Значение пересказа в развитии ребенка

Значение пересказа в развитии ребенка thumbnail

Значение пересказа

Обучение пересказыванию имеет значение для всестороннего воспитания детей в детском саду.

Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания:

-чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных;

-эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание и т. д.

-пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления — ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.

Велико влияние пересказывания на речь детей:

— развивается умение слушать и понимать литературный текст;

-говорить связно, последовательно;

-формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам;

-обогащается пассивный словарь детей;

-закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова;

-одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей.

Эти занятия приучают детей к умственному труду;

— подготавливают их к школе;

— они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями;

— дети испытывают чувство удовлетворения от интеллектуальных усилий.

Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания:

-в результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, хитрость, жестокость, трусость и смелость, смелость, смекалка;

— правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки.

В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства.

Требования к пересказу детей

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

  1. высокую художественную ценность;
  2. идейную направленность;
  3. динамичность, лаконичность;
  4. образность изложения;
  5. четкость и последовательность развертывания действия;
  6. занимательность содержания;
  7. доступность литературного произведения и его объем.

Этим требованиям соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина и т.д.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Источник

  1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА
  2. ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ

        Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.
        Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
         Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Читайте также:  Роль окружающей среды в развитии ребенка

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем

        Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
       Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
       Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
        Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
        Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
         Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка» и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.
        Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
        Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
        Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.
        При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

  • если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;
  • в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

        Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

  1. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
  2. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
Читайте также:  Способы развития речи ребенка

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

    Источник

    

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

    Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.

    В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, совершенствуются умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений.

    Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выражения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкальных произведений. Когда происходит особенный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

    Чтобы мышление и речь у детей хорошо были развиты, ребенок должен научиться хорошо, высказывать свои мысли, текст, прочитанной сказки и рассказа, впечатлений об увиденном фильме, об окружающем его мире, он должен научиться пересказывать увиденное, услышанное. Для этого его надо научить пересказывать. И для этого применяется следующая последовательность, следующие приемы. Важно приучать ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую, творческую жилку, создавая обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных усилий. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

    Ребенок должен научиться думать, будить свою самостоятельную мысль, развивать поисковую творческую жилку, проявлять повышенные умственные усилия.

    Пересказывать, мыслить и развивать речь детей помогают дидактические игры. Они формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания о Родине, Российской Армии, людям разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.

    С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

    Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Двигательная активность во время игр развивает мозг ребенка, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать.

    Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание небольших сказок и рассказов. Для пересказа можно использовать следующие произведения: украинскую народную сказку «Колосок», эскимосскую народную сказку «Как лисичка быка обидела», Б. Житков «Храбрый утенок», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Д. Харрис «Смоляное чучело» и другие.

    Предварительно воспитатель сам должен хорошо изучить произведение, определить, что нуждается в разъяснении; придумать вопросы, которые заставляют ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также проанализировать язык произведения, выделить описания, на которые следует обратить внимание детей.

    Трудный и ответственный этап — беседа по содержанию произведения, так как при минимуме вопросов (не более 5–6) нужно создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста.

    Понять и запомнить произведение помогают следующие приемы:

    − чтение отрывков по заявкам детей;

    Уточнив, понравилась ли сказка, педагог предлагает назвать отрывки, которые воспитанникам хотелось бы послушать ещё раз. Тотчас зачитывает их, а некоторые фразы предлагает негромко повторить всем вместе. Это облегчает запоминание произведения и активизирует внимание детей.

    − выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения;

    − придумывание детьми сказки (рассказа);

    Педагог знакомит воспитанников с произведением, опустив название. Затем просит придумать его. Этот прием помогает выяснить, как дети поняли произведение, а также облегчает им ориентировку в текстовом материале.

    − придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему;

    − вопросы, побуждающие ребенка припоминать отдельные фразы, сопоставлять их. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность, а главное, поддерживает устойчивый интерес к произведению.

    В начале обучения пересказу, дети нуждаются в помощи взрослого. Поэтому следует выбирать небольшие по объему тексты, которые ребенок пересказывает целиком, близко к оригиналу.

    Читайте также:  Центр развития ребенка фмр

    В старшей группе детей начинают обучать пересказу произведения по частям. Можно приглашать двух детей, с помощью педагога или самостоятельно они договариваются, кто будет начинать рассказ. Первый ребенок должен сам, решить в каком месте остановиться. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, необходимо детям как будущим школьникам.

    Активизации внимания детей способствует инсценировка и драматизация текста. Заканчивать занятие целесообразно полным пересказом произведения одним ребенком.

    Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Магазин игрушек» (сувениров), «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Эффективен прием составления писем.

    По условиям игры «Мастерская игрушек» ребенок, придя заказывать игрушку, должен подробно описать мастеру, из какого материала её сделать, где и какую использовать отделку, указать размер и пр. Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время.

    Тематика занятий выставок может быть самой разнообразной: «Автомобили» (транспортные средства), «Хохломские изделия», «Дымковская игрушка» и др. Эти выставки позволяют установить непосредственную связь между обучением родному языку, нравственным и эстетическим воспитанием. Дети в роли экскурсоводов учатся описывать предметы, отвечать на задаваемые вопросы.

    Аналогично проводится игра «Демонстрация моделей одежды», на которой дети в роли художников-модельеров представляют свою одежду, составляют рассказ-описание одежды, стараясь представить модель как можно интереснее (для какого сезона предназначена, из какой ткани изготовлена, как сшита, какими декоративными элементами оформлена).

    Во время проведения выставки книг дети-экскурсоводы называют художника, указывают на особенности его рисунков, демонстрируют самую интересную иллюстрацию. Для этих выставок хороши различные издания русских сказок, иллюстрированные Ю. Васнецовым и Е. Речевым, Э. Булатовым и О. Васильевым, Н. Кочергиным, книги Е. Чаргушина, В. Сутеева с рисунками авторов.

    Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить воспитанника переписываться с детским садом иной климатической зоны. Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, какая у нас сейчас погода на Юге, а затем отправить его детям, которые живут на Севере.

    Рассказывание по картинам. Вначале дети составляют рассказы по 4–5 настенным картинам. В процессе рассматривания учимся характеризовать место и время действия, нужно поощрять стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей.

    Чтобы дети лучше поняли содержание картины, которая вызвала бы у них положительно-эмоциональное отношение, взрослый должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания («Вам нравится картина? Как вы думаете, о чем она?»). Самую большую группу должны составлять вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Следует вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Мыслительная деятельность, направленная на выяснение связей и зависимостей, способствует эмоциональному восприятию картины.

    Развитию речи и мышлению детей способствуют составление рассказов из личного опыта. Предлагаемые темы должны быть связаны с положительно-эмоциональными переживаниями ребенка. Для рассказов из коллективного опыта можно рекомендовать следующие темы: «Как мы следы осени искали?», «Знакомьтесь — наш детский сад», «О нашем городе мы свой ведем рассказ», «Наши малыши», «Как мы готовились к празднованию Международного женского дня 8 Марта» (что приготовили в подарок, как вручали, что говорили, доставили ли радость?).

    Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать их окружающим.

    Составляя рассказы творческого характера по набору картинок, у детей развивается воображение, умение воспроизвести в речи увиденное.

    Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ детьми настольного и кукольного театров, инсценировки с игрушками вечера, досуга. Необходимо всячески поощрять успехи детей, это предает им уверенности в собственных силах.

    Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

    Литература:

    1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400с.
    2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2001. — 256с.
    3. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. — М.: Владос, 2013. — 288с.
    4. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 2001.- 111с.
    5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 1987г. Программа «Детство».

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, произведение, рассказ, внимание детей, детский сад, коллективный опыт, мышление детей, самостоятельная мысль, связная речь, художественный образ.

    Источник