Жуков методика развития речи ребенка
Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.
Из биографии
Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.
Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.
Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».
В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.
Особенности методики
В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.
В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.
Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.
Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).
В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.
Важные методические советы
Учите ребенка в игровой форме
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Возраст начала обучения
Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.
Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.
Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
Звуки или буквы?
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.
Учим правильно гласные и согласные
Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)
В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Закрепляем изученный материал
Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
Чтение по слогам
Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
Начинаем с простых слогов
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
Этап обучения чтению закрытых слогов
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
Чтение простых слов
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Следите за произношением и расстановкой пауз
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.
Популярные книги для детей Н. Жуковой
Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.
Сюда входят:
«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях
Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.
«Магнитная азбука»
Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.
«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»
Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.
«Уроки правильной речи и правильного мышления»
Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.
«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)
Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.
«Уроки логопеда»
Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.
«Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»
Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.
«Логопедия»
С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.
«Первая после Букваря книга для чтения»
Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.
Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.
1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.
2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.
3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.
Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.
Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.
Источник
Читая комментарии, я вижу, что многие родители, имея ребёнка с тяжёлым нарушением речи, даже в больших городах сталкиваются с фразами от педагогов вроде: «Приходите после 5 лет«. Такие вещи специалист говорит не потому, что до 5 ждать допустимо, а потому, что он либо не умеет работать с подобными нарушениями и рассчитывает, что когда ребёнок корявенько заговорит, с ним можно будет работать традиционными методами, либо просто не хочет связываться.
Однако при алалии ждать до 5 лет недопустимо — ребёнок с ней без занятий может молчать и до 7, и до 10 лет. А если это алалия с сенсорным компонентом или аутизм, то бонусом к отсутствию речи можно получить ЗПР, а то и умственную отсталость. Поэтому сегодня я хочу показать методику для вызова речи у алаликов, которая помогла лично моему сыну заговорить, чтобы родители не ждали у моря погоды и могли попробовать вызвать речь сами.
фото из открытых источников
Определяем и формируем «готовность к речи»
Чтобы эта методика успешно сработала у вас, ребёнок должен быть «готов» к речи. Что значит готов?
- Должно быть развито подражание;
- Развито внимание — необязательно фантастическое, но чтобы хоть 5 минут на одном задании ребёнок мог концентрироваться;
- Ребёнок вступает в контакт (немного понимает обращённую речь или может коммуницировать при помощи карточек) — нужно, чтобы объяснить ему принцип работы.
Если чего-то из этих пунктов нет, лучше не браться за вызов речи, так как это будет попытка нагородить «дом без фундамента». По моему опыту с сенсомоторной алалией у сына скажу, что работа над вызовом осознанной речи ведётся в таком порядке, в каком у ребёнка развивались бы психические функции не будь у него никаких проблем:
- Сначала ведётся работа над вниманием ребёнка к происходящему — нужно поработать с общеразвивающими безречевыми занятиями (пирамидки, сортёры и прочее), уча ребёнка концентрироваться хоть на чём-нибудь;
- Через некоторое время параллельно подключается работа над пониманием речи и подражанием;
- Когда становится понятно, что ребёнок, пусть не идеально, но довольно стойко, владеет нужными навыками, можно начинать пробовать запускать речь.
Как правило, при чистой моторной алалии над подобными вещами работать не требуется — ребёнок всё это может, но не может говорить. С такими детьми можно пробовать сразу приступать к вызову речи.
Сенсорная, сенсомоторная алалия и РАС обычно требуют отработки всего вышеперечисленного. Если вы не знаете что делать, то у меня на канале уже есть статьи как развить все эти «ступеньки к речи» — ниже я добавлю ссылки на некоторые из этих материалов.
Для тех, у кого ребёнок всё нужное может и умеет, показываю сработавшую у нас методику.
Вызов речи
Честно скажу, не знаю как она называется, но у многих алаликов и детей с тяжёлыми нарушениями речи я видела нечто подобное. По принципу напоминает метод Новиковой-Иванцовой. Выглядит она вот так (листать галерею можно стрелочками вбок — ниже размещу описание каждого этапа):
картинка 1
картинка 1
картинка 1
Картинка 1 — так как у алаликов и аутистов, как правило, слабое слуховое внимание, звуки и то, как они звучат, проще учить через картинки, так как зрительное восприятие у таких детей обычно не нарушено. Ребёнку предлагается поместить указательный палец на начало стрелки и медленно вести руку по стрелке к смайлику, гудя как паровоз «У-у-у!». таким образом ребёнок отрабатывает все три стрелки.
Ниже расположены «Кнопочки пианино» — это игровая пальчиковая гимнастика. Ребёнку надо поочерёдно коснуться пальцами кнопочек, произнося при нажиме «У-у-у»: большим пальцем нажать на зелёную, указательным на красную, средним на голубую и т.д.
Картинка 2 — Здесь должны быть слова с изучаемой буквой (нужно 10-15 шт.). У меня пример со словами из урока с буквой «А». По произношению они могут казаться невозможными для алаликов, тем не менее, ребёнку надо их за вами повторять.
Обратите внимание: на этапе вызова речи не важно какого качества слова у ребёнка. Он может их произносить почти неузнаваемо, коряво, главное, чтобы просто произносил и практиковался. Пока идёт работа на выход из алалии исправлять не нужно!
Важно: сам родитель должен стабильно показывать образец правильной речи как на занятиях, так и в жизни. Умиляться тому, что ребёнок наконец хоть что-то начал говорить, можно, но сюсюкать и повторять за ним неправильное произношение не надо!
Картинка 3 — такое задание присоединяется после того, как вы пройдёте первые 2-3 буквы. Это обучение чередованию звуков речи. Ребёнок на начале стрелки говорит «А-а-а«, но когда его указательный палец дойдёт до парохода, он должен произнести «У«. Получается более сложное звукоподражание «А-у!«. Для занятия требуется 2-3 таких дорожки для чтения.
Это упражнение важно для отработки частого явления при тяжёлых нарушениях речи — артикуляционной диспраксии.
Артикуляционная диспраксия — это проблемы с координацией движений мышц рта.
Например, чтобы сказать слово «Ванна», наш рот сначала принимает одну артикуляционную позу (положение мышц рта) для произнесения части слова «ва», а затем другую, чтобы выговорить «нна». Мы делаем это автоматически, а ребёнок с диспраксией так не может и не понимает как ему переключить мышцы рта с одного слога на другой. В итоге может быть картина, когда малыш может произнести только слова с одинаковыми слогами (мама/папа).
Такие «чтения» сначала гласных по дорожкам, затем гласных с согласными, помогают ребёнку плавно и ненавязчиво учиться переключатся с одной артикуляционной позы на другую.
Как видите, для заданий требуется немного материалов, многие из которых можно нарисовать самим в графических редакторах (стрелки, кнопки и прочее). С исходниками карточек-символов сложно — их у меня нет, но можно позаимствовать эти карточки из методики Новиковой-Иванцовой. Наберите в поиске яндекса (он лучше ищет по картинкам), например, «новикова-иванцова гласные звуки» и вы увидите вагон карточек, которые можно скачать и распечатать. Конечно, не все они будут гласные, но тем не менее, так можно выудить если не всю, то большую часть обучающего материала (пара примеров внизу):
Каков порядок звуков?
Звуки изучаются в том порядке, в каком они в норме входят в строй.
Сначала это гласные: А, О, У, И, Э, Ы.
Затем согласные раннего, а потом и позднего онтогенеза:
Если видно, что какой-то звук ребёнок не может нормально произнести, то это знак, что пока надо задержаться именно на нём + повторять предыдущий материал.
Обратите внимание: при обучении согласным важно соблюдать правильное произношение: надо чётко говорить один звук — не «М-э», а «М», к примеру.
Сколько времени потребуется?
Всё индивидуально, но я расскажу про наш опыт.
Сыну было 3,10, когда мы начали так заниматься. К первым сознательным, постоянным словам мы шли примерно 2 месяца. Срок не такой уж и большой, но чтобы этого достичь, мы очень плотно работали: 4-5 раз в неделю повторялись задания с нами дома + 2 раза в неделю ребёнок работал частно с логопедом. То есть, суммарно выходило 6-7 занятий в неделю. Через полгода от начала занятий сын начал говорить, пусть простыми и корявыми, но предложениями.
На один звук отводилось примерно 3-4 дня. Бывало, что сыну упорно что-то не удавалось. У нас, например, долго не шла «Ы» — её учили 2 недели. Это нормально, так как от ТНР нельзя ожидать, что ребёнок будет легко справляться.
Каждое занятие проводилось закрепление пройденного до этого материала. Например, ребёнок выучил «А», «О» и ему давали «У». Мы учили «У», но также быстро пробегались по заданиям с двумя предыдущими звуками. Делалось это, чтобы у сына было побольше речевой практики.
Возможно, для кого-то этот материал не станет открытием и я честно скажу, что да, много, долго, занудно и ребёнка утомляет. Но нам он помог! Поэтому я не могу не поделиться им и буду рада, если кто-нибудь тоже увидит результат 🙂
К сожалению, эти занятия не решат все проблемы, если у ребёнка тяжёлое нарушение речи — ему всё равно будет необходим хороший логопед!
Некоторые вещи действительно можно толкнуть и отработать дома, но поставить звуки, сделать массаж, помочь развить слабые стороны речи конкретно вашего ребёнка, направить и объяснить может только хороший специалист.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Обещанные ссылки:
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)
Источник