Значение рисования для всестороннего развития ребенка

Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Детское творчество — целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика-это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму.

Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом.  Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

           Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

1.Обязательно показывайте ребенку свой интерес к его творчеству.

2.Не ограничивайте его правилами и заданными формами.

3.Подписывайте его рисунки, оформляйте рамки, устраивайте «персональные» выставки.

4.Помогите ребёнку овладеть правильной техникой владения кистью и карандашом, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Необходимо добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

5.Помните: то, что никому не нужно и никого не радует — не вызывает вдохновения.

6.Рисуйте вместе с вашим ребёнком, обыгрывайте придуманные сказки или истории, оторвитесь от своих обыденных дел.

7. Рисуйте для ребёнка, но не настаивайте, что ваши рисунки лучше. Иначе ребенок откажется рисовать, станет неуверенным, а Вы будете удивляться: «Почему же он не рисует?».

8. Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.

9. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Источник

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей

  • Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
  • Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
  • От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого — научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий. 
  • Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
  • Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
  • Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
  • Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
  • У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.
  • На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия желательно включать большое количество игровых моментов, проводить обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще используются приемы: частичный показ, объяснение. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно (например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).

Рисованию, конечно, родители могут обучать своих детей самостоятельно, используя свой собственный опыт и специальные методические пособия. Но очень полезны занятия по рисованию с детьми, который ведет профессиональный художник, художник-педагог, знающий все тонкости процесса обучения рисованию. В нашем развивающем центре «Летиция» занятия по изобразительному искусству (ИЗО и ИЗОТВОРЧЕСТВО) ведут опытные и высокопрофессиональные художники, имеющие специальную педагогическую подготовку. На нашем сайте и в здании центра «Летиция» можно увидеть замечательные рисунки наших детей.

Источник

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» — каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной.

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» — бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.

Детское творчество — целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.

Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.

Источник

. Значение рисования для детей.

С детства духовная культура формирует личность каждого человека независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества.

Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности к миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития.

Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

Рисование одно из самых любимых занятий детей с раннего возраста.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Наступает время открытий, и карандаши, краски и фломастеры становятся настоящим источником чудес. Оказывается, если положить на лист бумаги руку, аккуратно обвести её карандашом, а затем убрать, на бумаге останется её точная копия! Увидев это, малыш будет какое-то время сравнивать полученное с оригиналом и, убедившись, что все осталось на своих местах, окончательно поверит в чудо «раздвоения». Именно это открытие позволит ребенку понять, что если очень постараться, то на рисунке обязательно получится какой-нибудь предмет или человек из реальной действительности: увидел красивый дом и тут же изобразил его «двойника» на бумаге… И неважно, что на рисунке он почти ничем не отличается от автобуса или портрета мамы: всего лишь один кружок побольше, другой поменьше и несколько других палочек!

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями… Рисование необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей огромные положительные эмоции. Это занятие увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «сделал Я – всё это моё!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их  при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни, у детей формируется своя манера изображения.

Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству.

Не ограничивайте его правилами и заданными формами.

Подписывайте его рисунки, оформляйте рамки, паспарту , устраивайте «персональные» выставки.

Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, не вызывает вдохновения.

Рисуйте и лепите вместе с вашим ребёнком, обыгрывайте придуманные вместе сказки или истории, оторвитесь от своих обыденных дел.

Рисуйте для ребёнка, но не настаивайте, что ваши рисунки лучше. Иначе малыш откажется рисовать, станет неуверенным, а Вы будете удивляться: «Почему же он не рисует?».

Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству.

Не переживайте, если из вашего ребёнка не вырастет великий художник. Главное, что рисование поможет ему развить воображение, научит фантазировать и управлять своими желаниями, что немаловажно в современном мире.

Источник