Значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка

Значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка thumbnail

Калинина Галина Сергеевна
Значение дидактической игры для развития дошкольников

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление:

• — она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

• — и формой обучения;

• — и самостоятельной игровой деятельностью;

• — и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры — это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др., а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).

Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.

Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).

Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится — не катится», «Узнай Колобка» и др.).

Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи

Источник

Татьяна Глазунова
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра — подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития. Развитиеумственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский).

Читайте также:  Развитие ребенка 2года 4месяца

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие будущего школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными, умными. Что же такое мышление и почему его надо организовывать и развивать? В психологии (в частности, дошкольной)различают разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое (связанное с уходом от реальности во внутренние переживания).

Все психологи сходятся в одном: мышление человека — это высшая форма его познавательной деятельности. Не вдаваясь в теоретические подробности, о которых исследователи имеют общее мнение, остановимся на главном разногласии. Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т. е. производящим новый продукт — идею, новое решение (С. Л. Рубинштейн) ; другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П. Я. Гальперин). Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний — одна из функций памяти, в то время как искание и открытие нового — действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс.

Зачем воспитателю знать такие тонкости? Затем,чтобы понимать: в первом случае он будет задавать ребенку алгоритм действий (например, решения задачи по типу уже решенной); во втором научит находить свое — оригинальное, решение, где известные ему алгоритмы непригодны.

Нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

Если в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования использовать дидактические игры для развития логического мышления, то это будет способствовать положительному развитию умственного развития старших дошкольников в целом и на общую подготовку к школе.Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.

1. Игры-путешествия.

2. Игры-поручения.

3. Игры-предположения.

4. Игры-загадки.

5. Игры-беседы (игры-диалоги).

Цель игры-путешествия — усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. Это такие игры как «Путешествие по городу Нижнему Новгороду», «Путешествие по карте Нижегородской области» и др. В состав игры-путешествия иногда входит песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино выбрать лекарственные растения», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы, ели бы исчезли птицы?» или «Что бы я сделал, если бы был архитектором?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Читайте также:  Закономерности общие для развития нормального и аномального ребенка

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.Мы детям предлагаем тематику загадок: «Деревья на наших улицах», «Животные нашего края», «Четвёртый лишний» и т. д.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том,что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Например такая игра-беседа, как «Шкатулка сказок» (через общение с персонажами сказок, и от их лица, идет обучение правилам поведения на улице, в лесу и т. д.)

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности детей.

Можно и нужно научить детей правильно, организованно логически мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденный ответ в процессе логического мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс логического мышления – это поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.

Дидактическая игра в дошкольном воспитании играет не только роль элемента игровой деятельности детей, но и является ведущим средством в развитии логического мышления старших дошкольников при подготовке их к школе.

Таким образом, роль дидактических игр во всестороннем развитии ребенка неоспорима.

Мной была разработана дидактическая игра «Цветные ежики».

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: Обогащать сенсорный опыт детей, развивать аналитическое восприятие.

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольниковЗначение дидактической игры для всестороннего развития ребенкаЗначение дидактической игры для всестороннего развития ребенкаЗначение дидактической игры для всестороннего развития ребенка

Источник

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их в самостоятельной игровой деятельности.

В процессе игры дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной игре.

Любая д/игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

  1. Прежде, чем раскрыть роль д/игры в умственном развитии детей, напоминаем о задачах.

Основными из них являются:

-формирование системы научных знаний о природе и обществе;

-развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;

-воспитание познавательных интересов, любознательности;

-формирование речи, пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Все названные задачи решаются успешно с помощью д/игр. Через содержание д/игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизирует и углубляется знание о Родине, о Армии, о людях разных профессий, о труде людей разных национальностей.

Читайте также:  Репетитор для ребенка с проблемами в развитии

Д/игре всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью д/игры воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению. Ребенок должен думать, правильно анализировать и синтезировать. Активизируя мышление, д/игра воздействует на эмоции детей, ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачного найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное от самостоятельности в решении задач.

Велика роль д/игры в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессе ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Все д/игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей ,пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих д/игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. В д/играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи.

     2 Большое значение д/игры имеют в нравственном воспитании развития детей. Задачи:

-формирование нравственного сознания ,овладение нравственными представлениями и понятиями;

-формирование нравственного поведения;

-формирование нравственных чувств и отношений;

-развивается бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В развитии нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. Овладеть правилами –это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче.

Д/игры: «Уложу куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки», «Оденем куклу». Играя в эти игры, дети усваивают культурно-гигиенические навыки, нормы поведения.

Формируются качества личности ребенка, такие как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию. Вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

      3 Д/игра используется и в целях трудового развития.  

Игра «Кто построил этот дом», дети узнают о том, что дои строят много специалистов. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для д/игры. Если дети сами готовят атрибутику для игры, они потом бережней к ней относятся. Воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

       4 С помощью д/игр решаются задачи эстетического развития.

Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ним.

       5 Значение д/игры также занимает место и физическом  развитии.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает  хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы.

Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности, т.е. к будущему обучению в школе.

Коллективная деятельность- игра детей, является сама по себе мощным образовательным фактором.

Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом. Дети  что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус, вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его      самочувствии.

                      ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ.

Ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться: я сам. Но внимание малыша неустойчиво, он быстро отвлекается. Значительность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности.

— Игры с предметами:

«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Такой листок- лети ко мне», «Кто скорее соберет», «Найди предмет по описанию», «Больше-меньше».

-Игры настольно-печатные:

«Парные картинки», «Сложи картинку», «Лото», «Чьи детки», «Домино», «Когда это бывает».

-Игры словесные:

«Угадай кто позвал», «Игра с пальчиками», «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Заинька», «У медведя во бору», «Конь», «Петушок», «Сова», «Уточка», «Птички», «Солнечные зайчики», «Воробушки и автомобиль», «Вороны», «Пчелки», «Курочка-рябушечка», «Еду-еду».

                                                         Воспитатель : Мочалова Вера Михайловна,                                                              

                                                         МКДОУ д/с№1, стаж-30лет, высшая        

                                                         квалификационная категория.

Источник