Журнал наблюдения ребенка оценка развития

Журнал наблюдения ребенка оценка развития thumbnail

МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

воспитатели _________________________

_________________________

Методические рекомендации для воспитателей

к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми».

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.

В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Использование «Журнала наблюдения и оценки развития детей» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

В «Журнале наблюдения и оценки развития детей» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.

1- начальная стадия

(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться.Знания по данному параметру отсутствуют.)

2 – в развитии

(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.)

3 –при умеренной поддержке

(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)

4 – самостоятельно

(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)

5 – устойчиво

(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).

  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).

  • Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

  • В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

  • В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

  • Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

  • Все ли дети показали динамику развития?

Сводная таблица педагогической диагностики воспитанников II младшей группы

в 2016/2017 учебном году

Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок _____________________________________

Уровни показателей (баллы) :1 – начальная стадия, 2 – в развитии, 3 – при умеренной поддержке, 4 – самостоятельно, 5 – устойчиво.

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа)

3-й год

(старшая группа)

4-й год

(под.группа)

I

II

I

II

I

II

I

II

1. Социально – коммуникативное развитие

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

— осознает себя мальчиком или девочкой

— воплощает представления о себе и своей семье в рисунках, играх

— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях

2

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

— проявляет уважение к себе и другим

— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делать активный выбор.

2

3.Выражает эмоции проблемным способом:

— опознает и называет различные эмоции

— выражает чувства словами

— объясняет причины своих эмоции

3

4. Проявляет эмпатию к другим людям:

— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

— помогает другим в случае необходимости

— выражает понимание чувств вербально

2

5. Самоконтроль и взаимодействие:

— навыки игры сформированы соответственно возрасту

— присоединяется к игре по приглашению или просьбе

— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

3

6. Понимает и уважает различия между людьми:

— играет с ребенком другой культурной принадлежности

— интересуется различиями между собой и другими

— использует подходящие слова, обсуждая различия

1

7. Самообслуживание:

— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

Читайте также:  Литвинова познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста

— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

2

8. Ручной труд:

— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

— делает объемные фигуры, складывает лист бумаги пополам, и т.д.

— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала

2

9. Воспитание ценностного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

-ответственно выполняет трудовое поручение

— помогает сверстникам и взрослым при затруднении

2

10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

— знает правила безопасного поведения в транспорте

2

11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

-знает и соблюдает правила поведения с животными

-имеет представления об опасностях, встречающиеся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

1

12. Знает элементарные правила поведения в детском саду, в быту:

— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

— знает и выполняет правила поведения на прогулке

— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

2

Всего (среднее значение)

24:12= 2,0

2. Познавательное развитие

1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2. Планирует и ставит цель:

— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

— подбирает несколько необходимых предметов для игры и работы

— выдвигает гипотезы и предположения

3. Классифицирует по признакам:

— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.

— подбирает группу объектов на основании функционального сходства

— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

4. Понимает количественные отношения:

— устанавливает взаимоотношение объектов, считает их

— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

— использует измерительные инструменты для определения длинны, веса и др.

5. Понимает основные пространственные отношения:

— понимает слова, обозначающие положение или направления

— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

— решает различные пространственные головоломки (пазлы)

6. Обнаруживает наличие представлений о времени:

— знает слова, обозначающие время суток

— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1. Говорит понятно для слушателей:

— использует части речи согласно возрасту

— согласует слова в предложении

— говорит соответственно возрасту

2. Сосредоточенно слушает чтение в слух:

— внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание

— стремится к повторной встречи с произведением, его героями

— просит взрослого прочитать новое литературное произведение

3. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— знает содержание прослушанных произведений, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг

4. Охотно включается в процесс восприятия:

— обсуждает произведение

— выражает свое отношение к событиям, героям;

— отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи,

представляет героев: их внешний вид, черты характера и т.д.

5. Различает основные жанры литературных произведений:

(в соответствии с возрастом)

6. Развиты умения художественно-речевой деятельности:

рассказывает знакомые сказки, стихи, рассказы;

— придумывает поэтические рифмы, описательные загадки;

-участвует в играх со звукоподражанием и рифмами.

7. Участвует в разных видах творческой худ.деятельности на основе литературных и фольклорных произведений:

— рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки;

— участвует в театрализованных играх.

Всего (среднее значение)

4. Художественно – эстетическое развитие

1.Проявляет желание общаться с прекрасным:

с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности;

— любит заниматься изобразительной деятельностью со взрослыми и самостоятельно;

— правильно передает форму, цвет, размер.

2. В процессе собственной деятельности( в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты

3. Целенаправленно создает образы предметов и явлений, сформированы технические навыки (раскладывает готовые формы, намазывает их клеем, приклеивает);

— знает и соблюдает последовательность выполнения аппликации, действует аккуратно.

4. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями:

освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и применяет их в совместной со взрослым и сам.Деятельности

5. Проявляет устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности:

внимательно и заинтересованно слушает музыкальное произведение, — замечает его настрой, следит за динамикой музыкального образа

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

1.Ребенок гармонично физически развивается, с желанием двигается, двигательный опыт многообразен.

2.Интересуется разнообразными физ. упражнениями, действиями с физкультурными пособиями.

3.Координация движений соответствует возрасту, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.

4.Двигательная активность адекватная возрасту, с интересом подражает

движениям, которые демонстрирует взрослый, принимает задачу научиться движению

5.Переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро, проявляет выносливость).

6.В играх проявляет положительные эмоции, доброжелательно относится к сверстникам, проявляет добрые чувства кигрушкам, готовит условия для игры, а после игры убирает игровой материал, бережно относится к игрушкам и игровым материалам

7.Под руководством взрослого распределяет роли и игровые материалы для совместных игр, участвует в создании общего игрового замысла, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками;

Читайте также:  Развитие личности ребенка инвалида

8.Выполняет правила в соответствии с ролью, осознает правила, обращает внимание на выполнение правил сверстниками

9.Использует как разнообразные игрушки, реальные объекты, так и воображаемые предметы, понимает, что значит действовать в условной ситуации («как будто, понарошку»), заменяет некоторые действия или предметы словом, широко использует предметы-заместители, самостоятельно их подбирая

10.Готовит вместе со взрослым условия для игровой деятельности, убирает игрушки и атрибуты после игры.

Всего (среднее значение)

Источник

Автор — Л. С. Вакуленко

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие  Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3]. За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5—3 лет занимает четыре страницы, для детей 3—8 лет — три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год — в сентябре и апреле — мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [5, с.15].

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3—4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского [2] о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 — начальная стадия;
2 — в развитии;
3 — при умеренной поддержке;
4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка раннего детства

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной [1]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно — высокий уровень развития).

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
— В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
— Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3] подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________
Воспитатели:
Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА за декабрь 2015 года.

Источник