Значение игры в развитии ребенка младшего возраста

Ирина Сартакова
Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста”

«Давай поиграем!» — как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком,мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Подготовила:

Сартакова И. В.

Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости.

Все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность.

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой.

Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет — это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое.

Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм.

Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться «оживить» для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Если Вы хотите подружиться с собственным ребёнком — играйте вместе с ним, а также помогите ему организовать игру с другими детьми.

Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости.

КАКИМИ ЖЕ БЫВАЮТ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ!

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

— Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

Театральные игрушки — куклы би – ба — бо, пальчиковый театр, настольный театр.

— Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

Любая игрушка должна быть …

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

Игры на кухне

— Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки

5. «Горох»

фасоль пересыпать горох из одного стаканчика в другой.Сортировать: горох,

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

9. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки — бусы и браслеты.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Ранний возраст.

Игра: ”Спой, как я”

Цель: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до родов

Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А,О,У,Э,И,Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра: ” Назови ласково”

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку,называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т. д.

Игра: ”Кто как кричит?”

Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша.

Вариант: взрослый, бросая мяч малышу; спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т. д.

Игра:”Найди мячику домик”

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Описание: взрослый показывает ребенку три ”домика”, построенных из LEGO-конструктора. предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему.

Младший дошкольный возраст.

Игра: ”Знатоки”

Цель: расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его, несколько раз без остановки двумя руками, а затем одной.

Описание: взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом.

Например: Я знаю пять (семь)овощей: капуста-раз, картофель-два, и т. д.

Игра: ”Слово заблудилось”

Цель: учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле мяча следует вытягивать руки вперед).

Описание: взрослый предлагает найти ”пропавшее слово”и бросает мяч ребенку: Ребенок отвечает и отбрасывает мяч взрослому.

Игра: ”Один — много”

Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).

Описание: взрослый передает мяч одному из детейи предлагает продолжить фразу: ”У меня один карандаш, а у тебя много (чего)”-карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Игра: ”Загадка”

Цель: формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

Описание: дети сидят полукругом на коврике. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому, кто догадался и поднял руку; взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает.

Например: сам и варить= самовар.

Источник

«Значение игровой деятельности  в развитии  детей  младшего дошкольного возраста»

Подготовила:  воспитатель младшей  группы  «Капелька»

Ксенофонтова Зинаида Валерьевна                                              

2016г.

«Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлении, понятии об окружающем   мире.

Игра -это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Детская игровая деятельность  в условиях семьи  и ДОУ наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка  в  познавательном, физическом и эмоциональном развитии детей  и его общении  со взрослыми и сверстниками.      Игра  ребенка – это важный показатель  его общего развития. Не случайно  К.Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми.  Если  ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его  игры стереотипны и примитивны по содержанию – это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.  Часто примитивное игровое  поведение  сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития  и следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешного развития.     В  раннем  возрасте  игра  не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения  жизненного опыта детей.

  Игровая  деятельность  детей –  это залог их успешного умственного и физического развития.  Именно  за счет игровой деятельности детей, воспитателям детских садов удается  дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим  миром, развить много навыков и умений малышей.      

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Родители, такие же активные участники педагогического процесса, как и педагоги. Многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Участие родителей  в играх детей может быть разным. Если ребёнку только, что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя  вместе с  ребёнком  Вы становитесь партнёром,  вселяя  ребёнку уверенность в том, что его понимают и  с ним хотят играть. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесполезным  для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между родителем и ребёнком в дальнейшем. В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.  

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка дефектолога

   Игра органически вошла в жизнь каждого детского коллектива в ДОУ, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Воспитатели  организуют различные игры  во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс.  В этих и других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога и  родителей универсальным и незаменимым средством воспитания детей.

Советы по организации игровой деятельности детей в семье

 1. Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.

2. Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.

 3. Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).

 4. Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.

 5. Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).

6. Убирать периодически игрушки и выставлять их.

 7. Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и т.д.)

Источник

Статья: «Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника».

Ранее детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой он воспитывается. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, и моделируется определённая система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура». Ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Как показывают исследования поведения детей, система отношений современного ребёнка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.

Дошкольная педагогика целенаправленно изучает способы продуктивного воздействия на 2-3 летних детей по прочному усвоению ими знаний об окружающем мире. Насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающей действительности, настолько он социально развит, адаптивен к новым условиям, общителен. Узнавая мир через предметную деятельность, ребенок получает незаменимый материал для психологического, мыслительного, речевого, физического развития (Н. М. Аксарина, С. Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова,

 П. Я. Гальперина. Д. Б. Эльконин и др ). И задача взрослых – сделать этот процесс максимально интересным и плодотворным для ребенка.

Начиная с 2-х лет ведущая деятельность ребенка — предметная, в которой происходит усвоение способов действий с предметами. В этот период возрастает роль взрослого, как примера ребенку в предметной деятельности (Н.М.Щелованов, Г. Г. Филиппова и др.)

Появляются новые задачи ознакомления ребенка с окружающим миром, усложняется информация, раскрывающая более детально реалии окружающего мира. По-прежнему малыша интересуют чувства, эмоции и физические состояния людей (заплакал, засмеялся, устал, обиделся, проголодался и т.п.). Но теперь ребёнку важно понять, почему тот или другой взрослый, ребёнок испытывают определенные состояния: мальчик заплакал – он упал, ему больно; девочка смеётся, потому что ей подарили воздушный шарик; дедушка сел на лавочку, потому что устал и т.п. Значительно усложнилось восприятие мира, к ребёнку приходят обобщения более высокого порядка. Малыш продолжает овладевать собирательными именами существительными: «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «мебель», «одежда», «игрушки» и др. Но теперь малыш начинает более тонко классифицировать уже знакомые для него понятия. Например, к обобщённому слову «животные» даются уточнения: «домашние животные» и «дикие животные», «животные жарких стран» (экзотические, живущие в зоопарке) и их детеныши. К концу 3-го года жизни малыш не просто констатирует увиденное (например, показывает пальчиком и произносит: «Птичка-воробушек» или «Кисонька-Мурысонька», или «Солнышко-ведрышко» и др.), а начинает делать обобщения более глубокого содержания. Ребенок начинает ориентироваться в более сложных категориях, например, «человек и его дом», «человек и животные», «человек и растения», «большие и маленькие животные», «на чём люди ездят (виды транспорта)». Эти знания приходят к малышу в эмоциональной форме и доступном содержании. Воспитание у ребёнка интереса к окружающему миру начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к миру природы. Развитие познавательной активности малыша является приоритетной целью деятельности педагога.

Одним из средств формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста является игра. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детстве

Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

Взрослый в игре «пробует», уже не использованные возможности жизни, а ребенок переживает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества. Для раннего возраста характерно возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания. Самостоятельная деятельность детей в этот период включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Игра детей дошкольного возраста — это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра — это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения.

Таким образом, игра для детей 2-3 года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для освоения предметного и социального миром. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей раннего возраста. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально — действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально — практическим путем.

Признаваемое психологами и педагогами приоритетное значение обучения детей раннего возраста через развивающие игры является базисом развития. Играя ребенок получает полный набор внешних впечатлений (зрительных, слуховых, тактильных) и разнообразных движений. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).

Многие авторы (Л.Н.Павлова, Г.Григорьева, Г.М Лямина и др.) советуют     использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.

В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев ребенка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика итальянского педагога Марии Монтессорн (различные шнуровки, застежки, комплекты — игрушки «Черепаха». «Краб», «Божья коровка» и пр.).

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).

В итоге можно сделать следующие выводы:

— ознакомление с окружающим миром в игре играет значительную роль в умственном развитии ребенка;

— формирование целостного знания об окружающем мире в процессе игровой деятельности возможно в психолого-педагогических условиях под руководством взрослого;

— необходимо постоянно поддерживать интерес и познавательную активность, для чего использовать самые разные игры.

Источник