Значение изобразительной деятельности для развития ребенка
Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста
«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».
В. Г. Злотников
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).
В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
И как указывает Б. В.Иогансон:
«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).
Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.
Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).
Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты
Источник
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение.
Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным отношением детей к рисованию и овладением средствами изодеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребёнка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.
В процессе занятий по изодеятельности у детей воспитываются нравственно — волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца; во время создания коллективных работ у них воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции), содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся чувства. Это позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями (радостный, изящный, праздничный и др.). Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления и находить образные выражения своих впечатлений в своих работах. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Известно значение игры в жизни ребёнка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности.» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по — новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Процесс создания рисунка приближается у детей к игре — в начале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребёнок начинает вкладывать в свою работу конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь ребёнок способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
Переживания детей могут быть связаны, в первую очередь, с наступившими в его жизни переменами — разлукой с родными и близкими, адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Эти эмоции не из радостных. Они травмируют детскую психику, и поэтому возможность переживать их в изодеятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка. Так же сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движущийся поезд, новая игрушка и др.). Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, можно обнаружить, что ничему специально не обучавшиеся дети точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающегося их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других предметов — объектов. Причина в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения. Это происходит по следующим причинам:
- Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности.
- От степени элементарной подготовленности детей зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. Известный отечественный художник-график В.А.Фаворский писал:«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком.»
Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, целенаправленность деятельности).
Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала:«…так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»
Источник
Библиографическое описание:
Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/ (дата обращения: 07.01.2021).
В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.
Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды.
Л. С. Выготский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.
Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Зачем крохе ею заниматься?
Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!
Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой самостоятельно-практической деятельностью дошкольника.
Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие, у ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала — все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.
Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.
В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.
Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.
Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям.
Для руководства изодеятельностью детей основой является данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т. к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.
Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить — работу с детьми, т. е. определить содержание, метода и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.
В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни — жизни природы, людей, вещей, явлений и т. д.
Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Это самый первый вид, который осваивает маленький человечек. Ребенок не может еще ни читать, ни писать, но уже с удовольствием на бумаге вырисовывает каракули. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии, можете добиться развития тела, души, ума. Поэтому так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельности. Важно научить детей видеть прекрасное, богатство и красоту природы, ценить различные произведения искусства. Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. С раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления.
Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.
Литература:
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — 344 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика — Синтез, 2006
- Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. — 264с.
- Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять рисунок и развивать творческие способности ребёнка. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.; Сфера, 2010. — 92 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, детская изобразительная деятельность, дошкольное детство, зрительное восприятие, изобразительная деятельность дошкольников, изобразительный материал, развитие детей, развитие ребенка.
Похожие статьи
Развитие воображения в изобразительной деятельности детей…
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие…
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир…
Развитие воображения в изобразительной деятельности детей… ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка…
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство…
Коллективное творчество в изобразительной деятельности…
ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.
Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…
Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.
Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии…
Анализ литературы, посвященной изобразительной деятельности детей, показывает, что наиболее важной задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства.
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир…
Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное…
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир…
Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное…
Цвет в изобразительной деятельности дошкольников
Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. Авторы: Красильникова Елена Михайловна, Кузьмина Юлия Владимировна.
Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразия материала: литературы, произведений искусства…
Источник