Современные стратегии воспитания и развития личности ребенка

Современные стратегии воспитания и развития личности ребенка thumbnail

От автора: Время летит быстро. В процессе воспитания мы многое не успеваем.. А когда ребенок вырастает — бывает поздно что-либо менять…

Я хочу сегодня рассказать о стратегиях воспитания и о последствиях, которые эти стратегии имеют для ребенка.

Одна из самых распространенных стратегий — негативная стратегия подавления.  Когда родители «лучше знают», что нужно ребенку. Все вроде правильно, но школа, кружки и даже выбор профессии являются следствием выбора взрослых. Жесткая позиция взрослого сродни насилию и принуждению.

Ребенок находится в ситуации ограничения свободы, загнан в манеж, делая то, что на самом деле нужно не ему, а взрослым. Он  занимается из-под палки, стараясь вкладываться как можно меньше. Впоследствии он подвержен критике – как внутренней, так и внешней, следует стереотипам и плохо адаптируется к изменениям.

Возможно проявление инфантильной позиции – «вы там сами за меня сделайте что-нибудь», позиции избегания – «лишь бы отстали».  Такого ребенка нужно долго и последовательно переучивать в направлении того, что он сам может выбирать, что ему делать и как поступать.

Наиболее коварная стратегия – безразличная. Мама и папа заняты, они работают или занимаются собой, погруженные в собственные процессы, они мало внимания уделяют детям. И тут возможны два варианта.

Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей

Первый вариант более простой – родитель чувствует себя несчастным, постепенно отдаляется и в бессилии что-либо дать ребенку, начинает проявлять агрессию по отношению к нему, иногда даже связывая с ребенком причину своих несчастий.

Ребенок привыкает к тому, что он должен уметь все делать сам, так как рассчитывать не на кого. И одновременно с этим он становится в позицию конфронтации и обороны со взрослыми,  в которых  видит врагов. Он вырастает сильным человеком, но испытывает двойственные чувства любви и ненависти к родителям, которые терзают его всю жизнь.

Второй вариант родителя – безразличный оптимист. Здесь даже бОльшая сложность.  У родителя все хорошо. Он увлечен личными делами. Ребенок предоставлен самому себе. Когда такой ребенок вырастает, он сохраняет хорошие отношения. К родителям, к другим людям. Но не к себе. Потому что в глубине души его родилось чувство, что он не достаточно хорош для родителей, поэтому с ним никто не общается.   А родитель хорош, любим и позитивен. 

У этого ребенка также нет доверия к миру, он тоже всего достигает сам. Но при малейшем препятствии у него возникает вопрос: правда ли что я смогу, что я достоин? И при малейшем сомнении он скорее отказывается от выбора и благ. Помощи просить он не привык – да и бесполезно. Но и на себя опираться сложно – так как нет виноватых, кроме самого себя.

Дети с безразличными стратегиями воспитания очень часто опускают руки. Даже если они активны и деятельны, их преследуют сложные состояния, бессилие и депрессия. Ему непонятно, он пытается бросить начатое, пытается начать то, что бросил снова и снова — но  ничего не получается!

Позитивная стратегия взрослого – быть в контакте с ребенком. Поддерживать и одобрять.  Ребенок идет по жизни  смело, но всегда может рассчитывать на помощь. Он умеет просить и получать необходимые ресурсы.  Впоследствии он сможет быть опорой для своих детей.

Для сравнения, ребенку с безразличной или стратегией давления не придет в голову, что нужно просто запросить необходимый ресурс, воспользоваться подсказкой или чьими-то услугами.

Воспитание – это проект!
Поддержка ребенка в последовательном, конструктивном развитии его СПОСОБНОСТЕЙ  (без давления и манипуляций).
Начните выстраивать правильные отношения с ребенком, применяя позитивные стратегии. 

Любые внешние отношения следуют из системы отношений внутри. Согласно теории Эрика Бёрна, человек может находиться в трех эго-состояниях:

Ребенок – проявляется с рождения, олицетворяет жизненную силу и индивидуальность: играть, быть собой.

Родитель – проявляется в  ситуациях воспитания и передаче опыта: поучает, покровительствует, опекает.

Взрослый – проявляется в ситуациях принятия объективных ответственных решений: самостоятельность, обязательность

Ответьте на вопросы о своих стратегиях: о том, каким образом мы добиваемся долгосрочных целей (отметьте галочкой те утверждения, с которыми вы согласны):

  1. Принуждаем СЕБЯ заниматься нелюбимым делом
  2. Навязываем чужие «нужные и денежные» таланты РЕБЕНКУ
  3. Сравниваем СВОЕГО РЕБЕНКА с другими
  4. Навязываем СВОИ таланты РЕБЕНКУ
  5. Считаем, что талант зависит от генов, мало что на него может повлиять
  6. Думаем, что человек может заниматься чем угодно, главное – труд
  7. Верим в то, что успешность человека зависит от обстоятельств
  8. Приводим часто пример, когда беспризорник стал успешным, хотя никому до него не было дела
  9. Занимаемся САМИ любимым делом
  10. Помогаем в том, что дает энергию самому РЕБЕНКУ
  11. Говорим ребенку и себе МОЖНО
  12. Убеждаем РЕБЕНКА в том, что профессию надо выбирать по душе
Читайте также:  Нам 8лет развитие ребенка

Ответы 1,2,3,4 — ваши негативные (–) стратегии.
Ответы 5,6,7,8 — ваши безразличные (0)  стратегии.
Ответы 9,10,11,12 — ваши позитивные (+)  стратегии.

Если в вашем списке только позитивные стратегии – вас можно поздравить! Вы нацелены на позитив  и взаимопомощь!

Если в вашем списке присутствует хотя бы одна негативная стратегия – стоит срочно задуматься! Что-то вы делаете не так.

Если есть безразличные – это говорит о том, что и вы сами, и ваш ребенок обделены вниманием.

Негласный закон передачи опыта:

Как вы относитесь к своему внутреннему ребенку, так же вы будете относиться к детям и скопируете все свои стратегии!

Уровень энергии зависит от того, насколько мы реализуем свои мечты! И наоборот. Чем больше успешных дел, тем выше энергия, которую мы получаем в итоге.

Успешный человек (+) — это человек, реализующий СВОИ мечты! Это ответственный взрослый, поддерживающий родитель и счастливый ребенок – тот, который находится в области своих реализованных талантов и позитива.

Несчастный человек (–) — это человек, принуждающий себя заниматься тем, что ему не интересно, не получается, и т.д. Уставший раздраженный взрослый, подавляющий родитель и травмированный  ребенок – занимается не своим делом, испытывает раздражение и негатив.

Сомневающийся человек (0) — не пытался экспериментировать со своими талантами. Апатичный взрослый,  безразличный родитель, брошенный ребенок. Если он пытается реализовать свой талант, он попадает в прострацию, тупое бессилие… В этом состоянии нужна поддержка! Часто таким людям проще делать что-то грандиозное для других, чем какую-то малость  для себя. Они  отказываются от помощи, и со стороны кажется, будто они нарочно избегают простых путей.

Сложно начать изменения, находясь под гнетом давних установок.  Принять себя  в таком состоянии, со всеми своими особенностями  и выбраться из замкнутого круга на свободу.

Что самое важное?  Адекватная оценка собственных возможностей. Разобраться, какая цель соответствует твоему замыслу и достижима, а какая является тупиком. В чем твоя сила, а в чем — слабость.
Полезно иметь опытного проводника, который верит в тебя порой даже больше чем ты сам, и  поддерживает  желание идти вперед. Того самого проводника, который знает о сложностях развития под действием давления или безразличия.. Как помочь  этим прожитым сложностям  стать  союзниками позитивных изменений? 

Автор: Зимихина Ольга Николаевна

Источник

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

Читайте также:  Медицинские тесты развития ребенка

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.
Читайте также:  Особенности развития ребенка в дошкольный возраст

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Источник