Значение игрушки для развития ребенка ее виды и требования к ней

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование.

История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятельности. В древнем Египте игрушки делались из дерева и ткани. На территории европы были найдены игрушки из глины. Об игрушках средневековий можно судить по музейным коллекциям. Обязательным атрибутом каждого дома была кукла, которой придавали магическое значение – хранительница очага. Игрушки отражали характерные черты труда людей, любовь к природе и знание природы. Делались игрушки из соломы, дерева, коры, глины (для бедных). Постепенно возник игрушечный промысел. В России в селе Богородское (1663г) крупный игрушечный промысел. Характерной для этого промысла была игрушка медведь. Распространены в этот период деревянные и гончарные игрушки (гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская, городец)

Значение игрушки  для развития ребенка.

Помогает объединиться в играх, побуждает к творчеству,

Осуществить замысел

Войти в роль

Делает действия более реальным

Подсказывает идею самой игры

Помогает вспомнить увиденное или прочитанное

Оказывает большое значение на сенсорное значение детей (помогает познакомиться со свойствами различных материалов)

Оказывает влияние на нравственное воспитание (развивает любовь и бережное отношение к вещам, к труду людей)

Оказывает влияние на умственное воспитание (формируется любознательность, интересно узнать что то новое)

Развивается эстетика потребность восприятия красоты.

Требование к игрушке (Крупская, Новоселова, Ф.С. Менджеритская)

Доступность – помогает понять явление окружающей жизни

Побуждать детей к творческому отображению явлений, событий, будить мысль, воображение, чувство детей.

Побуждать к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Динамичность – давать детям производить разнообразные действия.

Эстетика – красивая аккуратная, веселая, реальное отображение мира, удобная.

Гигиенические требования – безопасность пользования ими (мыть, протирать, дезинфицировать, проглаживать) Нельзя острые и стреляющие твердыми предметами.

Прочные

Виды игрушек

1.            Образные игрушки: игрушка кукла, звери, домашние животные, машины, посуда, мебель.

2.            Технические игрушки – отражают средства передвижения (тракторы, машины, самолеты)

3.            Общественно – бытовые

4.            Конструктивные

5.            Маскарадно – елочные

6.            Игрушки – забавы. Начало от народных игрушек (фигурки животных, людей)

7.            Спортивно – моторные (обруч, мяч, кольцеброс, кегли, серсо, скакалки, коньки, велосипеды, настольный теннис, баскетбол, футбол)

8.            Музыкальные и озвучены игрушки погремушки, колокольчики.

9.            Театральные игрушки.

10.       Дидактические – пирамидки, мозаика, матрешки  (для сенсорного развития)

11.       Игрушки для строительных игр (кубики, кубы, геометрические фигуры)

12.       Игрушки – самоделки

13.       Игровое оборудование

Классификация игрушек разных авторов

Е.А. Флериной в основу положен вид игр.

А.С. Макаренко

1. Готовые игрушки: автомобиль, пароход, куклы и др.

2. Полуготовые: разрезные картинки, кубики, картинки, модели, материал для игр: глина, песок, куски дерева, бумага).

Е.А. Аркин звуковые: погремушки, бубенцы, жужжалки;

двигательные: волчок, мяч, змей;

оружие: лук, стрелы, бумеранги;

образные игрушки: животные, куклы, транспорт.

веревочка из которой можно сложить разные фигуры.

Подбор игрушек в разных возрастных группах

В Младших группах должны обеспечивать развитие движений и их совершенствование. Крупные мячи для катания, перекладывание, бросания.

Крупные цветные машины, каталки, коляски.

Образные игрушки – куклы, животные,

дидактические игрушки, способствующие сенсорному воспитанию, развитию речи, знакомству с цветом, формой, величиной.

Игрушки – забавы показывает взрослый.

Заводные игрушки.

Одного вида должно быть несколько игрушек. Крупные. Оборудование для обыгрывания ситуаций.

Крупное игровое оборудование (домики, горки, манежи), рюкзаки, ежи (кнопки, пуговицы).

Строительный материал.

Сюжетно – ролевые игры – семья, больница.

4 – 5 лет Средний возраст. Умеют играть сообща и использовать комплектные игрушки.

В старших группах используются игрушки для развития сложных сюжетов (путешествие, театр, школа), спортивные игры.

Мелкое оборудование игровое.

Театральные игрушки, для представления, драматизации.

По оформлению игровых уголков – каждая игра на своем месте.

Методика ознакомления с игрушкой.

Предлагая игрушку, взрослый показывает положительное отношение к ней, побуждая или включая в игру. Важно раскрывать назначение и способы действия с ней, предупредить об осторожном обращении.

Хранение игрушек

Обеспечивается:

 доступность игрушек, возможность самостоятельно распоряжаться ими,

Общий порядок в расположении, хранении, привлекательности.

Сохранение самими детьми порядка

Необходимы стеллажи, шкафы, полки.

Дидактические игры лучше хранить отдельно, т.к. используются на занятиях.

Источник

Игрушки — специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в общенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется.

Читайте также:  Периоды развития ребенка дошкольного возраста

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр; — участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

— наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки — забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

Источник

Игрушка

Игрушка

Введение

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство — значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Характеристика игрушки

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка — это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Читайте также:  Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка

 История игрушки

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терраконы, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.

Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.

 Виды игрушек

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  2. а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
  3. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  4. а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
  5. Спортивные игрушки.
  6. Игрушки — забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  1. Деревянные.
  2. Пластмассовые.
  3. Металлические.
  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  5. Резиновые.
  6. Из бумаги и картона.
  7. Из керамики, фарфора и фаянса.
  8. Из древесных материалов, папье-маше.
  9. Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  2. Средние (размером от 10 до 50 см).
  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  1. Пневматические.
  2. Магнитные.
  3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  4. Электронные (на компьютерной основе).
  5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  1. Реалистические.
  2. Условные.
  3. Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

 Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка коррекционная педагогика

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее — лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

 Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0
  3. https://psytoys.ru/
  4. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 2003
  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982

Источник