Значение развития у ребенка действий с предметами

Взаимодействие «ребенок — взрослый» формируется с первых дней жизни младенца и выражается в форме эмоционально-личностного общения. Через некоторое время взрослый начинает вводить в общение предмет (игрушку). В результате такого взаимодействия (взрослый—предмет—ребенок) формируется новый вид общения — ситуативно-деловое, в процессе которого взрослый и ребенок тесно контактируют по поводу игрушки. Основным средством общения, помимо экспрессивно-мимического, становится предметное действие.

Взрослый учит младенца выделять игрушку в ближайшем окружении, захватывать ее, удерживать в разных положениях и разнообразно действовать с ней. Хватание —значимое приобретение малыша: оно способствует развитию целенаправленных движений рук, развитию общих движений (ползание, ходьба), ориентировки в окружающем.

Умея удерживать в руках сначала один, а затем и два предмета (к 6 месяцам), ребенок начинает действовать с ними поочередно или одновременно, что свидетельствует о совершенствовании его внимания, которое становится все устойчивее и распространеннее.

Манипулируя предметами, ребенок не может без помощи взрослого раскрыть специфические действия с ними. Взрослый показывает характерные действия с предметами: на закрепленный штырь нанизывает небольшие кольца серсо (подготавливая к действиям с пирамидкой), ставит кубик на кубик. Он помогает малышу к 7—8 месяцам осознать и запомнить важные составные части предметного действия: рисунок действия (конкретные приемы его выполнения) и образ действия (общее представление о назначении предмета). Без этих двух составляющих ребенок долгое время будет лишь манипулировать предметами, демонстрируя низкий уровень познавательного и умственного развития (ребенок в 2 года не может собрать пирамидку, состоящую из 4 колец). Усилия взрослого в основном направлены на то, чтобы ребенок, действуя по подражанию, усваивал разные способы действия.

Взрослый должен эмоционально показывать те или иные действия: используя разнообразные жесты, круговые движения руками («Много!»), разведение рук в стороны («Большой!»), указание пальцем и т. п., сопровождая движения соответствующими словами, интонацией. Способности подражать конкретным действиям малыш учится долго, неторопливо. Одновременно вслед за взрослым он учится повторять отдельные слова («Вот!», «Так» и др.) Сопровождение действий речью способствует активизации умственной деятельности ребенка, его умению общаться. Например, поставив 4 кубика друг на друга, ребенок вслед за взрослым радостно кричит: «Все!» — и хлопает в ладоши, призывая взрослого разделить его радость. Осваивая разные способы действий, подражая взрослому, ребенок не всегда может самостоятельно воспроизвести их, часто забывает. В случае затруднения взрослый действует его рукой, используя метод пассивных движений. Но этот метод эффективен лишь в начале ознакомления со спецификой действий. При выполнении различных действий ребенок стремится внести что-то свое. Взрослый не должен подавлять его инициативу.

Следует создавать необходимые условия для развития активности ребенка: подготовить место для активного бодрствования (достаточный по площади манеж или место за барьером), подобрать разнообразные игрушки в необходимом количестве (в зависимости от числа детей), предоставить время и свободу действий.

Ребенок увлеченно исследует предметное окружение: извлекает звуки из резиновых игрушек, мнет и рвет листы бумаги, прислушиваясь к их шуршанию (чувственное познание окружающей предметной действительности). Малыш открывает для себя новые свойства предметов: резиновые игрушки можно сжимать и извлекать из них звуки, кубиками можно стучать, шарик катать. Выбрасывая игрушки из манежа, он замечает: одна покатилась, другая распалась на части и т. п. Таким образом ребенок активно осваивает первые результативные действия (при условии, что результат нагляден и максимально приближен к действию: бросил —тут же получил результат). В процессе таких увлекательных действий он активно постигает окружающую предметную действительность, возрастает его самостоятельность, инициативность, упражняется рука, кисть, пальцы. Кроме того, он еще и экспериментирует, упорно просовывая мишку между прутьев барьера, пытаясь поставить куклу на шарик и т. п. В свободном экспериментировании формируется познавательная мотивация, проявляется любознательность.

Закончив выполнять то или иное действие, малыш конца первого года жизни вслед за взрослым восклицает: «Так! Вот! Все!» и др. По просьбе взрослого жестом, пальцем показывает тот или иной предмет.

Обогащается сенсорный опыт ребенка: с помощью осязания, мышечного чувства, зрения и слуха он начинает различать цвет, форму, размер предметов, останавливая взгляд на их цветовом оформлении, прислушиваясь к их звучанию. К концу года у него заметна координация движений, развитие глазомера. Совершенствуются внимание, память малыша, прослеживается избирательность к игрушкам. Усвоенные действия с предметами-игрушками лягут в основу сюжетно-игровой деятельности на втором году жизни.

Постепенно у ребенка первого года жизни развивается наглядно-действенное мышление. Но несмотря на самостоятельность и инициативность ребенка, пока еще сам предмет (игрушка) диктует ему способ действия с ним.

Таким образом, на развитие игровой активности малыша в первом полугодии первого года жизни влияет эмоциональное общение со взрослым. Во втором полугодии игровая деятельность ребенка обогащается за счет усложнения общения и развития предметно-манипулятивных действий.

Источник

       «Особенности развития действий с предметами в первый год жизни».

    Первый год — ответственный период в жизни ребёнка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии социализации ребенка

    Возможность познания предметов, окружающих ребёнка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. В новорождённый период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно — рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребёнка в процессе воспитания и обучения.

    Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка, и в частности на развитие речи.

    Первая двигательная функция руки — схватывание. Сначала выявляется как врождённый рефлекс «Робинзона», он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Он исчезает уже в первые месяцы, замещаясь хватательным рефлексом. Схватывание предметов как действие формируется у ребёнка в процессе общения со взрослым и является результатом обучения.

      С 3 месяцев начинается период сенсорной активности. От 2,5-3мес. До 4-4,5мес. у ребёнка возникает этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом. В этот период малыш впервые познаёт объективные свойства предметов. С 4 до 7 мес. для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств предмета, умение привести предмет в движение. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Похлопывает по предмету, стучит им, размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание. В 6 мес. ребёнок не только крепко удерживает вложенный в руку предмет, но и берёт его из любого положения. ОТ 7 до 10 мес. у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он выполняет двух активные действия: вкладывает и выбрасывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, а затем пытается нанизать; захлопывает крышку коробочки и т.п. С 8-9 мес. малыш крепко сжимает игрушку, если её хотят отобрать. Он берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. От 10-11 мес. до 1г.2мес.-1г.3мес. появляются функциональные действия, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т.п.).

    Для успешного развития действий рук необходимы следующие занятия: в первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони вкладывать поочерёдно шарик диаметром 2-2,5 см, добиваясь схватывания, палочки диаметром 1см, валики, сделанные из клеёнки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки при схватывании, развивают тактильную чувствительность ладони. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Рефлекторные упражнения и упражнение на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, однако они полезны для развития осязания. Если в 2-3мес. игрушки-подвески используем для того, чтобы научить ребёнка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5-6мес. они необходимы для развития целенаправленных движений руки к предмету, умение захватывать и подтянуть его к себе. Подтягивание к себе один предмет, вызывает перемещение и других. С этой целью подвешиваем шарики, колокольчики, ленточки, погремушки и т.п., укреплённые на шнур, который связан концами. После 6 мес. учим выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один малыш изменяет положение другого. Например-привязать колечко к неваляшке, машинке и т.п. Выкладывание предметов из ёмкости путём переворачивания (высыпание шариков из ведёрка, опрокидывание тележки с кубиками); поочерёдное выкладывание предметов (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить последовательные действия); снятие предметов с опоры (колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты; нанизывание колец большого размера на стержень); открывание матрёшек, бочат ( с помощью ленты, приёмом подтягивания), вытаскивание грибков, ёлочек. Используем игрушки-вкладыши (цветные колпачки, матрёшки, ведёрки и т.д.) Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать при этих движениях пальцы руки. С 8-9 мес. с целью развития моторики пальцев проводим игру «Открой сам» (дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путём проталкивания). Он самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены. «Прокатывание колёсных игрушек» (цель научить ребёнка действовать с игрушкой в соответствии с её свойствами). В 10-12мес. с детьми проводим дидактические игры «Что мы спрятали в коробку?», «Чудесный мешочек», в который вложены игрушки (шарики, кубики, колечки и т.д.) Встряхивая мешочек, побуждаем ребёнка доставать из него предметы, рассматривать их. В этом возрасте ребёнок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень, игры с пирамидкой (разбирать и собирать 3-5 колец), ставить «кубик на кубик». Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагаются также столики с грибочками, ёлочками. Упражнения для руки заключаются в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, соотнести с плоскостью, приложить усилия для соединения деталей с основанием. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счёте мышления и речи ребёнка.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 5 лет дома

     На протяжении всего первого года жизни воспитатель использует метод пассивных движений с разной степенью активности со стороны ребёнка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребёнка, затем вместе с ним, всё чаще внося элементы активности.

Источник

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по возрастам

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник