Журнал развитие речи ребенка раннего возраста

Журнал развитие речи ребенка раннего возраста thumbnail

Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста.
Дата публикации: 24.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие речи детей раннего возраста.

Раннее детство — период интенсивного развития ребенка. В период с 1

года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая

деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста

становится — предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым

становиться формой и средством организации этой предметной деятельности,

в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с

предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и

помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и

образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится

развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения

с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого

развития детей раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю

— в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых,

от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому

общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.

Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С

годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ

общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если

она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не

слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

В работе по развитию речи детей раннего возраста используют

следующие формы деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим с собой;

— параллельный разговор;

— провокация или искусственная непонимание ребенка;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием ярких красочных

картинок;

— инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

— элементарное экспериментирование.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые

потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у

воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются,

приговаривают кто что может, пританцовывают — ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст

игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все

малыши одновременно. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и

прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех

детей: «…маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При

этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не

только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического

«поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Для

развития словаря также используют приём поручений. После того, как

ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашивают: «Что ты принёс? Где

взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает

устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их

обозначающих.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов,

народных потешек, песен детьми третьего года жизни, где особенно важно

систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно

слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз — как на

одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В

последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять.

Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество

действий, выполняемых персонажами, описывается место действия,

разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами.

Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение

пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала

следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы — затем

Читайте также:  Современные стратегии воспитания и развития личности ребенка

задавать вопросы и учить отвечать на них позднее — просить его рассказывать

самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ

вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя

пропущенное.

Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года

жизни. Для всестороннего развития детей следует проводить

организованные занятия, которые являются экономной (объединено

несколько детей) и эффективной формой обучения.

С целью развития понимания малышами речи широко используется показ

предметов с называнием и моментами сюрпризности — внезапного

появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать

разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике

живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей

знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать

названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат

различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся

различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на

картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу,

что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит

петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети,

захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют

на его просьбу произнести то или иное слово, в этом возрасте им трудно

одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об

игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью

говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее

наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.

Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю,

скажите: «Иди, иди, ляля».

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов

следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью

им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует

формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались

знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит?

Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же

вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля,

собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их

действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.

После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо

стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи

планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями

повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо

освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не

только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Литература:

-Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические

рекомендации М.; Мозайка – синтез 2005г.

-Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа.»

Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2015г.

-Сохин Ф.А. « Развитие речи детей дошкольного возраста» М. – Просвещение

1984 г.

-Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста

под редакцией М.Н. Алексеева, В.И. Яшина.

Источник

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка это

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации.

На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».

«Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением. Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т. д.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок. Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний.

Другая особенность детских слов — своеобразие их значения. Ни одно из слов детской речи не может быть правильно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Например, ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы — кошку, шубу, мамины волосы, одеяло — словом, всё мягкое и пушистое.

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова. Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.

Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова.

Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

1)                 потребность в общении со взрослым;

2)                 потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Читайте также:  Прививки и развитие ребенка

Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.

Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет внимания ребенка.

Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.

Подведем итог вышесказанного. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Так же, важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Литература:

  1.                Бородич А. М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.
  2.                Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.
  3.                Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи Москва, Просвещение, 1970 г
  4.                Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок Москва, Просвещение, 1988 г.
  5.                Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  6.                Ушакова О.С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно -метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  7.                Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, взрослый, предмет, речь, родной язык, активное слово ребенка, дошкольное детство, нужное слово, психическое развитие.

Источник