Игры направленные на развитие общения ребенка со сверстниками

Игры направленные на развитие общения ребенка со сверстниками thumbnail

Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками.

возраст

Игры на развитие общения дошкольников со сверстниками

Игры направленные на доброжелательное отношение дошкольников со сверстниками

От 3 до 5 лет

Хорошие слова.

Цель игры : научить детей говорить друг другу теплые слова.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.

«Веселые кузнечики»

Цель игры : развитие быстроты, ловкости, способствование налаживанию дружеских отношений в детском коллективе.

Возраст : от 4 лет.

Ход игры: игра-эстафета, дети делятся на две команды, становятся колоннами перед линией старта. По команде педагога первый ребенок в колонне должен пропрыгать определенное расстояние, например, до противоположной стены, способом, который укажет педагог. Ребенок прыгает до стены, касается ее рукой, затем возвращается, в эстафету вступает следующий игрок. Если игроки проходят расстояние не до стены, а до линии, нарисованной на полу, обязательно надо заступить ногой за начерченную линию. Следующему игроку педагог указывает новый способ прыгания. Побеждает команда, участники которой выполнят задание первыми. 

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Самый лучший.

Цель игры : научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.

Возраст : от 3 лет.

Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме. Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке … (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.

От 5 до 6 лет

Царевна-Несмеяна

Возраст: от 5 лет

Игроки делятся на две команды.

Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.

Участники другой команды — “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.

Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.

Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”,выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.

После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

Холодно – горячо, право – лево

Возраст: 5- 6 лет

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка.

Живые бусы.

Цель игры : научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.

Ход игры: дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

От 6 до 7 лет

Сиамские близнецы

(автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Небоскреб (автор — К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Дрозды

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Читайте также:  Теория ускоренного развития ребенка

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего  партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся  за  руки,  друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 6-7 лет.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

Источник

Роза Дружинина
Игры для развития навыков общения со сверстниками

Игры на развитие навыков общения со сверстниками.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Ау!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кри­чит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хо­рошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем осталь­ным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Доброе слово»

Цель: научится говорить друг другу добрые слова и комплименты.

Возраст: 3-4 года.

Предварительная работа: рассказать малышам о том, что такое комплимент и в каком случае его говорят. Провести небольшую викторину, спросить у ребятишек, какие добрые слова они знают. Получилось? Отлично. А теперь будем говорить комплименты друг другу.

Ход игры: Посадите детей в кружок, дайте небольшую мягкую игрушку. Говорить комплимент нужно тому, кто сидит напротив. Сначала покажите детям пример, начните с себя. Научите малышей, что в ответ на комплимент или доброе слово нужно обязательно ответить «спасибо». Помогайте тем, у кого не получается.Для детей постарше игру можно усложнить: каждый следующий участник говорит не только свой комплимент, но и повторяет все сказанные до него.

Игра «Царевна Несмеяна»

Цель игры: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Возраст: 3-4 года

Ход игры: дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду.При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

Игра «А я сегодня вот такой!»

Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Возраст: 3-4 года.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и про-износит фразу «А я сегодня вот такой (ая!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику,произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.

Примечание: игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

Игра-упражнение «Передай другому»

Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими.

Возраст: 3-4 года.

Материал: белый меховой комочек.

Ход игры. Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его,а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу,соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстникаласково-уменьшительным именем: «Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо».

«Пресс-конференция».

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Возраст: 3-4 года.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема,например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» — садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет».

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Возраст: 3-4 года.

Материал: пуговичка, брошка, маленькая игрушка.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть).

Источник

Общение детей раннего возраста

Общение со сверстниками

Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий.

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения.

4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся. 1-й год жизни.

Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий. 2-й год жизни. Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет. 3-й год жизни.

Читайте также:  Оценка умственное развитие ребенка 5 лет

На третьем году общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу. Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Общение с взрослыми

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность.

Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность. Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви. Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Существует еще и множественная форма привязанности, которая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. В любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности. По словам Д.Б.Эльконина (1995), ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью.

Деловой мотив становится главным мотивом общения. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную жестами, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия. Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок раннего возраста лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания малыша.

На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые. Физическое и эмоциональное развитие ребенка также во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.

Игры направленны на развитие детей раннего возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми, и составлены с учетом всех психических процессов данной возрастной группы: необходимость наглядного материала; действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира.

Название игры

Цель игры

Ход игры

Ритуал приветствия «Солнышко»

Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша!.. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга). 

Игра «Ищу друга»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Детям раздают по одной игрушке (набор состоящий из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.) Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь). 

Игра «Помоги Тане»

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Педагог говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших можно разделить игрушку на 3-4 части. Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.

Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», но является более функциональной, т.к. ее можно использовать и в работе с «особыми» детьми. Например, для тревожных детей инструкция к игре является понятной и доступной., но до начала игры воспитатель должен продемонстрировать как будут выглядеть починенные игрушки. Для аутичных детей будет легче выполнить задание с логическим завершение (игрушка снова целая) 

Игра «Подарки»

Цель: формирование потребности в общении, становление субъективного эмоционального отношения к сверстнику.

Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Давайте будем понарошку дарить подарки». Затем подзывает к себе одного ребенка, в центр, затем все произносят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Перечислять игрушки надо медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж». Если самолет – Изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р». Пусть ребенок выберет себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок.

Читайте также:  Актуальность всестороннего развития ребенка

Примечание: Естественно, что подарки можно разнообразить – например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и др., которые легко изобразить в движениях. Для этого надо заранее сочинить стишки про эти игрушки. 

Игра «Постарайся отгадать»

Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий — поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий пытается отгадать, кто его погладил. Если водящий никак не может отгадать правильно, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил а он просто пытается вспомнить и назвать имя этого ребенка.

Примечание: Модификацией этой игры является игра «Это Я. Узнай меня». Дети также сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине и говорят: «Это Я Узнай меня». Воспитатель помогает ребенку угадать, называя по очереди имена всех детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего. 

Игра «Липучки»

Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию; учить согласовывать свои действия с действиями других.

Дети бегают под веселую музыку по группе. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки берут за руку и присоединяют к своей «липучей компании». Затем они все вместе ловят других детей. Когда все дети станут «липучками», они танцуют и говорят «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Примечание: На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли липучки выступает взрослый. 

Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д. 

Игра «Зеркало»

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т.д.).

1 этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно.

2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори». 

Игра «Прятки с платочками»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.)и просит отгадать кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей). После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!» 

Игра «Танечка»

Цель: формировать потребность в общении, способствовать становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику.

Содержание: Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?» Затем можно пропеть (проговорить) какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей). Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…» Игра «Мы сидим, мы сидим…» 

Игра «Пирамида любви»

Цель: создавать атмосферу близости и общности между малышами, положительного эмоционального климата в группе; развитие навыков общения.

Дети становятся в тесный кружок и по очереди кладут ручки одна на другую (строят пирамиду). В тот момент, когда ребенок положил свою ручку на руку воспитателя, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Вова!» Затем сверху ручку кладет другой ребенок, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Денис!» и т.д. Когда «пирамида любви» построена, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и почувствовать, какие теплые у них ручки. Воспитатель побуждает детей по возможности проговаривать за ней слова. 

Игра «Гости»

Цель: учить находить сверстников в группе, называть их имена, формировать умение устанавливать контакт с детьми.

Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (мишка, кукла). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Саша с нами». Дети повторяют (по возможности). Примечание: Содержание игры может варьироваться. Например, «Покажи, кого назову». Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где у нас Света? (Даша, Коля и т.д.)» Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит повторить имя : «Это Света. Скажи – Света». «Кто это?» Воспитатель просит назвать свое имя, сказать как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь до того, чье имя надо назвать. «Давайте познакомимся» 

Игра «Катаем мячик»

Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.

Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.

Примечание: Можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходи