Значение интеллекта в развитии ребенка

ВЕСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА // Тема дня

В числе ключевых задач для системы образования в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» отмечены: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет; формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; внедрение национальной системы профессионального роста педагогов.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

  • Интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
  • Эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
  • Регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
  • Творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует:

  • Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
  • Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
  • Развивать у детей чувство собственного достоинства.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Основными задачами по развитию интеллекта являются:

  1. Формирование приемов умственных операций дошкольников
  2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
  3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношениями со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Стадии развития детского интеллекта по Ж. Пиаже

Стадии

Описание

Пример (если есть)

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

Например:

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Читайте также:  Роль речи педагога в развитии ребенка дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. Зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» — называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» — исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Читайте также:  Картинки для развития речи ребенка 2 лет

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Источник

Как вырастить умного и счастливого ребенка? Родители, как правило, обеспокоены развитием своих детей, особенно когда это имеет отношение к их интеллектуальному развитию. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но мало кто знает, как содействовать этому. В этом статье психолог CogniFit («КогниФит») Андреа Гарсия Сердан поделится с вами рядом советов, которые помогут вам вырастить умного ребенка.

Высокий уровень интеллекта является очень привлекательным качеством. Кажется, что люди с развитым интеллектом становятся более успешными в жизни. Хотя это далеко не всегда так. Успех складывается также из многих других составляющих. Но бесспорно, что интеллект нам во многом помогает. Что мы можем сделать, чтобы содействовать развитию интеллекта наших детей?

Что такое интеллект?

Интеллект можно определить как способность адаптироваться к окружающей среде и эффективно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это способность нашего разума, которая реализуется в наших рассуждениях, в процессе обучения и восприятии связей между вещами.

Так или иначе, интеллект является гарантией выживания. Человеческий род мог бы прекратить свое существование, если бы не был наделен интеллектом.

Интеллект – это противоречивое понятие, и существует много теорий, которые пытаются дать ему объяснение. Первоначально считалось, что существует общий фактор, объясняющий формирование основного интеллекта (G-фактор). В эту эпоху ученые говорили, что «интеллект это то, что измеряется тестами на уровень интеллекта». Это тавтологическое определение не дает нам никакой новой информации, и ясно дает понять, что интеллект долгое время оставался мало изученной темой.

Но с течением времени психологи установили, что интеллект представляет собой гораздо более сложное явление, чем описанное ранее, и не может быть определен на основе такого упрощенного подхода. Некоторые психологи разделили интеллект на категории. Одной из наиболее известных теорий является Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. По мнению Гарднера, существует 7 типов интеллекта: музыкальный, логико-математический, лингвистический, пространственный, межличностный, внутриличностный и телесно-кинестетический.

Советы, которые помогут вам вырастить умного ребенка

1. Следите за питанием вашего ребенка

Как вырастить умного ребенка? Развитие ребенка начинается в утробе матери. Это место, где гены и маточная среда под влиянием поведения матери предопределяют последующее развитие малыша, как физическое, так и психическое и когнитивное.

Согласно исследованиям, питание матери во время беременности влияет на умственное развитие ребенка. Кроме того, кормление ребенка грудным молоком является лучшей гарантией правильного физического и умственного развития. По мнению ученых, грудное вскармливание на самом деле повышает уровень интеллекта вашего ребенка.

Кроме того было установлено, что недостаточное питание на протяжении первых лет жизни ребенка приводит к снижению уровня интеллекта и провоцирует агрессивное и антисоциальное поведение. Поэтому так важно с самого начала заботиться о мозге ребенка.

2. Поощряйте физическую активность

Физическая активность – это ключевая рекомендация для развития интеллекта ребенка. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют когнитивное развитие. В частности, исследования Университета Гриффита продемонстрировали, что те дети, которые учатся плавать в раннем возрасте, приобретают раньше других широкий спектр навыков. Они не только быстрее осваивают основы физического развития (научиться ходить, контролировать мочеиспускание и т.д. …), но и показывают более высокие баллы, выполняя зрительно-моторные тесты, такие как вырезание из бумаги, раскрашивание, рисование линий и геометрических фигур, и много других тестов, связанных с математическими способностями. Кроме того, их речевые способности были намного лучше развиты.

3. Устройте ребенка в детский сад

Родители, которые регулярно отводят своих детей в детский сад, способствуют их интеллектуальному развитию. Ранний контакт с окружающей средой, которая стимулирует развитие речевых навыков ребенка, благоприятствует общению с другими детьми, повышает уровень коммуникабельности и поощряет его независимость, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на его последующую производительность и интеллект.

4. Убедите ребенка посещать уроки музыки

Довольно много исследований подтверждают, что раннее музыкальное образование может повысить интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. В частности, уроки музыки положительно влияют на память, навыки чтения и письма, навыки зрительно-пространственной и пространственно-временной ориентации. Другие исследования подчеркивают важность того, что ребенок должен непременно получать удовольствие от этих занятий. Все преимущества музыкального образования являются действенными только тогда, когда ваш ребенок воспринимает его как приятный опыт. Поэтому постарайтесь убедить вашего ребенка посещать уроки музыки, заинтересуйте его, а не заставляйте.

5. Мотивируйте вашего ребенка

Мотивируйте ребенка стремиться к цели, учиться на ошибках и не сдаваться. Ведь это залог успеха. Объясните ему, что в ошибках нет ничего плохого, если мы умеем извлечь из них урок и двигаться вперед. Награждайте ребенка за приложенные усилия усилия, а не за результаты: «Это заметно, что ты приложил много усилий и усердно занимался, чтобы подготовиться к этому экзамену. Так держать!» Не позволяйте ему сдаваться при первой же трудности: «Это непростая задача, но если ты сдашься так быстро, то не добьешься желаемого. Попробуй поступить иначе».

Читайте также:  Развитие ребенка во сне

6. Читайте вместе с вашим ребенком

Воспитание ребенка в стимулирующей среде является одним из ключевых факторов, способствующих его интеллектуальному развитию. Чтение сказок и историй вместе с ребенком не только формирует его интерес к чтению, но и учит его жизненным ценностям, активирует воображение, стимулирует приобретение речевых навыков и поощряет обдумывание прочитанного. Кроме того, совместное чтение является тем бесценным временем, которое мы проводим в кругу семьи, что бесспорно оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей.

7. Выбирайте стимулирующие игры

Как вырастить умного ребенка? Нет лучшего способа когнитивного развития, чем через игру. Но будьте внимательны, так как игры бывают разные. Делайте выбор в пользу образовательных и конструктивных игр, которые стимулируют мышление и воображение. Например, идеальным вариантом являются строительные игры типа лего, игры для развития памяти, в том числе парные игры, паззлы и головоломки … Иногда самые простые игры становятся самыми веселыми. Дайте ребенку большую коробку и предложите пофантазировать, чем она может быть (ракета, дом, корабль…). Вы можете найти список временем проверенных игр, которые помогают стимулировать психомоторные навыки детей.

Существуют специальные программы, которые позволяют через игру, оценивать и стимулировать мозг самых маленьких. Так например, образовательная платформа CogniFit («КогниФит») направлена на измерение и улучшение более чем 20 ключевых когнитивных функций, охватывающих область внимания, памяти, планирования и т.д.

8. Разговаривайте с вашим ребенком

Как вырастить умного ребенка? Будь то еще совсем маленький ребенок, который пока не научился разговаривать, или уже умеющий это делать, коммуникация в каждом случае имеет важнейшее значение. Вербальное общение с детьми младшего возраста стимулирует процессы приобретения ими речевых навыков и изучения нового словарного запаса. С детьми более старшего возраста следует постоянно разговаривать о повседневных вещах, например, спрашивать, как у них дела, как они себя чувствуют, что им больше всего понравилось, и что нет за прошедший день. Это помогает им быть более коммуникабельными и выражать то, что они чувствуют.

9. Способствуйте развитию эмоционального интеллекта вашего ребенка

Развитие эмоционального интеллекта наших детей имеет фундаментальное значение для правильного общего развития. Эмоциональный интеллект – это способность управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Помогите своему ребенку осознать свои чувства и их последствия. Например: «У тебя сломалась игрушка, эта игрушка тебе очень нравится, и это нормально, что ты чувствуешь себя грустным и сердитым. Но если ты будешь долго расстраиваться по этому поводу, то не сможешь радоваться, играя с другими игрушкам». Ваши слова обладают большой силой. Откройте для себя Эффект Пигмалиона.

10. Умный ребенок должен уметь брать на себя ответственность

Поручите ребенку небольшие обязанности, всегда в соответствии с его возрастом, это будет очень полезно для развития его независимости, способности решать проблемы, чувства собственного достоинства. Если вы привыкли давать своему ребенку все готовое, задумайтесь, возможно, он не в состоянии ничего сделать сам, научится всему гораздо позже других, и будет расти в условиях зависимости от других.

Позвольте ему есть самостоятельно, начиная с того момента, когда он сможет сам держать ложку, позвольте ему собирать свои собственные игрушки, заставляйте искать решения тех маленьких проблем, с которыми он сталкивается…

Источник