Значение игры в нравственном развитии ребенка

Гульсиня Гибадуллина
Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Значение игры в нравственном воспитании детей.

План.

1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Игра – школа нравственного воспитания.

3. Домашние игры детей.

4. Руководство детской игрой.

1. По мнению многих выдающихся педагогов «дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным правилам и нормам».

Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

— Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

— воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

— воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребёнка в соответствии с целями и идеалами общества.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относятся метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации деятельности.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

Особое значение имеют труд и игра. Они являются и средством и методом воспитания.

2. Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий — вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

Подвижные игры.

Подвижные игры используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений детей. большая роль принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. В коллективных играх часто от поведения игрока зависит успех игры, положение товарища.

Например, в игре «Горелки», надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» малейшее замешательство может подвести всех остальных. Такие игры воспитывают чувство ответственности.

В некоторых подвижных играх (например, «Классы) дети устанавливают правила сами : «Чужая помеха не считается», «Чур, с отдыхом» и др. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.

Сюжетно-ролевые игры.

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.

Например, игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между «учительницей», «родителями», «бабушками» и «дедушками», закрепляются вежливые формы обращения.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

Читайте также:  Развитие ребенка от простого к сложному

Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются тёплые слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.

Игра в куклы часто становится своеобразной формой организации духовной жизни, воспитание при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности».

Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.

Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.

Например, дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети.

(Продолжение следует. В продолжении: значение дидактических игр, театрализованных игр и др.)

Источник

Татьяна Тарасенко
Консультация для педагогов «Значение игры в нравственном развитии дошкольников»

Консультация для педагогов на тему

«Значение игры в нравственном развитии дошкольников»

Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности,хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» — «хороший», «добрый» — «злой», «можно» — «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» — «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» — «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем — к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» — «хорошо», «должно» — «не должно», «добро» — «зло» и др., в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.

Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно

Практическое исследование нравственной сферы дошкольников

Изучив теоретические аспекты взаимосвязи игры и нравственного развития детей дошкольного возраста, можно перейти к практической части.

Цель исследования: рассмотрение игры как средства нравственного развития дошкольников.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику нравственной сферы у детей дошкольного возраста.

2. Практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении.

3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию общих и специальных способностей в детском возрасте.

Методика «Закончи историю».

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие.К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила.

Читайте также:  Программу социального развития ребенка я человек

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила.

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей;

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует;

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку;

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки».

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;

3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Правила дружной игры».

Цель: выявить представления детей экспериментальной группы о нравственных качествах.

Ход беседы:

Воспитатель:

1. У тебя есть друг? (5 детей из 12 ответили «Нет»,4 детей ответили «Не знаю», 3 детей ответили «Да»)

2. Вы играете вместе? (5 детей из 12 ответили «Нет», 4 детей –«Иногда», 3 детей ответили «Да»)

3. Помогаете ли друг другу? (4 детей ответили «Нет», 5 детей ответили «Иногда», 3 детей – ответили «Да»)

4. Когда друга нет рядом, вам скучно? (6 детей ответили- «Нет», 4 детей – «Редко», 2 ребенка ответили «Да»)

5. Ссоритесь ли вы с друзьями? (5 детей – «Да», 4 детей «Редко», 3 детей- «Никогда»)

Для итоговой диагностики можно использовать наглядные пособия о проблемных ситуациях, целью которых выявить гуманные отношения. Для этого использовались иллюстрации из методического пособия Р. С. Буре «Мы друг другу помогаем».

Дети должны были найти правильный выход из сложившейся ситуации и ответить на вопрос «Что было дальше?».Решение детьми проблемных ситуаций оценивалось по трем уровням: 1 уровень – высокий, 2 уровень- средний, 3 уровень- низкий. Данная диагностика позволила выявить наличие

Проведение игрового занятия.

При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования.А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование — это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога.

Моя задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:

углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;

упражнять в определении настроения по выражению лица;

упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей;

упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;

учить проявлять внимание к родным и знакомым.

Игровое занятие проходило по следующим этапам:

1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того,что бывают разные поступки: плохие и хорошие.

Читайте также:  Причины развития аутизма у ребенка

2. Беседа о настроении. Дети опытным путём получают знания о взаимосвязи настроения с поступками окружающих. Учатся определять настроение.

3. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации игровых действий.

Реализация игровой методики происходила следующим образом:

Беседуем с ребятами:

«Представьте себе, что вы идёте из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».

Мы показываем детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их диалог.

А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре

Игра «Закончи предложение»:

Папа расстроен из-за…

Мама огорчилась потому что…

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что….

Младший брат расплакался из-за….

Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником,как в этом стихотворении:

Попробуй волшебником стать.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

понять и исполнить желанье другого —

одно удовольствие, честное слово!

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем —

галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

не трудно узнать ее думы-заботы.

«Вернусь — хорошо бы пошить, почитать.

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь веселое чудо —

ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама,вернувшись домой:

Да это как в сказке, волшебник ты мой!

Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево!

Поиграем в игру «Чудо-дерево».

Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!

Дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.

Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.

Обсуждение результатов исследования

Для повышения уровня нравственного развития были поставлены задачи по подбору и проведению серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, проведение беседы с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

Проведение игрового занятия.

Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием по методике «Чудо-дерево».

Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т. е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение повысить настроение, оценив положительные качества другого человека, было отработано в игре «Сделай комплимент».

Через восприятие «сухого дерева» детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.

Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).

Таким образом, по результатам проведенного исследования считаем, что гипотеза полностью подтверждена.

Вывод: видим, что в результате проделанной работы у испытуемых детей проявились хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Источник