Значение ползания для развития ребенка

Значение ползания для развития ребенка thumbnail

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.

Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.

Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.

Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.

Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.

Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с  большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.  

На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…

Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.

В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру.  Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.

Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.

Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.

Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.

Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.

Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….

Источник

Значение ползания для развития ребенка

Почему все специалисты говорят, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка до года? Некоторые специалисты утверждают, что у ребенка, который пропустил этот этап, могут возникнуть трудности с формированием речи, проблемы с обучением в школе, нарушения в координации движений, что польза ползания – это то, что нельзя переоценить.

Они правы и не правы одновременно. На самом деле, можно сравнить ползание с обучением в школе. Все учились в школе, но у всех разный уровень знаний. Так и с ползанием – важно качество прохождения этого этапа. Именно качество ползания влияет на развитие ребенка и его успешность в дальнейшей жизни. Есть много примеров, когда успешный человек не ползал, и наоборот.

Почему так происходит и как сделать ползание фундаментом для человека в его дальнейшей жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассматривать ползание целостно. В этот период ребенок не только осваивает некоторый моторный акт, но и обогащается эмоционально, приобретает умения, недостижимые для него раньше. Теперь по порядку.

Польза ползания для развития моторики

Ребенок научается выносить ногу от бедра, отрабатываются отношения правая рука – левая нога, нарабатываются ротационные движения позвоночника. Приобретение этих навыков дает возможность ребенку быстрее освоить ходьбу. Не раньше пойти, а встав, уже уметь ходить. Ходить ребенок учится именно в ползании. Но, как ни странно, именно в моторном отношении пропуск ползания не является критичным. Ребенок немного дольше обучается ходить, если не ползал (дольше мучает родителей, чтобы они его водили за руки), но в дальнейшем справляется со всеми трудностями. Только очень опытный специалист по моторным проявлениям может определить, что человек не ползал в детстве. А если он занимался спортом или танцами – это невозможно определить по моторным проявлениям.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз образец

Но человек целостный и развивается не по частям, а целиком. Одновременно развиваются сенсорные системы, эмоции и психика ребенка. Именно в этих областях ползание является ключевым этапом в развитии ребенка.

Я сам! – польза ползания для эмоционального развития, развития мотивации

У ребенка появляется возможность самостоятельно добираться до предметов и изучать их. Не то, что мама с папой дали, а то, что интересно именно ему. Такого не происходит, если ребенок сразу пошел. Точнее – происходит, но значительно позже. Если ребенок сразу пошел, то скорость его передвижения очень высока для малыша. Он еще не умеет так быстро ориентироваться. Садиться он не научился и достать предметы с пола может, только упав на попу. А как дальше встать? Нужно звать на помощь – опять зависимость. Ползающий ребенок в реализации своих интересов значительно успешней. Все мы имеем опыт в своей жизни, когда сами в первый раз сделали что-то новое. Все мы помним ту радость, когда САМ. И ребенок тоже испытывает кайф от самостоятельного делания. Это мощнейшая мотивация для дальнейшего развития. Возникает уверенность в своих силах.

Он может доползти до кухонного шкафа, чтобы узнать, зачем мама так часто туда заглядывает, и вынуть из него все. Потом вместе с мамой будет убирать. Какая мама позволит это ребенку, если она его водит за руки? Еще не надо забывать о настроении мамы, которая имеет свободное время (несколько секунд), пока ребенок ползет по своим делам. И как бы ребенок не нашкодил, он сделал новое и маму это радует. Эмоциональное очень важно для ребенка в это время – это двигатель его развития.

Новый взгляд – формирование зрительного пространства. Польза ползания для дальнейшего обучения в школе.

Когда ребенок ползает, его зрительное пространство развивается определенным образом. Ребенок смотрит вперед и одновременно вынужден отслеживать пространство на полу. Куда встают рука и нога. Иначе он будет спотыкаться и падать. У ребенка формируется зрительное пространство, которое является базовым для дальнейшей жизни. Если провести линии от глаз к руке и предмету, на который ребенок смотрит, то хорошо видно, что угол обзора – 90 градусов. Такой угол позволяет в дальнейшем при ходьбе видеть, куда встанет нога.

Сидя за партой, ребенок может спокойно видеть доску перед собой и тетрадь одновременно. Для ребенка, который пропустил ползание в развитии, это очень тяжело, и он постепенно начинает ложиться на парту. При постепенной вертикализации формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную. Именно этот навык нужен в обучении для списывания с доски. Если этот навык не наработан, то при списывании ребенок может менять буквы местами, пропускать цифры в задании. Можно приводить еще массу примеров, но очевидно одно – ползание является очень важным этапом подготовки ребенку к обучающему процессу. 

Вперед к цели – польза ползания для психического развития

Психическое развитие ребенка делает мощнейший скачек. Он не просто берет много нового, не просто интересуется тем, что в прямой видимости, но запоминает, что находится за углом. Вчера залез в шкаф, мама сразу бросила телефон и была со мной. Пойду еще раз оторву маму от телефона. Именно так ребенок научается удерживать цель, постепенно увеличивая это время. У него появляется не просто зрительная опора, но и умозрительная. Он представляет образ того, что хочет, и сам туда идет.

В заключении скажу, что ползание – очень важный этап в развитии ребенка. Не нужно родителям знать всех тонкостей прохождения этого этапа – ребенок сам чувствует важность ползания. Нужно просто принять, что ползать обязательно. Природа задумала это не просто так. Очень часто дети, которые сами пошли раньше ползания, затем начинают ползать.

???????? Первые годы малыша — это фундамент всей жизни. Именно в первый год мы осваиваем моторные навыки, которые после года просто усложняются и “оттачиваются”. Это проекция в будущее, про личность, про первый опыт собственной успешности или неуспешности ????

❗️ Для родителей самых маленьких у нас есть большой сборник мини-лекций про малышей от 0 до 3- лет «Онлайн-азбука. Действительно важное». Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям. Даю большое количество инструментов по развитию самых маленьких. Для счастья малышей и спокойствия родителей. Подарите себе спокойствие, а детям — успешный старт ????

⚡ Только до 7 августа скидка 30%. Также вы получите вебинар про сон ребенка в подарок ????

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Значение ползания для развития ребенка

Источник

В том, что маленькому ребенку полезно ползать, я не сомневалась. Однако, поднимая эту тему при общении с молодыми и уже опытными мамочками, можно услышать такие мнения, что «большинство детей не ползают», что «если поползет, то позже пойдет», да и с сидящим на месте малышом проще, поэтому «не ползет — и хорошо».

(185 оценок)

Читайте также:  Карта развитие ребенка с зпр лебедева

В том, что маленькому ребенку полезно ползать, я не сомневалась. Однако, поднимая эту тему при общении с молодыми и уже опытными мамочками, можно услышать такие мнения, что «большинство детей не ползают», что «если поползет, то позже пойдет», да и с сидящим на месте малышом проще, поэтому «не ползет — и хорошо». Я совершенно не согласна с такими мнениями, и в этой статье попробую объяснить свою позицию.

При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений, и в результате повышается интеллект. Представьте себе шестимесячного малыша, который подрыгивает конечностями лежа на животике или спинке, переворачивается с боку на бок, и на этом его основные физические умения (не считая мелкой моторики) заканчиваются. Он напоминает китенка, выброшенного на берег.

И совсем другое дело, когда такой же полугодовалый сам рассекает просторы отведенного ему помещения, сам принимает решения, куда ему направиться, и открывает новые горизонты. Тем более, что у всех детей есть врожденный рефлекс к ползанию, и это для них совершенно естественно.

Самое главное, что малыш начинает думать, во-первых, куда и зачем ему ползти, и, во-вторых, как лучше это сделать. Он осознает, что может перемещаться с места на место, заполучить предмет, который находится не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше, и это расстояние для него не преграда. При этом малыш сам выбирает тот стиль, которым ему более удобно ползти.

Можно заметить, что на разных поверхностях — ковре, паркете, кухонной плитке — ребенок ползает по-разному. Да и сами стили ползания у каждого ребенка свои. Однако одним из самых эффективных и быстрых видов ползания является перекрестное ползание, когда одна ручка и противоположная ей ножка вместе отрываются от пола, шагают вперед и вместе приземляются. При этом ребенок четко удерживает равновесие. Когда малыш овладеет этой техникой, проблемы случайных «заносов» и падений проходят сами собой, и ребенок может со временем практически бегать на четвереньках.

Кроме этого, к еще одной пользе ползания можно отнести и развитие мелкой моторики, так как открывается большое поле деятельности для исследования ручками различных мелких деталей, таких, как бахрома ковра, щелки и неровности паркета, и любых предметов, лежащих на полу. Постоянное соприкосновение ладошек с различными поверхностями лучше всякого массажа массирует их, а ведь на них множество нервных окончаний. И кроме этого, ползание — лучшее лекарство от повышенного мышечного тонуса.

Для того, чтобы ребенок своевременно пополз, необходимо соблюдение двух основных правил: во-первых, не мешать ему в этом, а во-вторых, помочь ему, направить его действия в нужное русло.

Что значит не мешать? Естественно, я думаю, никому не приходило в голову создавать преграды начинающему ползти ребенку. Я имею в виду другое. Находясь в кроватке или в манеже, ребенок находится в безопасности и комфорте, но, начиная примерно с 4,5 месяцев местом постоянного обитания во время бодрствования должен быть пол. Кажется, что еще рано, что пол не совсем подходящее место для такого крохи, но уже в этом возрасте стенки кроватки или манежа, ограничивая свободу, будут сковывать движения, и тормозить развитие. Первое время пол все-таки должен быть мягким. Я стелила на пол простыню и сверху одеяло, и дочке было вполне комфортно, и мне спокойнее.

Особое внимание надо уделить одежде. Должна сказать, что практически любая одежда сковывает движения и тем самым мешает ползать, и чем ее больше, тем хуже. Для хорошего сцепления с поверхностью пола ручки и ножки ребенка должны быть обнажены. Но первое время, когда ребенок только начинает ползать, его нежная кожа особенно на коленках начинает стираться и краснеть, поэтому штанишки надо одевать. Легкая кофточка тоже может не повредить. Но вот носочки я бы не советовала одевать, так как они очень скользят, а, отталкиваясь ступнями, ребенок очень хорошо их массирует.

Итак, малыш на полу. Вот только никаких действий, направленных на проявление тяги к ползанию, вы не замечаете. Естественно, ведь, как правило, чтобы малыш пополз, необходимо приложить много усилий, а самое главное, надо набраться терпения, и не расстраиваться, если ребенок поползет не так быстро, как вам бы этого хотелось.

Приведу несколько советов, которые, надеюсь, помогут вашему малышу освоить технику ползания.

  1. Как можно меньше общайтесь с малышом, лежащим на полу, из положения сверху вниз. Чем больше вы будете лежать, играть и кувыркаться рядом с ним, тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать.
  2. Очень хорошо, если старший ребенок покажет вашему малышу, как надо ползать. Тяга к подражанию у детей развита очень сильно. Если такой возможности нет, не огорчайтесь! Вы сами можете стать объектом для подражания: вставайте на четвереньки и вперед! Признаюсь честно, что когда я сама, подумав, что нет ничего проще, попробовала проползти, то была неприятно удивлена: кроме болевых ощущений в коленях, на них еще отпечатался рисунок нашего синтетического ковра, да и я, запутавшись в халате, чуть не ударилась носом об пол. Так что не все так просто, как кажется! А ребенок, не оценив моих усилий, продолжал подрыгивать конечностями, лежа на пузе. Но это только поначалу, впоследствии малышу очень интересно играть, ползая за мамой.
  3. Положите игрушку в видимой недосягаемости от лежащего на животике ребенка, создайте опору его согнутым в коленях ножкам, чтобы он мог оттолкнуться, потянувшись за игрушкой. Вообще ребенку для движения необходима какая-нибудь побудительная цель, и эту цель нужно создать. К примеру, моя дочка никак не могла сдвинуться с места, какие игрушки мы перед ней только не клали. Она хотела, но у нее не получалось, и от этого она начинала расстраиваться и злиться. И когда мы поставили перед ней вазу с конфетами, она вдруг рванула с места и доползла до вазы.
  4. Сверните матрасик в жесткий валик и зафиксируйте его в таком положении веревкой. Такой валик очень удобен и для упражнений и для игр. Подложите валик под грудь ребенку и возьмите руками за ножки, ручки при этом опираются на пол. Покатайте ребенка вперед-назад, чтобы ручками он совершал шагательные движения. И еще можно такой валик подкладывать ребенку под грудь, и тогда ручки его становятся свободными, и ему очень удобно играть.
  5. Пройдите курс профессионального массажа. Массаж поможет укрепить мышцы малыша и подготовить его к ползанию и сидению.
  6. Если малыш ползет «на пузе» и никак не встает на четвереньки, то можно помочь ему подняться. Для этого, когда малыш лежит на животе, нужно поджать его ножки к животу и развести в стороны, а ручки при этом упираются в пол. В таком положении наша дочка сидела по несколько раз в день, затем начала приподнимать попку и раскачиваться, не решаясь шагнуть, а дальше была ваза с конфетами, упомянутая выше.
  7. Никогда не заставляйте малыша делать то, что ему не нравится. Все ваши упражнения должны быть в форме игры и доставлять малышу удовольствие.
Читайте также:  Нормальное развитие речи у ребенка таблица

Обязательно надо учитывать, что каждый малыш — это индивидуальность, и когда и как ему развиваться, он вам подскажет сам. Надо лишь приглядеться и понять его. И, конечно же, не забывайте о мерах безопасности.

Ползите и наслаждайтесь новыми открытиями!

Астраленко Жанна, jewella@rambler.ru.

Мой сын пополз в 6,5 месяцев, сначала мы прошли курс профессионального массажа, на котором его стимулировали к ползанию, а дома мы тренировались в троем мама переставляла сыну ножки, а папа ручки (очень весело, интересно и еще больше сплачивает всю семью).Затем появилась цель — яркий мяч, который очень хотелось достать, а он постоянно укатывался, а уже потом мы стали устраивать «Сафари» на кошку. Теперь нам почти 10 месяцев мы уверенно стоим на ногах, ходим по стеночке, за две руки, единственное — нам пока не удается преодалеть земное притяжение и встать самостоятельно, ни за что не держась, но попытки к этому делаем и вполне настойчивые. А сколько нового и интересного есть за пределами комнаты: блестящие кастрюльки на кухне, ящики в которых у папы много разных бумажек и т.д. и т.п. Ползать нужно, полезно и интересно.

2006-03-22, marija

Мой сынулька пополз в 6 месяцев, сначала по «партизански», причем назад, а потом уже вперед. Сначала он вставал на четвереньки раскачивался, а потом у же пополз. Я ему помогала, ставила его любимые игрушки подальше. Ползаем мы по полу, ковров у нас нету, единственное в одной комнате, где обычно проводит ребенок мы постили старое одеяло в пододеяльнике. Хотя я ему разрешаю и просто по линолиуму ползать в других комнатах.:-))). Сейчас нам 8 месяцев,ему очень нравиться за мной ползать, я ухожу в другую комнату и зову его и он ко мне радостный ползет..:-). Мы уже потихонечку встаем и держимся за кровать и пытаемся делать первые шаги. Я считаю что ребенку обязательно нужно ползать, во первых он познает мир вокруг него, а во вторых это полезно для его двигательной системы

2006-10-23, Lenchik82

Мне кажется что самая главная проблемма — это родители, которые запрещают ребенку ползать по полу. Когда моя подруга рассказывала беременным в клубе что моя дочь в 7 мес. ползает дома по полу у всех это вызывало удивление и вопросы типа: как именно по полу — не в манеже???? или у них на полу наверное ковры, она — нет, линолиум, и что прямо по линолиуму ползает???? А меня жутко удивляет другое: как можно 6-7 мес. ребенка в клетке держать??? Ограничивать его развитие масштабами кровати???? Это ж не хомячок, не рыба — это ж человек!

2005-12-22, Рита_111

Мой сына пополз в 5,5. Массаж делали, а потом я сама ему показывала как надо ползти. Пополз сразу на четвереньках и вперед. Сейчас ему 6,5, рассекает по всей квартире, гоняет бедных кошек :)И за мной ползет куда бы я не пошла :)очень кстати удобно, потому как 10 кг особо уже не потаскаешь 🙂 Единственное, меня смущает, что одну ножку он ставит на коленочку, а вторую на ступенку. Ну да ладно, если ему так удобно.. 🙂
А вообще я считаю, что ползанье — это обязательный этап в развитии человека!

2006-12-17, kopusha

А у меня сын уже месяца два ползает по пластунски, как партизан. Сейчас нам семь с половиной. Вставать на четвереньки не хотим, наверное потому что «партизаним» уже с невероятной скоростью. Забавный. На мой взгляд, ну хочется ему так, пусть ползает. По большому счету главная цель ползания — познание мира, а нашему мальчугану доступен весь мир нашей двухкомнатной квартиры за малым исключением скопища компьютерных шнуров в папином кабинете. 🙂

2006-05-16, Ника

Моя первая дочь поползла после того как научилась ходить.Сколько ее не стимулировали игрушками.конфетами и пр.,ползать она не хотела.А вторая поползла сама в 6 месяцев без всяких тренировок.Качалась на коленочках и поползла сразу не на животе.А ходить стала раньше,чем первая в 9 месяцев,хотя никто особо не занимался.Так что я думаю главным остается психологическая готовность ребенка к определенным действиям и его желание.

2005-12-23, Vassa5

Моя Настенька поползла по пластуски в 4 месяца, а с 5 встала на четвереньки и стала ползать уверенно и быстро. Сейчас ей 9 месяцев она ходит самостоятельно.К ползанию не стимулировали,единственное положили на пол. Всё время играла или на огромном расправленном диване или на полу

2008-07-20, Мам

Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник