Значение физического воспитания для развития ребенка

Значение физического воспитания для развития ребенка thumbnail

Евгения Мельникова
Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

«Значение физической культуры для детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью. Наряду с созданием благоприятных условий жизни большое внимание надо уделять и повышению сопротивляемости организма ребенка, его способности быстро, без вреда для здоровья, применяться к изменениям привычных условий. Значительнуюроль при этом играет использование в целях закаливания естественных сил природы: воздуха, воды, солнечных лучей. Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям.

Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.

Особое значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Место и роль физического воспитания в системе воспитания детей дошкольного возраста.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей внимание воспитателя направляется на воспитание ребенка.

Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.

Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке.Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) – являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т. д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития физических способностей не рекомендуется специализировать по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех физических способностей.

Читайте также:  Как составить индивидуальный маршрут развития ребенка в доу

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений рекомендуется осуществлять параллельно с физическим развитием

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Особенности развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их развитие — важная задача физического воспитания.

Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Как психофизическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Сила – это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастныеособенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно –силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно – сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений й умение проявлять быструю силу, то есть проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность. Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжков больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Одним из физических качеств является выносливость. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности а данный момент.

Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений.

Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б. А. Ашмарин).

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости,являются следующие:

• упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;

• чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

При развитии у детей грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движения приобретаются как результат научения.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

Читайте также:  Развитие ребенка по никитиным

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости. Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка

комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств.

Источник

Почему контроль за физическим развитием ребенка так важен? Как изменение двигательных параметров влияет на здоровье и становление мальчиков и девочек? Что нужно контролировать взрослым в разные периоды жизни сына или дочки, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития? Данная статья рассказывает о значении физических изменений у детей в зависимости от возраста. Здесь будет показано, на какие аспекты физического совершенствования нужно обратить особое внимание, почему необходим своевременный контроль за критериями развития.

Содержание:

  • Значение физического развития детей в зависимости от возраста
    • С рождения до года
    • С 1 до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • С 7 до 11 лет
    • С 11 до 17 лет

Значение физического развития детей в зависимости от возраста

показатели развитияФизическое развитие ребенка — многогранный процесс, включающий в себя несколько важных групп показателей:

  • антропометрия. Динамика роста, прибавка веса, увеличение окружности головы и груди в определенный промежуток времени и их гармоничность между собой;
  • функциональность организма. Качество работы всех внутренних систем, отражающихся на видимых или измеряемых показателях: сила мышц, емкость легких, частота и глубина сердцебиения и т. д.;
  • соматические показатели. Внешние признаки, указывающие на общее здоровье тела: состояние кожи и слизистых, правильность формирования осанки, состояние волос, зубов и т. д.;
  • оценка динамики развития ребенка. На основании сравнения имеющихся на данный момент физических умений и навыков с нормативными, можно судить о динамике развития малыша, отмечать и развивать его сильные стороны и вовремя обнаруживать вопросы, требующие скрупулезного рассмотрения.

Вы уже, наверно, заметили, что большинство параметров физического развития тесно связаны со здоровьем мальчиков и девочек? И вы правы. Развитие тела и организма ребенка напрямую связаны со здоровьем малыша. Малейшие изменения в физическом развитии тут же сказываются на иммунной системе, здоровье, общем состоянии всех органов и систем. А все болезни и недомогания — на физическом развитии.

Следить за изменениями в теле ребенка — это значит своевременно решать сложные задачи понятными и доступными способами:

  • контролировать здоровье и способствовать укреплению сопротивляемости организма;
  • обеспечивать оптимальные условия для формирования и развития всех органов и систем. В теле человека все взаимосвязано и работает по определенной схеме. Например, если рост малыша стал отставать от развития внутренних органов, уже через короткое время системы начнут чувствовать нехватку места, питательных веществ;
  • помогать  сыну или дочке вовремя приобретать необходимые навыки, развивать психические, умственные, двигательные навыки в правильные сроки, обеспечивая комфортное и быстрое усвоение развивающего и учебного материала.
  • своевременно исключать или корректировать негативные факторы, влияющие на здоровье, физическое и умственное развитие.

Решение обозначенных задач — это не только своевременный контроль за физическим развитием ребенка, но и подбор воспитательных и развивающих программ, создание оптимальных условий для воспитания, развития, нервно-психологического становления.

Не всегда с первого раза получается правильно организовать и подобрать все необходимые условия для развития малыша. В такой ситуации контроль физического становления тела ребенка может стать “звоночком”, который подскажет, что либо начинается какой-то сбой в здоровье ребенка, либо ребенку подобрали не совсем подходящие для него условия и методы развития.

Все методы и системы, применяемые для развития ребенка, рекомендуется заранее обсуждать с педиатром, чтобы не рисковать  здоровьем и благополучием сына или дочки.

Давайте подробно рассмотрим, как и какие показатели физического развития нужно контролировать в разные периоды жизни ребенка.

С рождения до года

с рождения до годаДети на первом году жизни нуждаются в постоянном контроле физического развития. В первые 3-5 дней, пока мама и малыш находятся в роддоме, кроху обследует врач каждый день. Эта необходимость в первую очередь связана с биологически обусловленной потерей веса в первые дни жизни.

Ситуация считается нормальной, если за первые 2 суток кроха теряет до 10% веса, а на 3-и сутки начинает понемногу набирать.

Отклонение от этого закона природы должно контролироваться специалистами, поэтому маму с крохой, при отсутствии иных патологий, выписывают из роддома только после стабилизации набора веса ребенком.

Приехав домой, родители остаются один на один со своим малышом. Для многих из них первые недели дома становятся настоящим испытанием, потому что мама и папа пока, плохо себе представляют как должен в реальной жизни развиваться малыш. Главное, в первые недели пребывания крохи дома не теряться и следовать рекомендациям педиатра, полученным в роддоме и при патронажном посещении.

Медицинский патронаж — посещение новорожденного ребенка по месту жительства представителем поликлиники для проведения контроля состояния здоровья малыша, обучения родителей основам ухода.

Первый патронаж происходит обычно на следующий день после выписки (в ближайший рабочий день) мамы и ребенка из роддома. В большинстве случаев патронаж осуществляет специальная медицинская сестра, которая осматривает кроху, проверяет его физические показатели: состояние родничка, кожи, слизистых, скорость заживления пупочной ранки и т. д. Раз в неделю вас посетит врач, чтобы послушать и осмотреть сына или дочку.

Рекомендуется к приходу патронажной сестры или врача подготовиться заранее. Хорошо, если вы составите список всех вопросов, которые вас волнуют. Беспокойство, сыпь, проблемы с кормлением и т. д. — все эти волнующие вас аспекты, связанные с уходом за новорожденным ребенком, лучше озвучить и получить на них компетентный ответ. Это поможет медицинскому работнику вовремя заметить возможные незначительные изменения, снизить ваше волнение, улучшить уход за малышом, наладить кормление и режим.

Не стесняйтесь задавать тревожащие вас вопросы, они могут оказаться очень своевременными и полезными.

Медицинский патронаж длится на протяжении всего первого месяца жизни. Если визуально у малыша все в порядке, мама уверена в своих силах и грамотно выполняет свои обязанности, то медицинские работники могут посещать семью раз в неделю. При возникновении вопросов к состоянию ребенка, необходимости оказания матери поддержки в уходе (научить правильно выполнять основные действия), патронаж может посещать семью и чаще.

Обычно на последней неделе патронажа медицинская сестра или доктор уведомляют маму о завершении посещений, назначают день и время посещения детской поликлиники для следующего осмотра.

осмотр врачаНа первом году жизни организм малыша растет очень быстро. Его вес и рост ежемесячно увеличиваются на 600 — 900 гр, 2-3 см. В теле малыша происходит быстрый рост и развитие всех систем, поэтому важно ежемесячно, в день рождения ребенка посещать педиатра.

В большинстве больниц для этого существует отдельный день в неделе, называемый “день грудничка” или “день здорового ребенка”.

Читайте также:  Причины приводящие к сложному нарушению развития у ребенка

В течение первых 3 лет жизни посещать педиатра со здоровым малышом желательно только в этот день, чтобы минимизировать возможный контакт с болеющими детьми.

Во время приема врач проведет ряд процедур:

  • взвесит ребенка;
  • измерит его рост, окружность головы и груди;
  • сверит динамику увеличения роста, веса, окружности груди и головы с показателями при рождении;
  • проверит, как зарастает большой родничок на голове;
  • послушает сердцебиение и дыхание;
  • прощупает животик;
  • осмотрит горлышко;
  • спросит как часто малыш писает и какает;
  • измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС);
  • проверит тонус мышц тела, скорость появления основных двигательных навыков.

Ежемесячная оценка развития ребенка позволяет своевременно заметить отклонения в развитии, понять, насколько хорошо налажено питание и режим, все ли в порядке с процессами развития внутренних систем.

На приеме у педиатра необходимо задать все вопросы, связанные с уходом за ребенком, озвучить все волнующие ситуации, изменения.

Кроме ежемесячного посещения педиатра каждая мама может проводить контроль физического развития ребенка в домашних условиях, применять рекомендованные способы улучшения условий для развития малыша.

Способы оценки физического развития мальчиков в домашних условиях можно посмотреть тут.

Способы оценки физического развития девочки в домашних условиях смотрите тут.

Чтобы обеспечить условия для оптимального развития ребенка на первом году жизни, рекомендуется:

  • контролировать качество и количество питания. Показателем нормального питания служит набор веса: до 6 месяцев — около 700 гр., с 6 до 12 месяцев — около 500 гр. От пищи зависит и набор роста: в первые 6 месяцев кроха подрастает на 2-3 см, с 6 до 12 месяцев — 1-2 см. При снижении и существенном увеличении среднемесячных показателей веса и роста, необходимо проконсультироваться с педиатром, возможно, необходимо внести корректировки в питание.
  • с первых дней жизни крохи создавать условия для поддержания правильного режим сна и бодрствования. На время сна карапуза желательно создавать тихую обстановку, слегка затемнять освещение. В периоды активности разговаривать с крохой, петь ему песенки, проводить рекомендованные физические упражнения и т. д. Рекомендуется сразу установить определенное расписание основных элементов ухода, чтобы малыш к ним привыкал. Так, например, купаться, умываться, лежать на животике лучше всего в одно и то же время дня. Постепенно сын или дочка привыкнут к предложенному графику, будут радоваться, зная, что их ожидает.
  • включать в ежедневный график обязательную прогулку на свежем воздухе. Обычно, если с малышом все хорошо, то на 10-14 день патронажная медсестра дает разрешение на первую прогулку. С этого дня гулять на улице рекомендуется ежедневно. В теплое время года минимум 1,5 часа, в холодное — 30 минут. До 6 месяцев большинство детей предпочитают на прогулке спать, выходя на улицу по расписанию, легко приучить кроху отдыхать и бодрствовать в определенное время суток.
  • с 7 дня проводить массаж тела крохи. В первые месяцы это будут простые поглаживания, с 3-х месяцев первые движения, с 5-6 месяцев упражнения. Желательно перед началом массажа проконсультироваться у патронажной сестры или массажиста из поликлиники о наиболее подходящих элементах для крохи. Проводить массаж нужно до еды, в период бодрствования карапуза.
  • с 1 месяца жизни можно проводить закаливающие процедуры: обтирание кипяченой водой комнатной температуры после утреннего умывания (с 1 месяца), обливание ножек (с 9-10 месяцев). Закаливание проводится только со здоровыми детьми.

При хорошем питании, достаточном сне, массаже и закаливании, дети за первый год обычно удваивают свой вес при рождении и вырастают на 23-25 см.

С 1 до 3 лет

от года до трехС года контроль за показателями физического развития ребенка осуществляется ежеквартально. В первую очередь это связано с некоторым замедлением скорости роста ребенка.

Посещать педиатра обязательно нужно в 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 месяцев. На приеме у доктора кроху обязательно измерят, оценят динамику его развития, проверят функциональные и соматические показатели.

Также вы можете дома контролировать физическое развитие при помощи центильных таблиц.

Обязательный контроль динамики развития, функционального и соматического состояния тела необходимы в 1 — 3 года для определения:

  • качества и скорости увеличения тела для обеспечения роста внутренних органов и правильного функционирования всех систем организма;
  • своевременности приобретения всех необходимых навыков;
  • контроля состояния и здоровья ребенка.

Чтобы обеспечить малышу оптимальные условия для физического становления, в жизни карапуза рекомендуется вводить новые виды занятий:

  • утренний гимнастический комплекс (зарядка);
  • подвижные игры на свежем воздухе и дома;
  • классическая и альтернативные (фитбол, степ-аэробика, дыхательная) виды гимнастики;
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, босые прогулки.

Не меньше внимания нужно уделять:

  • режиму дня. Ближе к году дети переходят на однократный сон. Общее количество сна в 12-18 месяцев должно составлять около 14 часов; с 1,5 до 3 лет — 13 часов. При нарушении сна у малыша нужно обратиться к педиатру за консультацией, возможно, понадобится дополнительный прием у узкого специалиста.
  • питанию. К году дети начинают переходить на новый тип питания: взрослый стол. Следует учитывать, что малышам нельзя жареного, соленого, копченого. Многие виды продуктов (шоколад, апельсины, грибы и т. д.) пока противопоказаны карапузу из-за их высокой аллергенности. Рекомендуется введение новых продуктов в рацион крохи обсуждать с педиатром. Показателем нормального питания у ребенка считаются антропометрические изменения. В среднем дети от 1 до 3 лет за год подрастают на 8 см, прибавляют 2,5 кг.  Окружность головы после 12 месяцев обычно увеличивается на 1 см в год, окружность груди на 2,5 см.

К 2 годам большой родничок на голове полностью закрывается.

С 3 до 7 лет

от трех до семиОценка физического развития ребенка с 3 до 7 лет производится в медицинском учреждении минимум раз в полгода. На приеме врач оценивает основные признаки (антропометрические, функциональные, соматические), делает вывод о гармоничности развития, группе здоровья малыша.

Оценить физическое развитие ребенка в этот период можно и дома, при помощи формульного или центильного метода (гиперссылка). В среднем в этот период дети вырастают на 6 см за год, увеличивают вес на 3 кг за год. Окружность груди увеличивается на 2,5 см, окружность головы — на 1 см за год.

Для обеспечения условий для оптимального физического развития ребенка в этот период необходимо позаботиться о:

  • питании ребенка. Здоровый сбалансированный рацион позволит организму ребенка развиваться и расти по законам природы, своевременно приобретать обязательные навыки;
  • режиме дня. После 3 лет нервная система, контролирующая все процессы в организме еще очень несовершенна, поэтому контролировать количество сна и бодрствования очень важно. В сутки малыш должен спать около 12 часов.
  • закаливающих процедурах: обливание, контрастный душ, хождение босиком, контроль одежды — позволяют укреплять иммунную систему, способствуя корректному физическому развитию;
  • достаточной физической нагрузке в течение дня, адекватном распределении умственной и физической нагрузок. Предлагайте своему сыну или дочке ежедневно выполнять зарядку и комплексы гимнастических упражнений в течение дня, учите сп