Значение движений в развитии ребенка дошкольного возраста
Ходьба – циклическое движение умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.
При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста.
В обычной ходьбе к концу дошкольного возраста должен быть в основном сформирован навык правильной ходьбы.
Следует научить:
1. Прямому положению туловища и головы.
2. Ровному неширокому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.
3. Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.
4. Правильному согласованию рук и ног.
5. Ходить по прямой, сохраняя это направление.
Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации.
Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, т. е. ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются, толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены.
Детей дошкольников следует научить:
1. Правильному положению головы и туловища.
2. Правильному согласованию движений рук и ног.
3. Правильной постановке ноги‚ в медленном беге перекатом с пятки на
носок, быстром – на носок.
4. Умению сохранять направление бега.
3. Бег с высоким подниманием коленей.
4. Бег на носках с 3-го года жизни.
5. Бег широким шагом с 5 лет.
6. Бег прыжками.
Детей учат правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена, скорости передвижения.
Прыжки– движения ациклического типа, состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.
При выполнении прыжка с места подготовительная фаза заключается в приседании, что способствует понижению общего центра тяжести тела (О.Ц.Т.) и отведению рук назад для выполнения последующего сильного взмаха в момент отталкивания. Кроме того при приседании мышцы ног растягиваются, что способствует лучшему их сокращению в следующей фазе. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.
Основная фаза – отталкивание (толчок) – создает необходимую для полета начальную скорость и направление. Выполнение этой фазы прыжка связано с сильным сокращением мышц-разгибателей, которые обеспечивают отталкивание. При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой)
Во время полета тело принимает такое положение, при котором возможен наилучший подъем тела вверх, обеспечиваются дальность полета и наилучшие возможности для приземления. Скорость и направление в полете уже нельзя изменить.
Заключительная фаза – приземление должно быть выполнено без резких сотрясений и толчков. При этом важно сохранить равновесие. При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг.
Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений.
Метание– это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель. Детей дошкольного возраста обучают различным видам метания, начиная с более простых: «прямой рукой сверху», «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку», «метание с четырех шагов», «метание с разбега».
Во всех способах метаний как видах ациклических упражнений выделяют ряд фаз:
1. Подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.
2. Основная фаза заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.
3. Заключительная фаза направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия.
Обучению метаниям детей предшествуют упражнения с мячом: катание, бросание, ловля мяча. Эти упражнения доступны детям с раннего возраста и способствуют в дальнейшем более успешному обучению детей метаниям.
Источник
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дошкольники запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Источник
Елисеева Наталья
Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
«Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития«.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения.К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной Двигательной Активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры – соревнования.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных игр,для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, горки, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Первая младшая группа
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.
Вторая младшая группа
Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д., так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по «дорожке» и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
Средняя группа
Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.
Старшая и подготовительная группы
Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.
Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики».
• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.
Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.
• Массажёр «Орешки».
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам две ручки (использованные фломастеры).
• Дорожка «Апельсиновая»
Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
• Тренажёр «Поймай мяч ловушкой»
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от «киндер-сюрприза» на конце.
Цель — забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной веревки.
• «Лыжи»
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев «лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
А сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы.
Вопросы:
1. Перечислите формы организации двигательной активности в ДОУ? (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, гимнастика после сна)
2. Приведите пример подвижных игр с бегом? («Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Огуречек», «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на полу» и т. п.)
3. Приведите пример народных игр? («Гуси-лебеди», «Горелка», «12 палочек», «Казаки-разбойники», «У медведя во бору», «Краски», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Тише едешь – дальше будешь» и т. д.)
4. Что из нижеперечисленного способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности?
а) утренняя гимнастика;
б) физкультминутки;
в) кружки.
5. Что из нижеперечисленного является основной формой развития оптимальной двигательной активности детей?
а) коррегирующая гимнастика;
б) физкультурное занятие;
в) гимнастика после дневного сна;
6. Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день (утренняя гимнастика).
6. Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).
7. Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах, плавание).
8. Для какого из нижеперечисленных видов характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил?
а) соревнование;
б) экскурсия;
в) подвижная игра.
5. На что должна быть направлена содержательная сторона двигательного режима дошкольников в ДОУ?
а) формирование широкого круга игровых действий;
б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.
12. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (спортивный праздник).
Источник