Значение музыки в развитии личности ребенка
Роль музыки в формировании личности ребёнка
Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.
Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).
Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.
Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияния музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.
Источник:
https://sites.google.com/site/derevsikova/moe-issledovanie/1
Источник
Музыка, как и другие виды искусства, является
специфической формой художественного отражения
действительности. Глубоко и многообразно
воздействуя на чувства, волю людей, музыка
способна благотворно сказываться на их
общественной деятельности, влиять на
формирование личности.
Музыкальная культура личности — это процесс
открытия человеком ценностей произведений
искусства для себя, уровень их восприятия и
освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие,
наслаждение. Без удовольствия, наслаждения,
которые дают человеку труд, наука, искусство, его
жизнь оказывается обедненной и бессмысленной.
Музыка способна успокаивать и утешать людей,
снимать психическое напряжение, помогает
преодолевать стрессы, становится одним из
источников здоровья человека и профилактическим
средством лечения психических болезней.
В большинстве своем все люди испытывает
потребность слушать музыку, любят ее, она
присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в
основном радио и ТВ-репертуар. Назначение
музыкальных произведений связывается с
развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению,
помогает расслабиться после рабочего дня,
корректирует эмоциональное состояние.
Задача педагогов дошкольных учреждения — по
возможности упорядочить воздействие
информационной среды на детей, формируя у них
критическое отношение к поступающей экранной и
окружающей информации. Важно сформировать у юной
личности самостоятельность в эстетической
оценке действительности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также
направленность и характер ее социального
воздействия представляются нам важнейшими
критериями, определяющими общественную
значимость музыки, ее место в системе
духовно-культурных ценностей.
Музыке отводится особая роль в воспитании
ребенка. С этим искусством человек соприкасается
с рождения, целенаправленное музыкальное
воспитание он начинает получать уже в детском
саду, а в последующем и в школе. Следовательно,
музыкальное воспитание является одним из
средств формирования личности ребенка с самого
раннего возраста. Современные научные
исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ
музыкальной культуры — т.е. музыкальное
воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений
в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Дошкольный возраст — период, когда
закладывается первоначальные способности,
обуславливающие возможность приобщения ребенка
к различным видам деятельности. Что касается
области музыкального развития, то именно здесь
встречаются примеры раннего проявления
музыкальности, и задача педагога развить
музыкальные способности ребенка, заинтересовать
его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой
приносила ему только положительные эмоции.
Музыка обладает свойством вызывать активные
действия ребенка. Он выделяет музыку из всех
звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.
Следовательно, если музыка оказывает
положительное влияние на ребенка уже в первые
годы его жизни, то необходимо использовать ее как
средство педагогического воздействия. К тому же
музыка предоставляет богатые возможности
общения взрослого и ребенка, создает основу для
эмоционального контакта между ними. Ребенок с
самого раннего детства начинает узнавать
знакомые мелодии и различать высоту и силу
звуков (высокий — низкий, громкий — тихий),
двигается в соответствии с характером музыки,
умеет выполнять простейшие движения:
притоптывать ногой, хлопать в ладоши,
поворачивать кисти рук, называет простейшие
музыкальные инструменты.
Приобщение к музыкальному искусству в детском
саду осуществляется музыкальными
руководителями и воспитателями на музыкальных
занятиях, утренней гимнастике, праздниках и
развлечениях, в самостоятельной музыкальной
деятельности и продолжается в школе на уроках
музыки. Поэтому педагоги должны иметь
специальное образование, а также необходимые
знания о специфике возраста.
Содержанием музыкального воспитания
дошкольников является приобщение его к разным
видам музыкальной деятельности, формирование
внимания и интереса к музыке. В этот период
формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно
занимает ведущее место в музыкальном
воспитании детей в целом.
В области восприятия развитие идет от
простейших различений маленькими детьми
наиболее ярких красок, форм, звуков к более
активному осознанию красивых, гармоничных
сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и
ритмических соотношений в музыке, нюансов
цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических
созвучий. У старших дошкольников восприятие еще
недостаточно дифференцированно: не имеет
целенаправленного характера, часто
непроизвольно (непреднамеренное восприятие).
Поэтому в сочетании с аналогичными
особенностями внимания, восприятие ребенка
обычно привлекается яркостью, наглядностью.
Наглядные пособия на музыкальных занятиях
необходимы дошкольникам не только для более
полного раскрытия музыкального образа, но и для
поддержания внимания. Без наглядных пособий дети
очень быстро начинают отвлекаться. В.А.
Сухомлинский в своих работах отмечал, что
«:внимание маленького ребенка — это капризное
«существо». Оно кажется мне пугливой птичкой,
которая улетает подальше от гнезда, как только
стремишься приблизится к нему. Когда же удалось,
наконец, поймать птичку, то удержать ее можно
только в руках или клетке. Не ожидай от птички
песен, если она чувствует себя узником. Так и
внимание маленького ребенка — если ты держишь его
как птичку, то она плохой твой помощник». [7;50]
Понимая проблему развития музыкально
восприятия в таком широком плане, педагог на
протяжении всего занятия побуждает детей
прислушиваться к звучащей музыке. Только
тогда, когда музыка на занятии перестанет быть
звуковым фоном, когда постоянно меняющийся
характер, настроение, выраженные в ней, дети
будут чувствовать и осознавать, выражать в
своей исполнительской и творческой
деятельности, приобретенные навыки и умения
пойдут на пользу музыкальному развитию. Это
будет способствовать главной задаче
музыкального воспитания -развитию
эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и
любви к музыке.
И исполнительство, и творчество детей
базируется на ярких музыкальных впечатлениях.
Развитое восприятие обогащает музыкальные
способности детей, а различные виды музыкальной
деятельности способствуют развитию
способностей ребенка.
Ребенок младшего дошкольного возраста,
подражая взрослому, подпевает отдельные звуки,
концы фраз, а затем и несложные песенки и
подпевки, позже начинается становление
собственно певческой деятельности. И здесь
задача педагога — стремиться развить у детей
певческое звучание, увеличить доступный для
этого возраста объем вокально-хоровых навыков.
Детей необходимо подводить к тому, что бы они
передавали в пении свое отношение к исполняемому
произведению. Например, некоторые песни нужно
петь бодро и весело, а другие — нежно и ласково.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.
На музыкальных занятиях также активизируется
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.
В развитии всех видов музыкальной деятельности
детей дошкольников, особенно существенно
формирование музыкально — сенсорных
способностей. Основу этого формирования
составляет вслушивание ребенком, различение и
воспроизведение им четырех свойств музыкального
звука (высоты, длительности, тембра и силы).
Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Само
музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке,
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности.
Общество заинтересовано сохранить и передать
будущим поколениям духовные ценности, в том
числе музыкальную культуру. Дети должны
развиваться через познания культурного
наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть
способными его приумножать.
Список литературы
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания
в школе: Учебное пособие для студентов
пединститутов по специальности «Музыка и
пение» — М.: Просвещение, 1983.-224 стр. - Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
саду. — М.; Просвещение, 1981г. - Метлов Н.А. Музыка — детям- М.; Просвещение, 1985г.
- Методика музыкального воспитания в детском
саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. — М, 1982г. - Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
воспитания. — М.: 1972г. - Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические
сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. — М. :
Педагогика, 1979. - Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
образования. — М.; 1986г - Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
— М., Л., 1977г. - Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
Методика музыкального воспитания — М., 1989г.
Источник