту ребенка. Необходимо учить детей соблюдать правила безопасности пользования инвентарем.

Рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче овладевает ручкой при письме и аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы. На всех этапах работы с тканью и иглой педагог прививает эстетический вкус – учит выполнять соединительные швы в тон ткани, пришивать пуговицы, гармонично подбирать по цвету нитки и ленты для вышивания, следить за аккуратностью выполняемой работы.Всегда приветствуется в самостоятельной деятельности использование дополнительного декоративного материала: бусинки, паетки, бисер, красивые пуговицы.

В процессе выполнения ручного труда важно обращать на микроклимат в детском коллективе, на их взаимоотношения, атмосферу между детьми и воспитателем. Ведь только «теплая, домашняя» обстановка способствует удалению внутренней напряженности, неуверенности в себе.

Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии овладе- ния системными знаниями о вышивке ребенок легко овладевает самостояте- льной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых про цессов и сможет проявить творчество в вышивании.

Любая ручная работа связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник. Также при работе с иголкой идёт большая на грузка на глаза, поэтому в процессе продуктивной деятельности применялись здоровьесберегающие технологии. Для активизации и отдыха ребят, а также для предупреждения и снятия утомления во время труда предусмотрены релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Очень нравятся детям комплексы видеогимнастики для глаз по системе В. Базарного. Интересные сюжеты, яркое оформление дает возможность ребятишкам отвлечься, набраться новых сил для продолжения работы.

Ребенок открывает для себя огромный мир, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений стремится выразить их в собственных творениях через рукоделие, словотворчество. Посредством художественного труда происходит становление детской личности, развитие таланта, проявление индивидуального творческого порыва.

Источник