Признаки раннего развития ребенка

Признаки раннего развития ребенка thumbnail

Под ранним развитием мамочки обычно понимают неординарные способности, которые пытаются разглядеть и развить в малыше. Но стоит ли торопиться? О том, как правильно заниматься с малышом, рассказывает врач Ольга Макушникова.

Раннее развитие: что это такое на самом деле

Мамы пытаются вбить в голову малыша огромное количество стихов, сказок и прочих не слишком нужных сведений, чтобы потом похвастаться познаниями ребенка перед подругами.

Папы с радостью учат малыша различать марки автомобилей и управляться с компьютером или сотовым телефоном. Однако «ранним развитием» подобные навыки можно назвать с большой натяжкой.

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными.

Конечно, заучивание стихов и любой другой информации поможет развить память ребенка. Но не более того.

В действительности раннее развитие подразумевает стимулирование любознательности, общительности, внимания, мышления и других функций и навыков, которые помогают сформировать гармоничную личность.

Об том, что ребенка надо «социализировать» с раннего детства, тоже слышали многие. Сегодняшние мамы начинают присматриваться к методикам раннего развития, едва малыш появится на свет. Выбрать, действительно, есть из чего.

Методики Монтессори, Зайцева, Ибука, Домана и Береславского доказали свою эффективность. Они действительно помогают маленькому человечку изучать окружающий мир, приобретать полезные навыки, общаться и развиваться. Но, к сожалению, стоят занятия в школе раннего развития недешево.

Как же быть? На самом деле, сложные методики раннего развития вполне могут заменить правильные игры с мамой и папой.

Развитие детей до года

Развивать малыша можно с самого раннего возраста. Это заложит хорошую основу для дальнейшего умственного и физического совершенствования. Чтобы оценить, насколько гармонично развивается ребенок, и какие навыки стоит стимулировать на каждом этапе, важно знать общие закономерности развития грудничков.

1 месяц жизни

Уже к месячному возрасту ребенок реагирует на звуки и яркие игрушки, может следить за ними глазами. Заботливые родители непременно будут развивать эти способности: показывать малышу яркие игрушки и медленно водить ими в стороны на расстоянии примерно 30 см от лица малыша.

А еще в этом возрасте очень полезно выкладывать ребенка на животик, это позволит быстрее научиться держать головку.

2 месяц

На втором месяце уместным будет повесить над кроваткой мобиль. Малыш с удовольствием будет рассматривать вращающиеся под музыку фигурки.

А еще он активно изучает свои ручки, так что не стоит ему в этом препятствовать — пеленать или надевать специальные варежки для малышей.

В два месяца здоровый малыш порадует родителей «комплексом оживления»: будет бурно реагировать, как только кто-то из родных склонится над кроваткой.

Примерно в это же время или чуточку позже он одарит папу с мамой первой осознанной улыбкой и начнет гулить — издавать певучие звуки. Почаще говорите с малышом, это подарит много позитивных эмоций и ему, и вам.

3 месяц

На третьем месяце ребенок, лежа на животике начинает приподниматься на предплечья. Ставьте перед ним яркую игрушку, и малыш будет стараться задержаться в таком положении, чтобы ее рассмотреть.

Вкладывайте ему в ручку погремушку, и он быстрее научится ее захватывать.

В этом возрасте малыш пытается подражать мимике взрослых и еще более активно гулит, некоторые детки уже умеют смеяться.

Обычно в трехмесячном возрасте дети стараются переворачиваться на бок и на живот.

5 месяц

К пяти месяцам ребенок обычно легко переворачивается с животика на спинку и обратно. Эти нехитрые «упражнения» впоследствии помогут ему научиться сидеть и ползать.

Переворачиваться на бок и начать ползать малышу могут помочь родители. Это совсем не сложно: главное — соблюдать простые правила и проявить чуточку терпения.

Помогаем освоить перевороты:

  • Аккуратно возьмите лежащего на спинке малыша за ножки, выпрямив ту из них, в какую сторону собираетесь совершить поворот.
  • Не спеша поворачивайте малыша, заводя одну ножку над другой.
  • Дайте крохе побыть в этом положении несколько секунд и самостоятельно завершить поворот.
  • Не стоит форсировать естественный ход развития и пытаться посадить малыша раньше времени, даже если он активно поднимает головку и плечики, лежа на спине. А вот стимулировать ползание полезно.

Родители могут научить малыша ползать.

Помогаем научиться ползать:

  • Подложите валик из одеяла под грудь и спинку ребенка так, чтобы ручки и ножки свисали: ребенок непременно захочет на них опереться. Подойдет и наглядный пример: ползающий рядом старший ребенок или, на худой конец, папа или мама.
  • Поставьте перед малышом ставят яркую игрушку, до которой он захочет дотянуться.

Полезные советы для родителей:

  • С самого раннего возраста развивайте мелкую моторику малыша: играйте в пальчиковые игры. Это способствует скорейшему развитию речи ребенка.
  • Читайте ребенку книжки и рассматривайте картинки. Стимулируйте его активность: спрашивайте, понравилась ли ему сказка или картинка, и старайтесь выяснить, почему у него сложилось такое мнение.
  • Выбирайте правильные игрушки:
  • К 8-9 месяцам кроху вполне можно научить собирать несложную пирамидку.
  • Развитию малыша будут способствовать всевозможные панели с кнопочками и звуковыми сигналами, пальчиковые краски, которыми он будет рисовать вместе с мамой.
  • Когда ребенок будет делать первые шаги, уместна будет игрушка-каталка.
Читайте также:  Защитить ребенка от причинения вреда здоровью и развитию

Развитие детей раннего возраста

В возрасте 1,5-2 лет полезно развивать у деток любознательность и мелкую моторику, мышление, память и речь. Разумеется, родителям нужно знать, в каком возрасте каких «подвигов» стоит ожидать от малыша.

1,5 года

В полтора года ребенок будет охотно играть с кубиками, пирамидками и матрешками. Он с удовольствием подберет подходящие гаражи для машинок разного размера. Доступны и примитивные сюжетные игры: с куклой, посудкой, солдатиками и машинками.

2 года

Детям в возрасте двух лет уже доступно разучивание стихов, изучение форм и цветов, рисование и лепка, знакомство с основами счета.

Как помочь малышу научиться познавать мир:

  • Подкрепляйте теорию практикой. Считайте все что угодно во время прогулки. Давайте малышу потрогать руками гладкое и шероховатое, твердое и мягкое, теплое и холодное.
  • Учите малыша находить различия и общие признаки. Развивайте внимание и память, предлагая игры «Чего не стало», «Третий лишний». Особенно важны игры на развитие внимания для гиперактивных детей!
  • Не забывайте о физическом развитии малыша: гуляйте на свежем воздухе и играйте в активные игры.
  • Из множества кружков выбирайте те, куда ребенок идет с удовольствием и откуда не хочет уходить. Не заставляйте его делать то, что он ему не нравится.
  • Считайте, что ребенку пора осваивать алфавит, а потом и чтение — превратите это в игру.

Развитие речи детей раннего возраста

Первое осознанное слово — это серьезный прорыв для малыша. Чтобы речевое развитие не запаздывало, как можно больше общайтесь с ребенком с первых дней жизни, развивайте «пассивную речь» — умение слышать и понимать взрослых. Уделяйте большое внимание развитию мелкой моторики, это стимулирует речевой центр головного мозга.

1-1,2 года

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте 11-14 месяцев. Как только малыш сказал первое слово, его словарный запас будет активно расширяться.

Стимулировать речь несложно путем многократного повторения отдельных слов, общения в формате «вопрос-ответ» и разучивание коротких стишков, в которых малыш сможет договорить последнее слово.

На этом этапе очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить правильно и при этом эмоционально выразительно.

2 года

Дети учатся складывать слова в предложения и с удовольствием «беседуют» со сверстниками.

Продолжайте говорить с малышом, описывать ему все, что он видит на прогулке, а позже задавайте вопросы об увиденном, и уже к трем годам сможете беседовать с ним на самые разные темы.

В этом возрасте очень важно учить ребенка правильно выговаривать слова и строить фразы. Обратите внимание не только на произношение отдельных звуков, но и правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3-4 года

Важно понимать, что совершенно нормально, если ребенок в три и даже четыре года не выговаривает сложные звуки: р, ж, ч и другие звуки.

Насторожить должно искажение слоговой структуры и смешение звуков, которое может оказаться нарушением фонематического слуха. В этом случае не обойтись без помощи логопеда.

Ускорить развитие правильного произношения помогает артикуляционная гимнастика. Сегодня представлено огромное количество игр с язычком, которые помогают тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

Ребенку можно помочь научиться говорить.

Как помочь малышу изучать языки:

  • Для начала, развивайте связную речь на родном языке. Учите малыша пересказывать сказки, контролируя правильность построения фраз и предложений.
  • В раннем возрасте ребенку доступно изучение иностранных языков. В межнациональных семьях дети с легкостью переходят с одного языка на другой, поэтому почаще общайтесь друг с другом на том языке, которому хотите научить ребенка.
  • Если вы решили воспитать полиглота, учтите, что, если прекратить занятия иностранным языком, а уже полученные навыки не использовать, вскоре малыш забудет все, чему его научили.

Раннее развитие: за и против

Несмотря на многочисленные плюсы раннего развития детей, у этой медали есть и обратная сторона.

  • Зачастую, родители так рьяно берутся за обучение малышей, то у тех не остается времени ни на прогулки на свежем воздухе, ни на свободное время.
  • Бывает, дети устают от переизбытка информации, что чревато неврозом.
  • Если кроху заставляют изо дня в день заниматься тем, от чего он не в восторге, будь то танцы или изучение алфавита, пользы это тоже не принесет.

Как не навредить ребенку: три совета по обучению

  • Прислушивайтесь к своему малышу, его желаниям и индивидуальным особенностям.
  • Не перегружайте ребенка, оставьте ему время вдоволь наиграться с самим собой или своими друзьями.
  • Не торопите события, стремясь научить малыша всему, что изучают первоклассники. Иначе велик риск того, что при поступлении в школу ребенку будет неинтересно на уроках, и он привыкнет к тому, что он «и так все знает» — а, значит, учиться вовсе не обязательно.

Здоровья вам и вашему малышу!

Читайте также:

Неправильный прикус у детей: что делать?

Ветрянка у детей: симптомы и лечение

Читайте также:  Ребенку 1 год и 8 месяцев его развитие и игры

Заикание у детей: причины и лечение

Источник

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию «Lancet», в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

развитие навыков у ребенка

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. 

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое:

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность:

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор:

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Читайте также:  Особенности сенсорного развития ребенка

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

оценка развития ребенка педиатром

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые «Окна достижений для 6 этапов моторного развития». Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является «Шкала ментального развития Гриффитс». Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.

раннее развитие ребенка

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник